Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ни для кого не секрет, что в нынешнем глобальном хозяйствовании сфера услуг занимает наиболее ведущие позиции. Важнейшими тенденциями экономик многочисленных стран является увеличение объёмов производства сферы услуг, наращивание дохода от сервисной деятельности, наращивание конкурентной борьбы в сфере услуг, увеличение количества занятых в сервисной деятельности, наращивание удельного веса импорта и экспорта услуг. В глобальном пространстве протекают настолько масштабные преобразования в сегменте сервисной деятельности, что экономику именуют «сервисной» либо «экономикой услуг». На данный момент времени термин «сфера услуг» обширно используется не только при осуществлении научных исследований, но и в бытовой коммуникации [1].
Общеизвестно, что сфера услуг включает значительное количество всевозможных видов деятельности, объединённые в классификационные группы, используемые на всевозможных уровнях.
Таким образом, возможно отметить, что в нынешнем экономическом пространстве со сферой услуг взаимосвязано значительное число всевозможных видов деятельности. Вместе с тем, подчёркивается тенденция, характеризующаяся тем, что не только сервисные компании, но и многочисленные производственные организации реализуют информационную поддержку, транспортные услуги, гарантийное и постгарантийное обслуживание изготавливаемой продукции.
Это приводит к появлению потребности в наиболее масштабном установлении и исследованиях сферы услуг, представляющей собой значительный экономический сектор с витиеватой и комплексной структурой с непостоянными и стремительно сдвигающимися границами [2].
Развитие сферы услуг в Российской Федерации на текущем этапе общественного развития находится под влиянием целого ряда благоприятных и неблагоприятных тенденций.
Несложный анализ демонстрирует стабильную динамику наращивания тех направлений, которые исконно обладали неплохой материальной основой, традиционно выстроенными взаимосвязями, высоким уровнем потребности и не требовали значительного финансирования.
Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрения развития сферы услуг в Самарской области.
В соответствии с целью курсовой работы, были определены и задачи:
1) рассмотреть сферу услуг как региональную социально-экономическую подсистему;
2) проанализировать управление развитием сферы услуг в регионе;
3) провести динамический анализ показателей развития сферы услуг в Самарской области;
4) провести сравнительный анализ развития сферы услуг в Самарской области и регионах ПФО;
5) определить перспективные направления развития сферы услуг в Самарской области;
6) разработать предложения по совершенствованию управления развитием услуг в регионе.
Объектом курсовой работы является Самарская область.
Предметом курсовой работы является сфера услуг в Самарской области.
К основным методам исследования, используемым в курсовой работе, являются сбор, анализ, синтез полученной информации.
В курсовой работе были использованы статистические данные развития сферы услуг в регионах, а также труды таких специалистов, как Игольникова И.В., Матюшкина И.А., Михалева О.М., Попова Н.В. и так далее.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РЕГИОНЕ
1.1 Сфера услуг как региональная социально-экономическая подсистема
По мере развития производственных сил и усиления разделения труда услуги трансформируются в одну из наиболее оживлённых сфер приложения капитала, рабочей силы и остальных ресурсов социума. Сфера услуг становится фундаментальной составляющей системы воспроизводства, во многом действенно преобразующей традиционную технологию воспроизводства в социально-экономических системах. Увеличение роли и трансформация места сферы услуг в экономическом, социальном, политическом и остальных процессах современных социумов является, по-видимому, одной из наиболее примечательных тенденций экономического развития второй половины двадцатого века.
В западных государства в сфере услуг в настоящее время сосредоточен значительный экономический потенциал, воспроизводство рабочей силы, уровень и структура потребления населения, качественные аспекты уровня жизнедеятельности все в большей мере обусловливаются уровнем развития сферы услуг в социуме. Однако и это не основное. Основное – это то, что в результате подобных трансформаций решительно преобразовалась сама структура экономик, взгляд на факторы и ресурсы её развития. Сфера услуг преобразовалась из побочной второстепенной вспомогательной отрасли и сектора национального хозяйства в один из важнейших. По масштабам занятости, изготавливаемой продукции, аккумулирования ресурсов, темпам роста, инновациям она опережает остальные отрасли и сектора национального хозяйства. В отраслях услуг аккумулирование капитала, приток рабочей силы, применение всевозможного рода инноваций реализуется наиболее значительными темпами, нежели в остальных отраслях национальной экономики. Вместе с тем, сфера услуг оказывает, в том числе, и обратное воздействие на остальные сектора национального хозяйства. Услуги включаются в единый народнохозяйственный процесс не только косвенно, посредством формирования рабочей силы, обслуживания некоторого производственного процесса, но и напрямую в качестве составляющей нынешних издержек, становясь, с одной стороны, потребителями изготовленной в материальном производстве продукции, а с другой – изготавливая для подобной сферы новейшую продукцию. При этом данная вторая сторона воспроизводственного процесса оказывается в действительности наиболее существенной, нежели первая.
Тем не менее, масштабы сосредоточения ресурсного потенциала по-прежнему не предоставляют необходимого представления о природе и характере структурных преобразований, которые сформировали новую хозяйственную архитектуру национальных экономик. Для осмысления смысла перечисленных процессов требуется рассмотрение качественной стороны причин, неукоснительного расширения хозяйственных функций отраслей услуг и самого расширения подобной сферы национальных экономик, требуется определение закономерностей трансформаций и установление факторов развития сферы услуг. Разрешение подобной задачи увеличивается для так называемых транзитивных экономик.
На рубеже двадцатого века страны, которые встали на путь формирования рыночной экономики, начали стремительно формировать национальные сектора услуг. По притоку капитала, материальному и техническому обеспечению, притоку трудовых ресурсов, новейшим технологиям и так далее данный сектор национальных экономик отличается определённым динамизмом, опережает все остальные. Вместе с тем, за предшествующее десятилетие данный сектор национальных экономик оказался наиболее развитым. Помимо этого, несмотря на настолько динамичное развитие, по критериям иностранных экономик, сфера услуг остается ещё недостаточно конкурентоспособной. В этой связи среди важнейших задач современного развития подобных секторов, как и в целом всего национального хозяйства транзитивных экономик, является выработка механизма взаимодействия и взаимосвязи (которые связаны с «открытием» национальных сфер услуг притоку иностранного капитала по причине вступления в ВТО) со сферами услуг развитых стран. Существует опасение, что в результате «открытия» (подразумевая неподготовленность институциональной основы для определённой защиты) подобных сфер, национальные сектора услуг, которые являются по-прежнему довольно слабыми, будут захвачены и окажутся монополизированными крупнейшими иностранными транснациональными корпорациями и предприятиями, и таким образом будет нарушена специфичность подобного сектора национального хозяйства, а посредством него будет оторван из системных взаимосвязей и целый сегмент национального хозяйства, с соответствующими последствиями для национального хозяйства в целом.
К тому же, наиболее проблематичным является вопрос развития сфер услуг в региональных хозяйствах. Специфика услуг обязывает к решению проблемы формирования конкурентоспособного национального сектора услуг посредством их развития на региональном уровне, иными словами, формирование эффективных конкурентоспособных региональных секторов услуг. Необходимо отметить, что за исключением нескольких самых продвинутых в экономическом понимании регионов, подавляющее большинство региональных хозяйств обладают довольно примитивными секторами услуг в собственных национальных хозяйствах. «Открытие» границ и свободный неограниченный никакими рамками допуск иностранных организаций в российскую сферу услуг с неразвитой институциональной, законодательной и остальной инфраструктурой, в которой было бы четко установлено место и роль российских производителей и потребителей услуг приведет не только подобные сектора, но и в целом региональные хозяйства к привязке, иными словами, фактически оторвет их от национального хозяйства.
Формирование конкурентоспособного динамичного рынка услуг для них в некотором смысле – объективная необходимость или то, что продиктовано временем. Дело в том, что преобладание у национальной экономики эффективного (динамичного, конкурентного) сектора услуг, который представляет собой важнейший импульс для развивающейся экономики, есть важнейшая черта современных постиндустриальных хозяйственных систем. Его отсутствие автоматически отбрасывает национальные экономики (а с ними и социумы) в прошлое. В этой связи многие национальные правительства пытаются активно содействовать становлению собственных национальных секторов услуг. Разумеется, так как практически полувековой опыт индустриальных стран сформировал определённую хозяйственную парадигму, и не следовать ей обозначает вступать в противоречие с магистральным развитием хозяйственной деятельности, достижение данной задачи лежит на пути формирования рынка услуг и формирования рыночных институтов.
Настолько же актуальным является формирование эффективных секторов услуг для региональных экономик. Здесь речь ведётся о так называемых первоочередных задачах, которые связаны с увеличением безработицы, разрушением традиционных сфер использования рабочей силы, которые связаны с материальным производством, расширением сферы производящей «добавленную стоимость». Сфера услуг является специфическим социальным резервуаром, поглощающим высвобождаемую из материального производства рабочую силу.
Среди факторов, содействующих развитию и расширению сферы услуг, кроме расширения и усложнения потребностей, возможно отметить следующие:
1. Научно-технический прогресс, иными словами, увеличение объёмов основных фондов и увеличение технической оснащенности основных секторов национального хозяйства, наращивание материального благосостояния населения и повышение качества их жизни на основании увеличения общественной производительности труда, отставание роста производительности труда в сфере услуг в сравнении с промышленным производством, развитие новейших информационных технологий.