Фрагмент для ознакомления
2
2.2. Практика применения таможенных платежей в отношении электрической энергии
Экономические интересы Российской Федерации на внешнеторговом пространстве по торговле энергоресурсами и электроэнергией представляет центральная энергетическая таможня (ЦЭТ).
Деятельность ЦЭТ обусловлена необходимостью контроля за ввозом и вывозом энергоресурсов, поскольку во-первых, это связано с использованием недр РФ; во-вторых, внешнеторговая деятельность по продаже энергоресурсов является значительным источником доходов для государства. А это значит, что риск нарушений очень велик, поскольку данный рынок имеет огромный финансовый оборот.
1 ноября 2019 года в ЦЭТ начал работать Энергетический таможенный пост (ЭТП) (Центр электронного декларирования (ЦЭД)). Целью создания ЭТП (ЦЭД) является обеспечение эффективности контроля соблюдения актов, составляющих право ЕАЭС и законодательства РФ о таможенном регулировании, а также централизация декларирования энергоносителей, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС. При этом при таможенном оформлении энергоносителей трубопроводным транспортом вся информация перенаправляется и выстраиваются потоки таможенных деклараций в ЦЭД.
Деятельность ЦЭТ представляется не только актуальной, но и достаточно ответственной, поскольку связаны с огромными потоками финансов, поступающих в государственный бюджет вследствие выплаты таможенных платежей. Применяются высокие требования и к служащим в сфере образования и развития профессиональных компетенций. Деятельность оперативных подразделений ЦЭТ ориентирована на выявление крупных фактов ухода от оплаты таможенных пошлин. В процессе выявления нарушений обязательно ведется документальное оформление выявленных нарушений. Основными используемыми видами таможенного контроля, которые используются ЦЭТ, являются: документальный контроль и фактический. Документальный контроль осуществляется при подаче декларантом деклараций. то происходит и в процессе подачи деклараций, и на последующем этапе. Фактический контроль производится на места погрузки или перегрузки, а также в местах установки приборов учета.
Рассмотрим порядок декларирования более подробнее на примере (приложение 2-3).
Условия для заполнения декларации:
По внешнеэкономическому контракту № CS3231 от 21.09.2022, заключенному между ООО «Альта-Софт», Россия, 129085, город Москва, ул. Годовикова, д. 9 стр. 12 (ИНН 5018046069, КПП 771701001, ОГРН 1025002038291, тел. +7 (495) 995-95-55) и фирмой Chingiz Mining LTD (Монголия, Улан-Батор, район Сухэ-Батор 126) вывозится:
- электроэнергия.
Производитель: ООО «Альта-Софт».
Общая сумма контракта составляет 15000 долл. США.
Согласно инвойсу № ND-17 от 15.10.2022 всего вывозится эл.эн., стоимость товара по инвойсу – 1000 долл. США.
Отправитель: ООО «Альта-Софт», Россия, 129085, город Москва, ул. Годовикова, д. 9 стр. 12 (ИНН 5018046069, КПП 771701001, ОГРН 1025002038291, тел. +7 (495) 995-95-55).
Груз вывозится через т/п МАПП Кяхта, ДТ подается на таможенный пост Центральный (ЦЭД) – 10131010.
Для заполнения декларации на товары представлены документы:
приложение № 1 от 10.10.2022 к контракту № CS3231 от 21.09.2022, в котором согласовывались конкретные цены за единицу товара на данную поставку.
Товар декларируется декларантом самостоятельно.
Курсы валют, используемые для заполнения декларации в примере: 1 долл. США = 60 руб., 1 Евро = 70 руб.
Рассмотрим подробнее на примере (рис.10-11).
Условия для заполнения декларации:
По внешнеэкономическому контракту № CS3231 от 21.09.2022, заключенному между ООО «Альта-Софт», Россия, 129085, город Москва, ул. Годовикова, д. 9 стр. 12 (ИНН 5018046069, КПП 771701001, ОГРН 1025002038291, тел. +7 (495) 995-95-55) и фирмой Chingiz Mining LTD (Монголия, Улан-Батор, район Сухэ-Батор 126) вывозится:
- электроэнергия.
Производитель: ООО «Альта-Софт».
Общая сумма контракта составляет 15000 долл. США.
Согласно инвойсу № ND-17 от 15.10.2022 всего вывозится эл.эн., стоимость товара по инвойсу – 1000 долл. США.
Отправитель: ООО «Альта-Софт», Россия, 129085, город Москва, ул. Годовикова, д. 9 стр. 12 (ИНН 5018046069, КПП 771701001, ОГРН 1025002038291, тел. +7 (495) 995-95-55).
Груз вывозится через т/п МАПП Кяхта, ДТ подается на таможенный пост Центральный (ЦЭД) – 10131010.
Для заполнения декларации на товары представлены документы:
приложение № 1 от 10.10.2022 к контракту № CS3231 от 21.09.2022, в котором согласовывались конкретные цены за единицу товара на данную поставку.
Товар декларируется декларантом самостоятельно.
Курсы валют, используемые для заполнения декларации в примере: 1 долл. США = 60 руб., 1 Евро = 70 руб.
Рекомендуемый порядок заполнения граф новой ДТ при таможенной процедуре Экспорт:
Графа 1. В нашем примере товар вывозится за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза и предназначается для постоянного нахождения за ее пределами, что соответствует таможенной процедуре экспорта. Выбираем из классификатора код 10.
Графа 2. Графа заполнится автоматически при после заполнения гр. 14.
Графа 3. Графа заполняется автоматически.
Графа 4. В нашем случае графа не заполняется.
Графа 5. В нашем случае, как уже ранее говорилось, декларируется один товар. Графа заполняется автоматически.
Графа 6. В нашем случае графа не заполняется.
Графа 7. В нашем примере не сказано, что применяются особенности декларирования товаров, поэтому графа не заполняется.
Графа 8. В нашем примере в CMR указан отправитель:
Chingiz Mining LTD N, Улан-Батор, район Сухэ-Батор 126
Графа 9. В нашем примере лицом, заключившем договор при совершении внешнеэкономической сделки, в соответствии с которым товары ввезены на таможенную территорию является российская фирма ООО «Альта-Софт».
Графа 11. Контрагентом российского лица по внешнеэкономическому контракту является фирма, зарегистрированная в Монголии, следовательно, в графе указываем MN.
Графа 12. При экспорте графа не заполняется.
Графа 14. В нашем примере декларантом будет являться российское лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку - ООО «Альта-Софт».
5018046069/771701001 ООО «Альта-Софт»
129085, город Москва, ул. Годовикова, д. 9 стр. 12
+7 (495) 995-95-55 1025002038291
Графа 15. В нашем случае в графе указывается: РОССИЯ
Графа 16. В нашем случае в графе указывается: RU
Графа 17. В нашем случае в графе указывается: Монголия
Графа 18. Графа не заполняется, т.к. декларирование производится в месте их убытия за пределы таможенной территории.
Графа 19. В нашем примере товар не перевозится в контейнере, значит, в графе указываем 0.
Графа 20. В нашем примере условия поставки FCA Москва.
Графа 21. В нашем примере нет данных: 1 : Автотранспортное средство 00
Графа 22. В нашем случае мы укажем код валюты, в которой заключен контракт – USD. В нашем случае сумма по инвойсу – 1000 USD.
Графа 23. При заполнении нашей декларации мы используем курс 1 долл. США = 60 руб., значит, в графе будет указано: 60,0000
Графа 24. Исходя из условий нашей задачи, перемещение товаров осуществляется на возмездной основе по договору купли-продажи товаров, значит, в первом подразделе графы мы укажем 010.
Т.к. сумма экспортного контракта по условиям задачи не превышает 6 000 000 руб., то во втором подразделе указываем код особенностей сделки 06 – Сделки, на которые не распространяется требование об оформлении паспортов сделок исходя из суммы сделки.
Графа 25. ----
Графа 26. -----
Графа 29. -----
Графа 30. В нашем случае это адрес таможенного поста МАПП Кяхта.
Для заполнения графы указываем код и адрес т/п, в зоне действия который будет осуществлён фактический досмотр, в случае необходимости, тип 99 (иные места хранения): 99, 10718030, РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ, КЯХТИНСКИЙ РАЙОН Г. КЯХТА УЛ. ТАМОЖЕННАЯ 1
Графа 31. Графу возможно заполнить при помощи редактора гр. 31 с полями (зеленый кружок): 1-электрическая энергия ФИРМА: ООО "АЛЬТА-СОФТ" (ТМ) ОТСУТСТВУЕТ добавляем заполняем данные ИНН/КПП. 5018046069/771701001
В нашем случае сведения для заполнения разделов 3 – 10 отсутствуют, поэтому информация под этими номерами не указывается.
Графа 32. В нашем случае в графе указывается цифра 1.
Графа 33. В нашем примере указываем в первом подразделе графы 9401690000.
Графа 34. В нашем случае указываем RU.
Графа 35. Исходя из условий задачи, указываем: 500.000
Графа 37. По условиям нашего примера в графе надо указать 1000000.
Графа 42. В нашем примере мы укажем следующее значение: 1000.00 долларов США.
Графа 44. 02015/0 22052022 ОТ 22.05.2022 сведения о внешнеэкономическом контракте, приложении к контракту: 03011/0 CS3231 ОТ 21.09.2022 03012/0 1 ОТ 10.10.2022, а также сведения об инвойсе на товар: 04021/0 ND-17 ОТ 15.10.2022. Данные по доверенности и паспорту попадают в гр. 44 после заполнения гр 54: 11001/0 65 00 012345 ОТ 21.03.2007 11004/0 142 ОТ 10.01.2022
Графа 46. В нашем примере мы укажем следующее значение: 1000.00
Графа 54: 2-ЗИМИН СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
RU01001 65 00 012345 ОТ 21.03.2007, ДЕКЛАРАНТ, ТЕЛ. (343)287-57-87, ZIMIN@ALTA.RU 11004 ДОВЕРЕННОСТЬ 142 ОТ 10.01.2022 ДО 31.12.2025
Следовательно, таможенному декларированию подлежит ввезенное на таможенную территорию Союза или вывезенное с таможенной территории Союза фактическое количество электрической энергии.
При этом таможенные отношения в области экспорта и импорта электрической энергии достаточно специфичны в силу того, что это нематериальный актив, который имеет собственные линии передач, что обусловлено особенностями передачи электроэнергии в другие страны. Особенности таможенного оформления передачи электрической энергии связаны с тем, что ввоз на таможенную территорию Союза и вывоз с таможенной территории Союза товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускаются до подачи таможенной декларации таможенному органу. Это осложняет процесс оценки передаваемой электрической энергии по факту, поэтому средствами контроля являются счетчики и датчики электроэнергии на распределительных станциях.
2.3. Предложения по совершенствованию таможенного декларирования электрической энергии
Потребление электрической энергии из года в год увеличивается, что соответственно и позволяет увеличить доходы бюджета РФ от экспорта электрической энергии на зарубежный рынок. Основные потребители это страны ЕАЭС и Китай. С этими странами выстраивается обособленная политика в области экспортируемых товаров - энергетических ресурсов. Совместно разрабатываются Стратегии развития, которые позволяют улучшить международные отношения между странами. Не смотря на вводимые ограничения странами ЕвроСоюза и США данная отрасль мало подвержена санкционному режиму так как является системообразующей для каждой страны. Это позволяет говорить о перспективны направлениях развития. В условиях ограничений немаловажно и совершенствовать условия таможенного оформления экспорта электрической энергии.
В процессе проведенного исследования были выявлены следующие проблемы в организации таможенного контроля энергоносителей в ЦЭТ:
– технология автоматической регистрации деклараций на энергоносители и автоматического их выпуска внедрена в деятельность ЦЭТ не полностью, что приводит к повышению административной нагрузки на бизнес и делает таможенный контроль ЦЭТ более медленным;
– не своевременное выявление недостоверного декларирования энергоносителей;
– не достаточно профессиональны действия таможенных сотрудников ЦЭТ при выполнении своих должностных обязанностей, что приводит к не своевременному выявлению нарушений таможенного законодательства ЕАЭС при транспортировании энергоносителей через таможенную границу;
– в отдельных случаях выявлено несоблюдение регламента по оформлению ряда документов.
Разработка направлений совершенствования организации таможенного контроля энергоносителей Центральной энергетической таможней должна быть основана на первостепенных государственных задачах.
Для этого необходимо рассмотреть следующие мероприятия:
– одним из актуальных направлений является своевременное в текущем режиме выявление нарушений валютного законодательства, а также предупреждение создания однодневных юридических лиц, создаваемых с целью осуществления преступных схем вывоза подконтрольного товара. Данная деятельность должна осуществляться во взаимодействии с правоохранительными органами, налоговыми органами – с целью выявления незаконных финансовых операций на рынке энергоресурсов;
– совершенствование и дальнейшее развитие современных информационно-коммуникационных технологий, в частности, технологии удаленного выпуска товаров, которые существенно уменьшат срок проведения таможенных операций.
Следует отметить, что рассматривая вопросы совершенствования деятельности ЦЭТ, мы говорим об изменениях в таможенных органах в целом, поскольку ЦЭТ выступает одним из подразделений общей таможенной системы РФ и не может функционировать отдельно.
Предлагается создание модели единого информационного пространства между странами ЕАЭС. Должно быть создано единое информационное пространство, что значительно улучшит систему взаимодействия между органами различных государств. Внедрение механизма «единого окна» касается не только деятельности таможенных органов на территории Российской Федерации, но и функционирования таможни за рубежом. Повысится качество контроля, оценки рисков, внедрения моделей рисков. Участникам ВЭД также будет проще походить таможенные процедуры. Увеличится уровень формализации задач контроля. Также обращаем внимание, что развитие механизма «единого окна» должно осуществляться в комплексе с развитием информационных технологий в таможенных органах.
Сущность технологии состоит в единовременном предоставлении документов участниками ВЭД в одну инстанцию. Все остальные требуемые документы должны быть получены по межведомственному взаимодействию. Кроме того, при подаче документов в одну инстанцию (единое окно), должны решаться все вопросы по экспорту грузов.
В настоящее время такой механизм применяется достаточно широко в Российской Федерации. В значительной мере он касается представления государственных и муниципальных услуг населению и юридическим лицам в МФЦ.
Актуальная технология и для таможенных органов. Кроме того, применение технологии «единого окна» апробировано в странах Юго-Восточной Азии, ЕАЭС, де оно показало высокую эффективность применения при предоставлении услуг по импортно-экспортным операциям. Во многих странах и экономиках внедрение такого механизма принесло значительный выигрыш как для правительства, так и для торговых кругов, а ряд региональных организаций Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, ЕАЭС и Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество в настоящее время рассматривают перспективы внедрения региональной системы «Единого окна».
Следует отметить, что рассматривая вопросы совершенствования деятельности ЦЭТ, мы говорим об изменениях в таможенных органах в целом, поскольку ЦЭТ выступает одним из подразделений общей таможенной системы РФ и не может функционировать отдельно. Также обращаем внимание, что развитие механизма «единого окна» должно осуществляться в комплексе с развитием информационных технологий в таможенных органах. Основные задачи ЦЭТ по развитию информационного взаимодействия на основе интегрированной информационной системы ЕАЭС посредством национальных механизмов «единого окна»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило установить следующее.
За исследуемые 2017-2021 гг. произошло увеличение объема внешнеторговой деятельности электроэнергии. Объём экспорта из России за январь 2017 - декабрь 2021 составил 14,99 млрд. $. Россия экспортирует электрическую энергию на мировой рынок с сильно выраженной сезонностью.
Международные таможенные отношения в области экспорта и импорта электрической энергии достаточно специфичны в силу того, что это нематериальный актив, который имеет собственные линии передач, что обусловлено особенностями передачи электроэнергии в другие страны. Особенности таможенного оформления передачи электрической энергии связаны с тем, что ввоз на таможенную территорию Союза и вывоз с таможенной территории Союза товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускаются до подачи таможенной декларации таможенному органу.
Как было выяснено, особенностью организации таможенного контроля энергоносителей при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС является не предъявление самого товара при декларировании. Контроль осуществляется по показаниям приборов учета. Помимо использования показаний приборов учета объемы поставки энергоресурсов и электроэнергии определяются как сальдо-переток по каждому календарному периоду.
В перспективе ожидается прирост потребления энергоресурсов российского производства на территории стран ЕАЭС, что является предпосылкой для упрощения процедур таможенного оформления электрической энергии как для сотрудников таможенных органов нашей страны, так и для сотрудников таможенных органов стран - потребителей. Потребление электрической энергии из года в год увеличивается, что соответственно и позволяет увеличить доходы бюджета РФ от экспорта электрической энергии на зарубежный рынок. Основные потребители это страны ЕАЭС и Китай. С этими странами выстраивается обособленная политика в области экспортируемых товаров - энергетических ресурсов. Совместно разрабатываются Стратегии развития которые позволяют улучшить международные отношения между странами. Не смотря на вводимые ограничения странами ЕвроСоюза и США данная отрасль мало подвержена санкционному режиму так как является системообразующей для каждой страны. Это позволяет говорить о перспективных направлениях развития. В условиях ограничений немаловажно и совершенствовать условия таможенного оформления экспорта электрической энергии.
Особенности организации таможенного контроля энергоносителей при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС обусловлены качественными характеристиками товара (энергоресурсы и электроэнергия), а также действующим законодательством. К особенностям организации таможенного контроля энергоносителей при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС можно отнести то, что предъявление самого товара при декларировании не осуществляется, а мероприятия по контролю осуществляются с использованием приборов учета и представленной документации.
Спецификой таможенного контроля энергоресурсов и электроэнергии является право служащих таможенных органов проводить проверки приборов учета. Причем проверки могут проводиться на территории государств ЕАЭС в соответствии с нормами действующего законодательства в данной сфере. Нагрузка на таможенные органы также возрастает в результате увеличения объемов международной торговли энергоносителями, что влечет за собой необходимость повышения эффективности работы таможенных органов в области декларирования энергоносителей и их таможенного контроля.
Необходимость повышения эффективности работы таможенных органов в области декларирования энергоносителей и их таможенного контроля формирует задачи и направления развития таможенной службы, целью которой является совершенствование таможенных процедур для снижения необходимости запроса таможенными органами дополнительных документов и сведений, помимо указанных в декларации; улучшение и упрощение системы проверки таможенных платежей, усовершенствование и модернизация информационных систем с целью обмена необходимыми сведениями между таможенными органами, применение технологии «единого окна», что также упростит и ускорит процедуру таможенного контроля.
Таким образом, предлагаемые направления считаем целесообразным внедрять комплексно, что даст возможность улучшить взаимодействие с участниками ВЭД, в частности: сократить сроки обработки представленных документов для участников с низким уровнем риска. Кроме того, повысится качество и результативность исполнения контрольных функций инспекторами при одновременном сокращении периода обработки представленной им документации. Будет возможность оптимизировать исполняемые ими функции путем автоматизации значительной части их работы. Скорость проверки деклараций будет увеличена по товарам, перемещаемым трубопроводным транспортом.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.11.2022)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 8.07.2021 ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2022)
4. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
5. Бойцова, И. С. Таможенная процедура таможенного транзита, особенности таможенных операций при ее совершении : учебное пособие для вузов / И. С. Бойцова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 135 с.
6. Вологдин, А. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности : учебник и практикум для вузов / А. А. Вологдин. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 420 с.
7. Варданян О. В., Кошелева Т. Н. - Разработка модели проведения таможенного мониторингаcheck_circle_outline Экономика и управление - 2022г. №5
8. Варданян О. В., Кошелева Т. Н. – Передовые практики предварительного информирования таможенных органов check_circle_outline Экономика и управление - 2021г. №10
9. Костин Алексей Александрович, Ситнов Алексей Александрович - Риски участников внешней торговли в области исчисления и администрирования таможенных платежейcheck_circle_outline Проблемы экономики и юридической практики - 2020г. №5
10. Матвеева, Т. А. Таможенное право : учебное пособие для вузов / Т. А. Матвеева. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 224 с.
11. Проблемы трансфертного ценообразования при определении и контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза : монография / под редакцией Е. Ю. Сидоровой. — Москва : Прометей, 2019. — 196 с.
12. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность предприятия : учебник/ Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин ; под редакцией Е. Ф. Прокушева. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 471 с.
13. Сладкова, А. А. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности : учебное пособие для вузов / А. А. Сладкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 182 с.
14. Сенотрусова, С. В. Внешнеэкономическая деятельность организации : учебник для вузов / С. В. Сенотрусова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 198 с.
15. Сенотрусова, С. В. Таможенные платежи : учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 236 с.
16. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности : методические рекомендации / составитель Ю. И. Вербин. — Сочи : СГУ, 2020. — 44 с.
17. Теоретические и методологические основы взаимодействия ценового и таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности : монография / В. Е. Новиков, С. В. Курихин, Т. Е. Николаева [и др.]. — Москва : РТА, 2022. — 172 с.
18. Глобальный рынок электроэнергии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://boomin.ru/publications/article/globalnyy-rynok-elektroenergii/
19. Терешенкова А.Ю. - Проблемы практики и перспективы развития таможенного тарифа ЕАЭС check_circle_outline Управленческое консультирование - 2022г. №4
20. Федотова Г.Ю. - Гармонизированная система описания и кодирования товаров как основа ТН ВЭД ЕАЭС: проблемы и перспективы применения check_circle_outline Управленческое консультирование - 2022г. №1
21. Глобальный рынок электроэнергии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://boomin.ru/publications/article/globalnyy-rynok-elektroenergii/
22. Официальный сайт ФТС [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fts.ru.
23. Поставки электроэнергии из России в Монголию и КНР вырастут на 19–20%[Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5548541#:~:text=Как%20сообщил%20министр%20энергетики%20Николай,на%2019–20%25%2C%20идет%20увеличение%20поставок
24. Энергетическая таможня [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.kvtservice.su/services/cet/
25. Электронное таможенное декларирование [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.alta.ru/ed/
26. Особенности таможенного оформления и таможенного контроля [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-gtk-rf-ot-23052002-n-350-r/prilozhenie/ii/