Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Испания занимает уникальное положение в Европе. Она обладает относительно скромными размерами, однако этот факт контрастирует с ее геополитическим расположением и предопределяет ее роль на региональном и глобальном уровнях.
Особенности геополитического положения Испании в определенные исторические периоды позволяют ей оказывать влияние на региональный баланс сил, существенно влияя на ситуацию в Средиземноморье и политику ЕС в Африке.
Испания расположена на стыке Средиземного моря и Атлантического океана, что предопределяет ее роль с точки зрения обеспечения безопасности во всем регионе.
Испания играет свою роль в политике безопасности Европейского Союза, выработке подходов к безопасности ЕС и ее общей политике. НАТО представляет собой самый мощный на сегодняшний день военный блок в мире. Испания как член НАТО играет свою роль в обеспечении европейской безопасности, развитии отношений с другими государствами, которые не входят в этот блок.
Существующая напряженность в отношениях между ЕС и НАТО, с одной стороны, и Российской Федерацией, с другой, предопределяет позицию Испании. Однако географическая удаленность Испании от России формирует для двух стран уникальные взаимоотношения.
В этой связи представляет интерес изучение роли Испании в выработке общей политики безопасности ЕС, в том числе, с учетом фактора НАТО, особенностей ее участия, понимания той роли, которую Испания играет в политике безопасности ЕС.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 19821 года, вступления Испании в НАТО, по 2022 год, то есть до настоящего времени.
Целью исследования является анализ роли Испании в политике безопасности ЕС на современном этапе.
К основным задачам относятся следующие:
- рассмотреть становление общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза;
- изучить основные направления общей внешней политики и политики в области безопасности ЕС;
- исследовать институты и инструменты ОВПБ ЕС;
- проанализировать политику Испании в выработке Общей внешней политики и политики безопасности ЕС;
- изучить сотрудничество в области безопасности в Средиземноморье;
- определить роль Испании в обеспечении безопасности ЕС в Африке.
Объект исследования выступает политика Испании в области безопасности.
ГЛАВА 1 СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ЕС В XXI В.
1.1 Становление общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза
Идея безопасности Западной Европы восходит к начальному периоду холодной войны. Страх перед распространением идей коммунизма и военной силой Советского Союза побуждал США и их западноевропейских союзников к выработке механизмов обеспечения безопасности и создания общеевропейских или трансатлантических структур.
Хотя были созданы отдельные инструменты в рамках Западной Европы, все же основной структурой в обеспечении безопасности стал военно-политический блок НАТО.
Только после холодной войны вопрос о создании отдельных инструментов обеспечения безопасности и выработки внешней политики ЕС встал на повестку дня.
Основные принципы общей внешней политики и политики безопасности ЕС была сформулированы в Договоре о Европейском Союзе в 1993 году .
В нем формулировались цели общей внешней политики и политики безопасности, направленные на сохранение мира, укрепление международной безопасности, содействие международному сотрудничеству, продвижению идей демократии, верховенства закона. уважения прав и свобод человека.
Договор о Европейском Союзе вводил так называемую «трехкомпонентную систему». Важнейшей, второй ее частью, является общая внешняя политика безопасности.
В Амстердамском договоре 1997 года устанавливались более конкретно элементы процесса принятия решений, что позволило принимать более конструктивные и эффективные решения. Документ вводил понятие конструктивного воздержания и голосования квалифицированным большинством.
В декабре 1999 года была учреждена должность Высокого представителя по ОВПБ. Это стало дальнейшим шагом в развитии политики ЕС в области безопасности.
Договор в Ницце от 2003 года внес новые изменения в политику безопасности. Процесс принятия решений был еще более упорядочен. Созданный в 2001 году Комитет по политическим вопросам и безопасности был уполномочен осуществлять стратегическое руководство и контроль над операциями по урегулированию кризисов.
1.3 Институты и инструменты ОВПБ ЕС
Согласно Договору о Европейском Союзе и Лиссабонскому договору, ОВПБ охватывает все гражданские и военные активы и возможности. Это обычно связано с предотвращением и урегулированием кризисов в международных отношениях и постконфликтным миростроительством.
Повестка дня ОВПБ обычно определяется текущими внешнеполитическими событиями и очень обширна. Она включает в себя «горячие точки» по всему миру.
Обязательства по предотвращению кризисов Европейского Союза включают в себя долгосрочные обязательства и планирование. Реализация обязательств происходит посредством представительств ЕС за рубежом. Это обеспечивает широкую основу для сотрудничества ЕС с третьими странами.
ОВПБ действует как межгосударственный орган, поэтому для принятия большинства решений требуется согласие всех членов ЕС по вопросам внешней политики и безопасности.
Совет по иностранным делам собирается один раз в месяц. Ему подчиняется Комитет ЕС по вопросам политики и безопасности, а также профильные рабочие группы в Брюсселе.
Совместно с Европейской службой внешних действий Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности готовит решения и предлагает их соответствующим органам Совета .
Внешняя политика в целом определяется министрами иностранных дел стран ЕС на заседаниях Совета под председательством Верховного представителя.
Комиссия ЕС ограничена в своих правах, она не имеет права инициативы, ограничены и ее исполнительные полномочия. Комиссия имеет право поддержать или не поддержать Верховного представителя ЕС по тем вопросам, которые передаются в Совет.
ГЛАВА 2 РОЛЬ ИСПАНИИ В ПОЛИТИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЕС
2.1 Испания и выработка Общей внешней политики и политики безопасности ЕС
Испания относительно недавно стала частью выработки общей внешней политики ЕС. В период холодной войны она была относительно изолирована из-за политики режима Франко. В НАТО Испания вступила в 1982 году. Испания была второстепенным с точки зрения военного потенциала государством, в основе ее значения было геополитическое положение страны и особые отношения в сфере безопасности с США.
Еще под конец жизни Франко Испания предпринимала энергичные усилия по выходу из состояния изоляции. Заявления Испании об ассоциации с Европейским сообществом также неоднократно отклонялись.
Хотя договор о торговых преференциях между Испанией и ЕС, подписанный в 1970 году, казалось, возвестил о потеплении отношений, вступление Испании в ЕС оставалось политическим вопросом на протяжении всей жизни Франко.
Членство Испании в Сообществе, которое испанские экономисты и бизнесмены считали решающим для экономического развития Испании, должно было дождаться демократизации режима .
Однако в 1975 году ситуация изменилась. В частности, Испания изменила свою политику и заявила о готовности предоставить полную независимость испанской Сахаре под наблюдением ООН. После марша 300 000 безоружных марокканцев на эту территорию в ноябре 1975 года Испания согласилась уступить Испанскую Сахару Марокко и Мавритании.
На момент смерти Франко единственное оставшееся присутствие Испании в Северной Африке состояло из населенных испанцами городов-анклавов Сеута и Мелилья и небольшого гарнизона под названием Пенон-де-Велес-де-ла-Гомера на средиземноморском побережье Марокко .
Важным аспектом было признание Советского Союза. Дипломатические отношения между Испанией и Советским Союзом не были официально восстановлены до февраля 1977 года, хотя между двумя странами существовали обширные торговые и культурные контакты на протяжении десятилетий, а Испания уже установила дипломатические отношения с другими государствами Варшавского договора.
Вступление в НАТО стимулировалось внутренними причинами. В 1981 году произошла попытка военного переворота, и политическая элита Испании стремилась умиротворить военных вступлением в НАТО .
В 1986 году в Испании на фоне общественных дебатов был проведен референдум, результаты которого показали, население поддержало идею участия Испании в НАТО.
ИРСП, партия социалистов, активно выступала против участия Испании в НАТО, однако потерпела поражение. Тем не менее, отсутствие единства в обществе привело к тому, что интеграция Испании в военные структуры НАТО задерживалась.
2.2 Сотрудничество в области безопасности в Средиземноморье
Средиземноморье представляет для Испании важнейший приоритет в сфере безопасности. Испанские вооруженные силы присутствуют в Турции как стране-участнице НАТО. В этой стране развернута авиабаза Patriot, которая представляет собой батарею ПВО для ее защиты от нападения из Сирии .
В 2021 году Испания взяла на себя обязательства вносить свой вклад в развитие военно-морских сил ЕС и НАТО.
Испания участвует в миссии расширенной воздушной поддержки в Румынии.
В Средиземном море Испания участвует в операции Sea Guardian. В рамках этой операции осуществляется морская поддержка по противодействию терроризму и незаконной миграции.
Испания обращает внимание стран ЕС и НАТО на южное направление, указывая исходящие из Северной Африки и Ближнего Востока угрозы терроризма, пиратства, нелегальной миграции.
Несмотря на то, что НАТО в настоящее время приоритетное внимание уделяет событиям на Украине и отношениям с Российской Федерацией, Испания по-прежнему обращает внимание на необходимость обеспечения безопасности не только в Центральной Европе и на Черном море, но и в Средиземном море.
Испания является частью НАТО, и в этой связи она подчиняется основному тренду отношений между Брюсселем и Москвой. Собственную позицию Испания отстаивает в рамках обсуждений внутри ЕС и НАТО.
В рамках председательства в НАТО в 2022 году и саммита НАТО в Мадриде Испания последовательно отстаивает позицию по модернизации стратегий ЕС и НАТО, наряду с традиционными направлениями обеспечения безопасности .
Однако Россия остается естественным противником НАТО и стратегическим игроком в борьбе с региональными и глобальными вызовами. Россия является крупнейшим соседом НАТО и ЕС, что всегда отражалось в широком сотрудничестве и обмене, предшествовавших кризису.
Кроме того, ЕС, НАТО и Испания развивают ряд неформальных рабочих контактов, которые позволяют детально понимать приоритеты и политику Испании по международным вопросам, обеспечивают раннее предупреждение о потенциальных проблемах и поддерживают координацию планирования политики .
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Договор о Европейском Союзе (новая редакция) [Электронный ресурс]URL: https://eulaw.ru/treaties/teu/ (дата обращения: 20.11.2022)
2. Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества (Лиссабон, 13 декабря 2007 г.) (2007/С 306/01) [Электронный ресурс]URL: https://eulaw.ru/treaties/lisbon/(дата обращения: 20.11.2022)
3. EU Security and Defense White Paper 2010—2020. [Электронный ресурс]URL: www.falternativas.org/.../ White+Paper+EU+Security+and+Defence_Dec.09. pdf (дата обращения: 20.11.2022)
Литература
1. Аникеева Н.Е. Особенности и перспективы внешней политики Испании (2004—2008) // Материалы V конвента РАМИ. Мировая политика: взгляд из будущего. Т. 7.2. Испания: перспективы развития в XXI веке. — М., 2009.
2. Аникеева Н. Е., Ведюшин В. А., Волосюк О. В., Медников И. Ю., Пожарская СП. История внешней политики Испании. Москва, Международные отношения, 2014. 502 с.
3. Взаимодействие Испании и НАТО [Электронный ресурс]URL: www.нато.рф/ru/spain (дата обращения: 20.11.2022)
4. Голубова А. Е. Испания в НАТО и ЕС: формирование и реализация национальной стратегии участия. Ибероамериканские тетради, 2015, N. 4(6), сс. 18 - 20.
5. Наумов А. Проблемы интеграции Испании и НАТО// Белорусский журнал международного права и международных отношений [Электронный ресурс]URL: http://evolutio.info/ru/journal-menu/2002-3/2002-3-naumov (дата обращения: 20.11.2022)
6. Семененко И.С., Лабинская И.Я., Хенкин С.М. и др. Мир. Вызовы глобального кризиса. Испания // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 7. С. 38-53.
7. Черкасова Е. Г. Гибралтар: нелегкие пути решения территориальной проблемы. Ибероамериканские тетради, 2015, N 4(6), сс. 87 - 98.
8. Яковлев П. П. В системе глобальных координат. Глава 2 // Испания в мировой политике / РАН. Институт Латинской Америки. - М., 2011. -C. 73-136.
9. Arteaga F. The EU's Internal Security Strategy (ARI 75/2010). [Электронный ресурс]URL: http://www.realinstitutoelcano.org/wps/portal/rielcano_eng/Content?WCM_GLOBAL_ C0NTEXT=/elcano/elcano_in/zonas_in/defense+security/ari75-2010 (дата обращения: 20.11.2022)
10. Daniel Dombey. Spain urges Nato to retain focus on southern security challenges [Электронный ресурс]URL: https://www.ft.com/content/0beba28d-de12-447b-ba5a-a82cd42b4290 (дата обращения: 20.11.2022)
11. Enrique Moradiellos. Franco's Spain and the European Integration Process (1945-1975) [Электронный ресурс]URL: https://asphs.net/wp-content/uploads/2020/02/Francos-Spain-and-the-European-Integration-Process.pdf (дата обращения: 20.11.2022)
12. Instruments. [Электронный ресурс]URL: https://www.swp-berlin.org/en/topics/dossiers/the-eu-common-foreign-and-security-policy/instruments(дата обращения: 20.11.2022)
13. Grevi G. Making EU Strategic Partnership Effective. Working Papers. 2010. — December. — № 105. [Электронный ресурс]URL: http://www.fride.org/publication/875/making-eu-strategic-partnerships-effective (дата обращения: 20.11.2022)
14. NATO has announced that Spain will host its next summit in 2022 [Электронный ресурс]URL: https://www.lamoncloa.gob.es/lang/en/presidente/news/Paginas/2021/20210614nato-summit.aspx (дата обращения: 20.11.2022)
15. Sánchez Andrés, Antonio. Spain and the European Union-Russia Conflict : the impact of the sanctions [Электронный ресурс]URL: https://roderic.uv.es/handle/10550/43361(дата обращения: 20.11.2022)
16. Spain. [Электронный ресурс]URL: https://european-union.europa.eu/principles-countries-history/country-profiles/spain_en (дата обращения: 20.11.2022)
17. The Common Foreign and Security Policy (CFSP) [Электронный ресурс]URL: https://www.auswaertiges-amt.de/en/aussenpolitik/europe/-/228280 (дата обращения: 20.11.2022)