Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Целенаправленное речевое воздействие, реализуемое во всех областях человеческой деятельности, сопровождается, как правило, использованием ярких средств речевой выразительности и экспрессивности, среди которых стилистические фигуры по праву занимают значительное место.
В художественной речи наблюдается широкое использование разнообразных изобразительно-выразительных средств. Существует три группы изобразительно-выразительных средств. К ним относятся тропы – лексические средства, стилистические фигуры – фигуры речи и синтаксические средства, языковые единицы разных уровней, как средства создания выразительности текста.
Для придания тексту необходимой художественной выразительности и образности авторы используют тропы и стилистические фигуры, где тропы выражают образ через слово, а стилистические фигуры – через предложение и словосочетание.
К фигурам можно отнести оксюморон, анафору, антитеза, риторический вопрос, эллипс, эпифора и другие.
В художественной литературе стилистические фигуры выполняют функцию экспрессивности, эмоционального усиления или логического утверждения для придания литературному тексту живой окраски и воспроизведения желаемой картины действия. Фигуры речи выполняют эмоциональную функцию усиления или уменьшения образного восприятия через синтаксис.
Имея многовековую историю (ещё Аристотель и Квинтилиан описывали этот феномен языка в своих трудах), отличаясь неоднородностью и многогранностью в языке, вступая в тесное взаимодействие с другими языковыми средствами и широко используясь в разных литературных стилях, стилистические фигуры остаются предметом изучения и в современной лингвистике и стилистике.
Функции стилистических фигур в тексте различны. Логическая функция обеспечивает информационную точность текста, способствует его делению на смысловые отрезки. Экспрессивная функция осуществляется в результате ментальных операций сближения или противоположения, либо благодаря умелым изменениям речевой тактики и приводит к эффекту усиленного воздействия.
Теоретическую основу исследования составляют труды по стилистике средств, риторике и лексической семантике.
Стилистическая фигура – это «специальное средство усиления изобразительности, состоящее из двух компонентов – сопоставляемого и сопоставляющего, которые, объединяясь, формируют общее сложное представление». В данном определении подчеркивается понятийная структура фигур речи. Традиционно под стилистической фигурой принято понимать оборот речи, синтаксическую конструкцию, которые используются в целях выразительности. Этот термин образован от латинского слова figura – очертание, образ, изображение. Первоначально этот термин был связан с искусством танца, а затем применялся в античной риторике. Как во время танца или гимнастических упражнений люди принимают необычные позы, так и в речи могут появляться необычные, особенные обороты, это и есть фигуры речи.
Цель исследования: изучить понятие и функционирование в русском языке стилистических фигур.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть понятие стилистических фигур;
• Проанализировать виды и типы стилистических фигур в русском языке;
• Провести анализ функционирования стилистических фигур в языке художественных произведений и в публицистических текстах.
Объектом настоящего исследования является совокупность стилистических фигур в русском языке.
Предмет исследования составляют функции стилистических фигур в художественных и публицистических текстах.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Понятие стилистических фигур
Традиционно под стилистической фигурой принято понимать оборот речи, синтаксическую конструкцию, которые используются в целях выразительности .
Фигуры речи представляют собой некую синтаксическую конструкцию, благодаря которой происходит направленное воздействие, достигается необходимый эмоциональный эффект в тексте или речи.
Следует сразу оговориться относительно термина «стилистическая фигура», так как наряду с ним используется также термин «риторическая фигура». Надо заметить, что прилагательное риторический закреплено в номинациях некоторых конкретных фигур (риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание и т. д.).
Главным же основанием для выбора термина «стилистическая фигура» является то обстоятельство, что фигуры выступают стилистически маркированным средством речевого контакта в коммуникации в качестве адресованной единицы общения, выражающей намерение автора.
В традиционном понимании стилистические фигуры могут быть отнесены к ярким средствам создания экспрессивности и выразительности текста, которое выходит «за рамки практически необходимых норм» . Однако это отклонение от норм нулевой стилистически нейтральной речи не представляет собой явления спонтанного, хаотического, бессистемного. В действительности отход от нейтральной нормы повествования с помощью использования стилистических фигур является заранее продуманным, намеренным и системным. Поэтому вычленение структурно-функциональных особенностей этих единиц экспрессивного синтаксиса требует обращения к категориальной сущности фигур.
Категория представляет собой родовое понятие, которое объединяет в один класс однородные явления, выделяемые по одному или ряду существенных признаков.
Существенно в этом плане то определение «фигуры речи», которое было сформулировано Ю. М. Скребневым в энциклопедии «Русский язык». Под фигурами понимаются «синтагматически образуемые средства выразительности». Причем в определении подчеркивается, что «фигуры речи образуются путем особого стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте» .
Традиционный подход предполагает взгляд на фигуры как на средство организации текста, способ установления внутритекстовых изобразительных связей. При этом весь корпус фигур подразделяется на два крупных разряда – фигуры слов, характеризующихся взаимодействием понятийных обозначений в синтагме или основанных на соразмерности звуковых элементов, и фигуры предложений, которые составляют экспрессивно-стилистические варианты высказывания, соответствующие более крупным, чем слово и словосочетание, единицам текста – предложению или даже группе предложений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абакумов С.И. Из наблюдений над языком «Повестей Белкина». Стиль и язык А.С. Пушкина // Русский язык в школе. – 1937. – С. 66–89.
2. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования). Л. : Просвещение, 1981., с. 111
3. Балли Ш. Французская стилистика. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. – 394 с.
4. Брандес М. П. Стиль и перевод / М. П. Брандес. М.: Высш. шк., 1988.
5. Галкина-Федорук Е. М. Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию. – М.: Изд-во МГУ, 1958. – С. 103–124
6. Граудина Л.К. Ширяев Е.Н. Культура русской речи – учебник для вузов. – М.: Изд. НОРМА, 2005. – 560 с.
7. Григорьев В. П. Поэтика слова. – М.: Наука, 1979. – 343 с.
8. Квятковский А. П. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966. – С. 321
9. Конотопов М. В, Сметанин С. И. Экономическая история: учебник для вузов. – 6-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003
10. Кузнец М.Д. Стилистика английского языка. - Ленинград: Учпедгиз., 1960
11. Кухаренко В.А. Практикум по стилистике английского языка [Текст] / В.А. Кухаренко - М.: Флинта; Наука, 2009
12. Лопаткина С.В. Контекстуальное взаимодействие тропов в современном русском литературном языке : На материале художественной и публицистической речи : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / Хакас. гос. ун-т им. Н.Ф. Катанова. - Абакан, 2004
13. Маклакова Т. Б. Роль тропов и фигур речи в целом тексте. диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19
14. Москвин В.П. Лексико-грамматические средства выражения инструментальности в совр. рус. языке: Дис. … канд. филол. наук. Киев, 1988.
15. Пономаренко Е.Б. Структурные и семантико - стилистические особенности текстов английских и русских информационных сообщений: сопоставительный аспект. – М.: 2011. - 224 с.
16. Пушкин А.С. Повести покойного Ивана Петровича Белкина // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. В 16 т. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1959. Т. 8. Кн. 1. Романы и повести. Путешествия. – 1948. – С. 59–124
17. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. – М.: Оникс: Мир и образование, 2008. – 624 с.
18. Русский язык. Энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1979. – С. 368–369
19. Скребнев Ю.М. Основы стилистики английского языка [Текст] / Ю.М. Скребнев - М.: АСТ, 2004
20. Сырма Н. А.Тропы и фигуры речи и их текстообразующая функция : на материале русского и английского языков : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Сырма Наталья Альбертовна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2007
21. Федосова С.А., Скуратова Д.Р. Особенности стилистических фигур в прессе. – Усть - Каменогорск: 2019. – 3 - 5 с.
22. Электронный ресурс: https://navopros.ru/dengi-i-rabota/chto-znachit-igrat-na-ponizhenie
23. Электронный ресурс: https://www.kommersant.ru
24. Burton O. Classical Rhetoric for the Modern Student Text. / Gideon 0. Burton. NY: Oxford Press, 1971.359 p.
25. Castaneda Symbols, Signs, Metaphors, Tropes, Representation, Speech Acts, And Other Speculative Ideas Text. / Castaneda Dr. NY, 1994.369 р.
26. Turco L. Poetry: An Introduction Through Writing Text./ Turco. Reston, VA: Reston Publishing Company, 1973.523 p.
27. Wheeler Электронный ресурс. / Режим доступа http://web.cn.edu/kwheeler/index.html