Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы обусловлена тем, что сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения.
Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Принципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (социальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимулирующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа социально-педагогического взаимодействия является педагогика сотрудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.
Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.
Обзор литературы. Исследованию вопросов понятия и видов социально - культурной деятельности посвящены труды таких авторов как: Г.А. Аванесова, В.Н. Гагин, Т.Г. Киселева, В.В. Медведенко, В.В. Туев, Н.Н. Ярошенко, Н.Ф. Максютин, А.Д. Жарков и др. Так, понятие социально - культурной деятельности раскрывается в трудах - Ярошенко Н.Н., Туева В.В., Киселева Т.Г. Виды социально - культурной деятельности раскрываются в трудах таких авторов, как - А.Н. Ильина, Р. Осборн, Ю.А. Стрельцова. и др.
Предмет исследования: современное состояние социально-культурной деятельности в России.
Объект исследования: система социально-культурной деятельности.
Цель работы – изучить и проанализировать особенности социально-культурной деятельности.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, функции и роль социально-культурной деятельности;
- изучить основные направления социально-культурной деятельности;
- рассмотреть основные методы социологического исследования социокультурной сферы;
- обозначить проблемы развития социально-культурной сферы российского общества;
- предложить перспективы развития социально-культурной сферы российского общества.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, индукция, дедукция, наблюдение.
Структура работы – обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие, функции и роль социально-культурной деятельности
Социально-культурная деятельность (СКД) – это такая деятельность, которая направлена на сохранение и передачу культурных ценностей, а также развитие, самоутверждение и самореализацию личности и группы посредством их приобщения к этим ценностям. Обычно эта деятельность связана с досугом. Специалисты работают над организацией культурных мероприятий, помогают в случае трудностей семейного и любого другого общения именно посредством организации свободного времени детей и взрослых .
Сегодня деятельность учреждений культуры приобретает особое значение и причисляет их к отраслям, ответственным за организацию досуга. Именно культурно-досуговые мероприятия и учреждения культуры могут обеспечить широкий спектр и универсальность содержания этих мероприятий, создать условия для личностного развития, их коллективных форм организации и обусловить взаимодействие различных социальных и культурных групп населения. «Надо знать не только для того, чтобы знать, но и для того, чтобы научиться делать», - пишет М. Горький, слова знаменитого писателя двадцатого века сказаны с невероятной точностью и с каждым днем становятся все более актуальными в наше время .
Культурно-развлекательные мероприятия являются непосредственным двигателем культурной и образовательной деятельности и являются базовой инфраструктурой для социально-культурной деятельности.
Культурно-досуговая деятельность включает понятия «культура», «досуг», «культурная деятельность». А.Д. Жарков, опираясь на различные научные работы, приводит следующие трактовки этих понятий: «культура - это специфическое средство создания, развития и обеспечения жизнедеятельности личности, воплощенной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и духовных ценностей, во всей совокупности социальных отношений, целей, средств,
Из определения следует, что культура-это все, что создал человек, вся совокупность материальных благ и духовных ценностей. Духовные ценности человека не могут быть вне его культуры - одно всегда вытекает из другого. Следовательно, духовные ценности являются основой культурных и развлекательных мероприятий.
Говоря о культурно-досуговых мероприятиях, необходимо раскрыть понятие досуга. По словам А.Д. Жаркова «досуг - это часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегулируемой деятельности. Культурная деятельность - это форма активного отношения к окружающей среде, обществу, предполагающая его соответствующее изменение и трансформацию всеми формами, действиями, действиями, позволяющая создавать, распространять и воспринимать культурные ценности» .
Закон о культуре определяет культурную деятельность следующим образом: «культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и развитию культурных ценностей». Если мы объединим эти определения вместе, мы обнаружим, что культурно-досуговая деятельность-это деятельность по сохранению, созданию, распространению и развитию культурных ценностей в сфере досуга, которая является добровольной. По мнению автора, в этом определении нет грубых ошибок, но, конечно, это понятие гораздо глубже и многограннее.
Культурно-досуговая деятельность представляет собой целостную систему, основными структурными компонентами которой являются теория, методология, организация, материально-техническая база учреждений культуры, профессиональный состав специалистов и персонала, финансирование их деятельности.