Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что СМИ как и вся страна в целом в конце 80-х и начале 90-х гг. ХХ века пережили настоящий шок. Однако если для страны крах Советского Союза стал катастрофой, то для СМИ наоборот. В короткое время выяснилось, что люди устали от хорошего и правильного языка государственных СМИ.
В короткое время появилось множество изданий, которые писали обо всем на свете. При этом делали они это уже простым языком. Изменилась и тематика СМИ. На первый план стала выходить жизнь простых людей.
Примечательно, что рубеж 90-х годов стал важной вехой в истории развития детской прессы и прессы для домохозяек. На базе развалившегося сектора советских СМИ для детей появилось множество частных изданий. Кроме этого с этого момента в страну хлынул поток переведенных на русский язык комиксов от компании «Уолта Диснея».
1. Особенности развития отечественных СМИ и их типологизация
1.1. Тенденции развития российских СМИ в конце ХХ века
Самым важным событием конца ХХ века стала программа перестройки и последовавшая за этим процедура саморазрушения Советского Союза. В течение короткого времени страна сначала разуверилась, а затем отказалась от старых и понятных идеалов коммунизма.
Исследователи данного вопроса до сих пор уверены, что Советский Союз погубили такие явления, как разрешенная свобода слова (М.С. Горбачев, автор и вдохновитель перестройки вместо этого термина ввел новое слово «гласность»). Так же в стране возродился механизм частной собственности. Для СМИ это было знаковым явлением, поскольку была узаконена возможность открытия новых СМИ частными лицами. Это было прорывом, т.к. до этого правом владеть СМИ обладало только одно государство. Третьим важным моментом перестройки стал политический плюрализм. В государстве у граждан появилась возможность создавать собственные партии и политические объединения. Нужно помнить, что более 60 лет страна жила имея только одну партию – КПСС. Появление в этой структуре новых разнообразных партий было не только новым явлением, но и опасным. Дело в том, что на волне свободы начинали активизироваться радикальные элементы с неясными, но кровавыми планами.
В экономике страны итак же происходили большие изменения. Михаил Горбачев и его команда решили создать экономику нового типа. В частности экономисты собирались отказаться от плановой экономики и осуществить переход к экономике рыночной. СМИ первыми на себе почувствовали смысл этого нововведения.
До перестройки именно государство было, как автором основателем издания, так же оно было его главным и единственным владельцем. Соответственно государство решало вопросы финансирования, развития, выплаты заработной платы, пенсий и т.д. С переходом на рельсы рыночной экономики все СМИ оказались в ситуации выбора. Теперь они самостоятельно должны были искать источники финансовой поддержки. Государство уходило из этой области, а на ее место приходили частные владельцы и организации.
Таким образом, можно сделать первый вывод, что перестройка и последовавшей за ней демонтаж Советского Союза оказали большое влияние на становление и развитие независимых и свободных СМИ, как в России, так и в республиках бывшего Советского Союза. СМИ вынуждены были быстро учиться принципам жизни и выживая в новых рыночных условиях. На первое место стал выходить не столько профессионализм журналистов и редакторов, а скорее гибкость и опытность главного редактора и его чутье на скандалы.
Далее подробнее рассмотрим тенденции и особенности развития сферы СМИ в этот период.
Свобода печати:
В постсоветский период стало ясно, что свобода печати, особенно свобода от цензуры, еще не означает возможность всегда свободно выражать свои мысли и идеи. Появляются понятия о культуре и этики журналистской деятельности. Журналист несет юридическую ответственность за каждое напечатанное или сказанное им слово.
Экономическая сторона свободы прессы становится все более очевидной. Чтобы газеты, журналы, радио и телевидение могли свободно функционировать, они должны опираться на прочную экономическую основу. Другими словами у них должен быть надежный источник финансирования.
Правительственные СМИ к 1998 г.: «Российская газета», «Российские вести», «Россия», из электронных – телеканалы ОРТ, РТР, «Культура», «Радио 1», «Радио России», радиостанция «Маяк», а также информационные агентства «ИТАР-ТАСС», «РИА-Новости», «Интерфакс».
В этот период СМИ пытаются создать модель журналистики, как «четвертой власти». Журналистики, сопротивляющейся давлению со стороны властей и выступающей в оппозиции к власти. Журналистики, являющейся самостоятельной силой.
В мире российских газет в постсоветский период произошли существенные типологические изменения: публикуются материалы, отражающие точку зрения правительства и властных структур, а также публикации с критикой существующего режима. Как и в дооктябрьский период, постсоветская журналистика стала многопартийной.
Уже в начале 1990-х появилось более тысячи газет и журналов различных политических направлений. Наибольшую популярность и наибольший тираж в постсоветский период имеют газеты, не выражающие открыто своей партийной принадлежности, стремящиеся к объективности и независимости своих суждений.
Среди таких изданий особо выделяются три – это «Аргументы и факты», «КоммерсантЪ» и «Комсомольская правда». Эти три издания становятся самыми популярными изданиями в России. Читателям нравится острый и критический характер публикуемых статей.
1.2. Особенности трансформации российских СМИ в 90-е гг. ХХ века
Возвращаясь к истокам коренных изменений в развитии средств массовой информации и общественно-политической жизни страны в целом, связанных с переходом к реформам советской системы, следует отметить, что российская журналистика застала переломный момент с искренним пониманием и сочувствием. Творческих людей не могла не впечатлить атмосфера свободомыслия, плюрализма мнений, редкого доступа к политической информации – все это сопровождало первые шаги перестройки.
Именно политическая и идеологическая система управления государством, кризис верховной власти и «кризис низов» выявились и определили все решающие изменения в жизни СМИ. Не серьезные изменения в экономике страны, а прежде всего политическая реформа, рост политических свобод в обществе наложили свой отпечаток впервые годы становления и развития новой системы печати. Нельзя не отметить, что и сама печать оказывала сильное влияние на общую политику государства [22, с. 15].
В период с 1985 по 1990 гг. журналистика, практически в условиях отсутствия законодательной базы, «пыталась осуществить информационную революцию» [29, с. 4]. Закон СССР о печати, а также закон Российской Федерации о средствах массовой информации, принятый в 1991 г., определили механизм хозяйственно-правовых отношений изданий с учредителем и издателем [29, с. 6]. Изменения в отношениях между государством и СМИ в этой ситуации были неизбежны.
Во-первых, средства массовой информации стали гораздо менее управляемыми. В то же время задолго до августа 1991 г. советская периодика делилась на 2 основные группы изданий, исходя из их отношения к КПСС как ведущей государственной силе. Партию и правительство поддерживала коммунистическая пресса (Правда, Гласность и местные партийные газеты). Демократическая пресса («Аргументы и факты», «Известия», «Огонек», «Комсомольская правда»), напротив, критиковала официальную власть [5, с. 53].
Влияние государства в сфере СМИ оставалось значительным. Отстояв свое место в политическом процессе начала 1990-х гг., руководство России взялось за создание собственной агитационно-пропагандистской машины. Он стремился создать собственную альтернативу союзным печатным и электронным СМИ, выделял субсидии только «своим» агентствам.
В июне 1990 года было принято решение о создании ВГТРК - Всероссийской государственной телерадиокомпании. Было очевидно, что новое телевидение примет активное участие в выборах Президента Российской Федерации, причем на стороне «демократического» кандидата Ельцина. Хотя союзные власти воспрепятствовали трансляции отдельных каналов ВГТРК, за месяц до дня голосования, в мае 1991 г., в эфир вышло российское телевидение [21, с. 29].
После победы Ельцина на выборах и особенно после провала августовского путча 1991 года этот курс стал еще более явным. В конечном итоге это привело к созданию принципиально новой медиасистемы.
Прежде всего, руководство России предприняло активные шаги по установлению контроля над наиболее влиятельными электронными СМИ. В частности, уже 21 августа 1991 г. Президент РФ Б. Ельцин издал указ «О средствах массовой информации в РСФСР».
В соответствии с Указом Всесоюзная радиотелевизионная компания (Гостелерадио СССР) была передана в ведение Правительства России, а весь второй Всесоюзный канал был передан Всесоюзному государственному телевидению и телерадиовещательной компании. Союзное предприятие, не подчинявшееся республиканскому руководству, было экспроприировано руководством одной из союзных республик.
Затем серией правительственных и президентских актов наследие ГТРК было разделено между ВГТРК и вновь образованными ГТРК «Останкино», «Петербург» и «Москва». При этом журналистские коллективы, в симпатиях которых была заинтересована новая власть, получили права соучредителей, что создало условия для последующей приватизации некогда могущественной государственной медиаимперии [14, с. 75].
Таким образом, передел ГТРК был фактически незаконным, поскольку осуществлялся не в ходе каких-либо переговоров, а путем одностороннего принятия директив победившей стороной.
После событий августа 1991 г. были перерегистрированы почти все издания, имевшие статус партийных, от газет ЦК КПСС до изданий обкомов партии. Конфликт между редакцией и учредителями значительно обострился. Такие газеты, как орган Верховного Совета «Известия», многие ведомственные газеты и журналы заявили о своей независимости от прежних учредителей [29, с. 7].
Далее начался процесс передачи информационных агентств российским властям. В сентябре 1991 года на базе Агентства новостей «Новости» (ИАН) и Российского информационного агентства (РИА) было создано Агентство новостей «Российские новости».
Указом Президента РФ от 22 августа 1991 года РИА Новости было передано в ведение Министерства печати и информации. В 1993 году РИА Новости стало государственным агентством информации и анализа. ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза) стало Российским информационно-телеграфным агентством (ИТАР-ТАСС) в январе 1992 г., после распада СССР [29, с. 98].
2. Особенности истории азербайджанских СМИИ и взаимоотношения их с отечественными СМИ в ХХ веке
2.1. История СМИ Азербайджана
История азербайджанских СМИ и прессы имеет несколько этапов:
пресса, издававшаяся при царской России, начиная с 1832 г. и продолжавшаяся до 1917 г.,
пресса во время Азербайджанской Демократической Республики, охватывающая 1918-1920 гг.,
пресса в Советском Союзе с 1920 по 1991 г.,
эмиграционная пресса и пресса от независимости до наших дней.
История первых азербайджанских СМИ восходит к 1875 году, когда Хасан-бек Зардаби впервые опубликовал «Акинчи» («Əkinçi» в оригинале, т.е. «Культиватор», «Земледелец»). Особенность журнала заключалась в том, что он был первым средством массовой информации, издаваемым на азербайджанском языке.
Азербайджанский народ упорно боролся за свою национальную печать, главным образом потому, что в конце XIX века культурные связи между государствами значительно выросли параллельно с экономическими и политическими отношениями. Как следствие, на образованных людей Азербайджана повлияли обстоятельства, происходившие в то время в России, Иране и некоторых европейских странах, и им было предложено создать местную и общенациональную газету, чтобы освещать происходящее в стране.
Это, однако, было непростой задачей: Азербайджан находился под контролем России и притеснения были жестче, чем когда-либо, поэтому из-за цензуры трудно было отразить обстоятельства, происходившие в то время. Хасан-бей Зардаби и его коллеги избрали другой способ решения этой проблемы: они использовали очень простой рабочий язык и в основном сатиру, чтобы избежать цензуры. Однако основная цель журнала была совсем в другом. Хасан-бей сказал в номере журнала, что «региональная пресса должна быть как зеркало».
Из-за царского давления в России «Акинчи» пришлось прекратить издание, и за эти два года, с 22 июля 1875 г. по 29 сентября 1877 г., в нем было всего 56 вопросов. Выходил два раза в месяц тиражом от 300 до 400 экземпляров.
Вторым этапом в развитии национальной печати является печать Азербайджанской Демократической Республики. В этот период правительством были приняты положения о модернизации печати и печатных СМИ в целом.
Например, с новым правилом, принятым 30 октября 1919 года, изготовление типографий, литографий и других подобных фондов, кроме того, издание и продажа материалов печати стали бесплатными. Вновь созданное правительство издало указ от 9 ноября 1918 г. об отмене государственного контроля над средствами массовой информации.
В то время выходило около 100 газет и журналов на азербайджанском, русском, грузинском, еврейском, польском и персидском языках. Основными примерами из прессы того времени являются «Molla Nəsrəddin», «İstiqlal», «Azərbaycan», «Açıq söz», «İqbal», «Dirilik», «Təkamül», «Mədəniyyət», «Qurtuluş», которые были предшественники националистических идей.
Свобода слова, печати и вероисповедания были на самом высоком уровне. АЗЕРТАГ также является наследием Азербайджанской Демократической Республики. Когда в декабре 1900 года вышла «Искра», в Азербайджане была создана новая типография. Это была первая газета, развивавшая «большевистские» идеи в Азербайджане.
В октябре 1904 года первый «Гуммат» в социал-демократической печати был тайно опубликован в Азербайджане группой социал-демократов, в которую входили Мамед Амин Расулзаде, Мешади Азизбеков, Нариман Нариманов, Султан Маджид Афандиев, Прокофий Джапаридзе.
Законодательная база. Правовая основа свободы слова и доступа к информации включает Конституцию Азербайджана, Закон о средствах массовой информации и Закон о праве на информацию. Правила доступа к информации (как и другие) изменились с 2012 года. Поправки позволяют некоммерческим организациям скрывать информацию об их создании, собственности и структуре, ограничивая идентификацию активов политиками и общественными деятелями в целях конфиденциальности.
2.2. Азербайджанские СМИ в России и их специфика
Издающиеся в России газеты не только консолидируют азербайджанскую диаспору, информируют общественность о политической, социально-экономической и культурной жизни Азербайджана, но и совместными усилиями противодействуют усилению фашиствующих настроений в различных социальных слоях российского общества, на их страницах обсуждаются демократические возможности урегулирования затянувшегося карабахского конфликта.
В России созданы средства массовой информации Азербайджанской диаспоры в России. Это – газеты «Азербайджан ХХI век», «Азербайджанцы России» («АЗЕРРОС» - орган ФНКААзерРос), молодежное приложение к газете «АзерРос» «Салам», «Азербайджанский Конгресса» (орган ВАК), газета «Ени Мусават в России» (г. Воронеж), тюменская газета «Два берега», питерские газеты «Вместе» и «Азери», «Азербайджан-медиа» издаваемая в г. Иванове и «Бирлик» в Сургуте, «Голос Азербайджана», издаваемая в г. Ульяновск, «АЛЬ-ХАЯТ», газета нижегородских азербайджанцев (6) и т.д.
Заключение
В ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы:
российские СМИ прошли путь от инструмента давления одной партии до инструмента влияния и управления общественной жизни. Можно отметить, что во второй половине 90-х гг. именно СМИ были катализатором большого количества различных общественных акций и движений.
В этом отношении можно вспомнить, что знаменитая сидячая забастовка шахтеров у Красной площади в Москве не могла бы вызвать широкого общественного резонанса без поддержки со стороны СМИ. С другой стоны нужно отметить, что сегодня практически любая сфера деятельности имеет собственное издание, либо печатное, либо электронное.