Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. В условиях развития в Российской Федерации правового государства и гражданского общества актуализируется роль механизмов правовой защиты, людям и гражданам необходим посредник между ними и органами государственной власти. Связующим звеном и медиатором в защите прав и свобод человека и гражданина является Уполномоченный по правам человека.
Дальнейшее развитие и совершенствование претерпевает и законодательное регулирование института уполномоченного по правам человека. Так, в 2020 году был принят Федеральный закон определяющий правовой статус уполномоченного по правам человека в регионах , внесены изменения в федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в РФ» .
Однако, несмотря на укрепление законодательной базы, потенциал уполномоченных по правам человека используется не в полную силу. По данным Уполномоченного по правам человека Российской Федерации за 2021 год поступило 59407 обращений, что на 34,75% больше, чем в 2020 году . Для сравнения прокуратура РФ за год рассматривает порядка 5 миллионов обращений граждан .
Таким образом, актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью исследования роли уполномоченного по правам человека с учетом нововведений в законодательстве, а также проблем и перспектив дальнейшего развития данного конституционно-правового института.
Проблемам осуществления полномочий Уполномоченного по правам человека, а также проблемам становления института омбудсмена в Российской Федерации были посвящены работы многих юристов, деятельность которых прямо или косвенно связана с осуществлением защиты прав и свобод человека и гражданина. Недостаточно детально изучены и систематизированы проблемы, связанные с осуществлением полномочий омбудсмена в регионах, в том числе Калининградской области.
Объект исследования данной работы – общественные отношения, которые обуславливают работу института Уполномоченного по правам человека.
Предметом исследования выступают правовые нормы, которые регулируют деятельность уполномоченных по правам человека, практика работы уполномоченного по правам человека Калининградской области
Цель курсовой работы – изучить конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека и пути его совершенствования.
Задачи курсовой работы:
– охарактеризовать место и роль Уполномоченного по правам человека в системе органов государственной власти, рассмотреть понятие, функции и принципы института);
– рассмотреть вопросы правового регулирования института Уполномоченного по правам человека в РФ№
– выделить проблемы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ;
– охарактеризовать деятельность Уполномоченного по правам человека в Калининградской области;
–выявить особенности деятельности Уполномоченного по правам человека в Калининградской области.
Нормативную основу работы составляют Конституция Российской Федерации , федеральное законодательство, регулирующее правовой статус уполномоченного по правам человека, а также законодательство Калининградской области.
Теоретическую основу работы составили научные труды отечественных ученых, таких как С. А. Авакьяна, С.Н. Белясова, Н. В. Корнеевой, М. А. Кудрявцева, Д. Е. Феоктистова и других.
Эмпирическую и информационную базу исследования составили Доклады Уполномоченного по правам человека в Калининградской области, материалы конференций, дискуссий, посвященных рассматриваемой тематике, статистические, справочные и иные, находящиеся в открытом доступе в сети «Интернет» данные, а также материалы новостных агентств, опубликованные в средствах массовой информации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания (исторический метод, диалектический метод, методы системного анализа, синтеза) и специальные правовые методы познания (метод сравнительного правоведения, формально-юридический и историко- юридический метод).
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РФ
1.1 Место и роль Уполномоченного по правам человека в системе органов государственной власти, понятие, функции и принципы института
Институт омбудсмена (как его называют во многих государствах) отражает важнейший механизм и одновременно средство для обеспечения законности в государстве. С помощью подобного института правопорядок в стране стремится к более демократическому, развиваются демократические институты.
Омбудсмен как институт защиты нарушенных прав дополняет те средства защиты граждан, которые установлены в государстве. Как известно, Россия по территориальному устройству является федерацией, поэтому в стране действует единая система государственных органов, но при этом субъекты Российской Федерации могут создавать на своей территории различные органы, которые будут действовать непосредственно на территории субъекта и которые будут наделены полномочиями именно уровня субъекта.
В федеральном законодательстве, регулирующем правовой статус уполномоченного по правам человека, отсутствует определение указанного института. в соответствии с определением, данным Конституционным Судом РФ уполномоченный по правам человека представляет собой конституционный орган, призванный гарантировать защиту соблюдения прав и свобод граждан со стороны государства . В свою очередь Верховный Суд РФ определяет институт уполномоченного по правам человека как государственный орган .
В Национальной юридической энциклопедии уполномоченный по правам человека характеризуется как должностное лицо , в то время как ряд исследователей подчеркивают такие характеристики, как «независимый орган» , «служба народного защитника», возглавляемая «независимым публичным должностным лицом высокого ранга» .
Обобщив вышеназванные определения и характеристики, мы можем сделать вывод о том, что уполномоченный по правам человека есть государственный орган или должностное лицо, основной функцией которого является обеспечение гарантированных Конституцией РФ прав и свобод гражданина.
Говоря об институте Уполномоченного по правам человека, его можно назвать неким связующим звеном между властью и обществом, а также властью и конкретного человека. Органы государственной власти существуют отдельно от института Уполномоченного по правам человека, они не вмешиваются в его дела, а омбудсмен неподвластен органам. Институт выступает как посредник между органами власти различных уровней и между обществом, позволяя держать баланс.
Стоит отметить, что учреждение такого института можно считать одной из важнейших составляющих плана работы для соблюдения прав и свобод человека. Юристы считают, что по своим полномочиям российский омбудсмен, а также омбудсмены в регионах являются неким медиатором между органами и конкретным человеком, который не является отдельно стоящим органом государства, но при этом Уполномоченный помогает в разрешении конфликтных ситуаций как медиатор в суде, помогая сторонам примириться .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.1997, № 9, ст. 1011.
3. Федеральный закон от 18.03.2020 № 48-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ.2020. № 12, ст. 1640.
4. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 № 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина" // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.
5. Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 1994 года № 1587 "О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека" // Собрание Законодательства РФ. 1994. № 15. Ст. 1713.
6. Закон г. Москвы от 15.04.2009 № 6 (ред. от 06.04.2022) «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы.2009. № 6. Ст. 140
7. Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2020 г. № 357-79 «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге» (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 8 июля 2020 года) // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 22.07.2020
8. Закон Свердловской области от 18 октября 2010 года № 72-03 ( в ред. От 09.06.2020) «Об Уполномоченном по правам человека в Свердловской области» // Официальный сайт Законодательного Собрания Свердловской области http://zsso.ru/upload/site1/document_file/CiVap7u5IY.pdf
Научная литература
9. Алексашина А.А. Уполномоченный по правам человека в РФ: проблемные аспекты правозащитной деятельности //Инновационные научные исследования. 2021. № 2-1 (4). С. 118-125.
10. Бегаева А.А. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2004. С. 7.
11. Борсученко С.А. Контроль за соблюдением прав и законных интересов осужденных к лишению свободы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2004. С. 19.
12. Брылева Е. А. Уполномоченный по правам человека как публично-правовой институт защиты прав граждан : аналитический обзор / Е. А. Брылева, М. Р. Гилязетдинов. – Пермь : ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2021. – 41 с.
13. Булатов А.Р. К вопросу о понятии института уполномоченного по правам человека //Закон. Право. Государство. 2021. № 4 (32). С. 380-382.
14. Бялт В.С., Чимаров С.Ю. Институт уполномоченного по правам человека в Российской Федерации //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 6-2 (69). С. 66-68.
15. Климова О.В. Конституционно-правовой статус уполномоченного по правам человека в Российской Федерации //Евразийский юридический журнал. 2021. № 1 (152). С. 125-127.
16. Колосова Т.Е. Значение и роль уполномоченных по правам человека в реализации правозащитной функции государства //Вестник Владимирского юридического института. 2021. № 3 (60). С. 171-174.
17. Петренко Е.Г., Мирная А.Ю. К вопросу о конституционно-правовом статусе уполномоченного по правам человека: теоретический аспект //Право и государство: теория и практика. 2021. № 12 (204). С. 233-236.
Судебная практика
18. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хорошенко Андрея Анатольевича на нарушение его конституционных прав положением пункта 3 статьи 20 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 № 437-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2017. № 5 (начало), № 6 (окончание).
Интернет-ресурсы
20. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2021 год // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL: https://ombudsmanrf.org/content/doclad2021
21. Национальная юридическая энциклопедия. URL: http://determiner.ru/termin/ ombudsman.html (дата обращения: 19.11.2022).
22. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2021 г. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/