- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Возникновение государства. Образование государственности у восточных славян. Норманнская теория происхождения древнерусского государства
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Теория государства и права (ТГП)
38 страниц
16 источников
Добавлена 28.06.2023 Опубликовано: studservis
990 ₽
1980 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. 6
1.1. Пути возникновения государства: восточный, западный пути 6
1.2. Предпосылки возникновения государства у восточных славян 15
1.3. Основные этапы складывания древнерусского государства 19
ГЛАВА II. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 22
2.1. Общая характеристика теорий происхождения государства 22
2.2. Норманнская теория происхождения древнерусского государства 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность темы исследования. Государство является одним из самых сложных социальных явлений. В то же время она вызывает необы-чайно широкий интерес, так как так или иначе затрагивает интересы каж-дого человека, разных социальных групп населения. Поэтому государство является предметом изучения многих общественных наук, в основном фи-лософии, общей теории государства и права, и рассматривается ими как важнейшая научная категория. Но, наполненное реальным и конкретным содержанием, государство играет инструментальную и регулирующую роль в государственно-организованном обществе и, следовательно, также является предметом изучения отраслевых юридических наук.
Государство рождается на определенном этапе развития человече-ства. Люди первобытнообщинного строя не знали норм государства и ру-ководствовались в своей деятельности обычаями и традициями. Мифы, обряды и обряды играли большую роль в их жизни. В этот далекий пери-од зародились нравственные и религиозные нормы. Право появилось го-раздо позже, и его судьба во многом связана с появлением такого важного института общественной жизни, как государство.
Возникновение государства обусловлено социальными потребностя-ми, а именно: необходимостью установления уникального порядка отно-шений новой общности людей – людей, населяющих ту или иную террито-рию; необходимость сохранения единого порядка в рамках расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественный и социальный статус которых стали существенно различаться, что вызвало неустранимые противоречия и конфликты; необходимость ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, которым необ-ходимо развивать постоянные обмены и добрососедские отношения и за-щищать свои интересы мирными средствами.
Таким образом, поиски научного понимания происхождения госу-дарства продолжались на протяжении тысячелетий, от перехода человече-ства к цивилизации, до регулирования общественных отношений полити-ческими и государственными средствами. А так как общество и условия жизни живущих в нем людей постоянно меняются, то меняются и пред-ставления людей о государстве.
Для того чтобы познать сущность государства, его социальную при-роду, его универсальное назначение, лучшие умы человечества прилагают огромные интеллектуальные усилия.
Тем не менее каждый исторический этап в развитии общества, а, сле-довательно, и соответствующий ему этап в познании государства и права, приводит к состоянию, когда возникает необходимость в оценке новых сторон правовой действительности, формулировании новых определений правового государства.
Целью курсовой работы является всестороннее теоретико-правовое понимание моделей и способов возникновения государства.
Предметом исследования является государство.
Объектом исследования является теоретико-правовое обоснование закономерностей и способов возникновения государства.
Задачи:
1. дать общую характеристику теорий происхождения государ-ства;
2. раскрыть сущность норманнской теории происхождения древ-нерусского государства;
2. проанализировать основные этапы складывания древнерусского государства;
3. раскрыть основные пути возникновения государства.
Методологическая основа исследования. При решении исследова-тельских задач автор курсовой работы опирался на современные методы научного познания, выявленные и разработанные юридической наукой и проверенные на практике. Основываясь на историко-логическом методе, автор в соответствии с характером исследования использовал преимуще-ственно абстрактно-теоретические формы рассмотрения и изложения ма-териала, открывая путь к широким научным обобщениям.
Соответственно, изучение объекта осуществлялось на основе логиче-ской последовательности: от общего к частному, от предыдущего к следу-ющему. Использовался также общенаучный метод анализа и синтеза.
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.
1.1. Пути возникновения государства: восточный, западный пути
Восточный путь
Причины и условия, породившие право, во многом сходны с причи-нами, породившими государство. Однако между мононормами первобыт-ного общества и нормами права существовала более глубокая преемствен-ность, чем между органами родовой автономии и органами государства.
Возникновение права есть закономерное следствие усложнения об-щественных отношений, углубления и обострения противоречий и соци-альных конфликтов. Обычаи уже не обеспечивают порядок и стабильность в обществе, а значит, возникает объективная потребность в принципиально новых регуляторах общественных отношений.
В отличие от обычаев правовые нормы закрепляются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязанности, ограничения и запреты. Изменяются порядок и порядок обеспечения ис-полнения правовых норм, появляются новые способы контроля за их ис-полнением: если раньше таким контролером было общество в целом, его общественные деятели, то в условиях государства — полиция, армия.
Споры разрешаются судом. Правовые нормы отличаются от обыча-ев и наказаний: наказания за порчу имущества социальной элиты значи-тельно строже, наказания за преступления против личности дифференци-руются по статусу потерпевшего - свободный, раб, мужчина, женщина.
Говоря об особенностях формирования права, следует помнить, что процесс возникновения государства и права происходил во многом парал-лельно, с их взаимным влиянием друг на друга.
Так, на Востоке, где роль традиций очень велика, право рождается и развивается под влиянием религии и морали, а его основными источника-ми являются религиозные положения (учения) - Законы Ману в Индии, Коран в мусульманской стране и др. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное законодательство и прецедентное право, которые отличаются более высокой степенью формализации и определенности, чем на Востоке.
Таким образом, наряду с причинами и условиями возникновения государства и права юридическая наука выделяет основные формы воз-никновения государства: восточный (азиатский) и западный пути. Древ-нейшие государства возникли около 5000 лет назад в долинах великих рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Ганга, Янцзы и др., т. е. в районах орошаемого земледелия, что давало возможность значительно увеличить производительность - в десятки раз - за счет увеличения производительно-сти.
Именно там впервые были созданы условия для возникновения госу-дарства: появилась материальная возможность содержать не производи-тельный, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Орошаемое земледелие требовало колоссальной работы: устройство каналов, плотин, водоподъемных и других оросительных ра-бот, поддержание в рабочем состоянии, расширение оросительной сети и т. д. Все это определило, прежде всего, необходимость объединения общин под единым командованием и централизованным управлением, так как объем общественных работ значительно превышал возможности отдель-ных племенных образований.
В то же время все это привело к сохранению земледельческих общин и, следовательно, к общественной форме собственности на основное сред-ство производства - землю. Произведенное обобществляется, а затем пере-распределяется, и этот передел осуществляется вождями и старейшинами (к которым затем присоединяется духовенство), и тогда уже в их руках оседает и накапливается общественная собственность.
Появляется родовая знать и такое общественное явление, как «владе-ние властью», суть которого заключается в праве распоряжаться обще-ственным имуществом от нахождения в определенном положении (остав-ляя должность, человек теряет это «собственность»). В то же время в связи со специализацией управления и повышением его роли постепенно увели-чивается доля родовой знати в распределении общественного продукта. Управление становится прибыльным.
А так как параллельно зависимости каждого от вождей и старшин «по должности» появляется и зависимость экономическая, то постоянство «выборности» этих людей становится все более формальным. Это приво-дит к переназначению должностей определенным лицам, а затем и к появ-лению наследия должностей.
Таким образом, восточный (или азиатский) способ государственного образования отличался, прежде всего, тем, что политическое правление возникало на основе осуществления государственной должности, обще-ственного положения. [14]
В рамках общины основным назначением власти было управление специальными резервными фондами, в которых концентрировалась ос-новная масса прибавочного общественного продукта. Это привело к выде-лению внутри сообщества особой группы должностных лиц, выполняю-щих функции администраторов сообщества, казначеев, контролеров и т. д.
Часто административные функции были связаны с культовыми функ-циями, что придавало им особую власть. Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы были заинтересо-ваны в закреплении этого статуса и стремились сделать свои функции наследственными. В той мере, в какой это им удавалось, общинная «бюро-кратия» постепенно превращалась в привилегированный замкнутый соци-альный слой — важнейший элемент зарождавшегося аппарата государ-ственной власти.
Поэтому одной из главных предпосылок как для образования госу-дарства, так и для формирования классов «по восточному типу» было ис-пользование слоями и правящими группами существующего аппарата управления, контроля над экономической, политической и военной функ-ции. Административно-государственные структуры, создание которых строго обосновывалось хозяйственной принадлежностью, формируются вплоть до признания частной собственности (преимущественно на землю).
На протяжении веков деспотическое государство было не только орудием классового господства, но и служило источником самого классо-образования, порождая различные привилегированные группировки и слои. На Востоке узурпированы не сами средства производства, а управ-ление ими.
Экономика базировалась на государственной и общественной фор-мах собственности. Там была и частная собственность - вершина государ-ственного денежного механизма дворцов, драгоценностей, рабов, но осмысленного анализа этой коллизии (частной собственности) не было: вклад решающего фактора общественного производства принадлежит труду «свободные» члены сообщества.
При этом «частный» характер этой собственности был весьма усло-вен, так как государственный служащий обычно терял должность с его имуществом, а часто и с головой. Это не оказало серьезного влияния на экономику и частную собственность других групп: купцов и городских ремесленников.
Во-первых, она, как и ее владельцы, находилась в абсолютной власти монарха.
Во-вторых, оно также не играло решающей и даже важной роли: собственность купцов была прикреплена к сфере не производства, а рас-пределения, тогда как жившие в городах ремесленники вносили вклад в общественное производство значительно меньше, чем общины, тем более что в число последних входило много мастеров. [8]
По мере увеличения кооперативного масштаба коллективной трудо-вой деятельности «зачатки государственной власти», зародившиеся в ро-довых коллективах, превращаются в органы контроля и господства над суммами общин, которые, в зависимости от величины хозяйственных за-дач, формируются в микро или макрогосударства, объединенная сила цен-трализованной власти. В этих областях, как уже говорилось, она приобре-тает деспотический характер.
Авторитет его был достаточно высок по ряду причин: достижения в хозяйственной деятельности объяснялись исключительно его организатор-скими способностями, желанием и умением действовать во имя общих надгрупповых общественных целей; принуждение было окрашено и идео-логически, и особенно в религиозных формах - сакрализация власти: "сила Божия", государь есть носитель и выразитель "благодати Божией", по-средник между Богом и народом. Восточные государства по некоторым своим характеристикам существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило бытовой, семейный характер.
В других, например в Египте, было много рабов, которые вместе с членами общины вносили важный вклад в экономику. Однако в отличие от древнеевропейского рабства, в основе которого лежало частное владение, в Египте подавляющее большинство рабов принадлежало государству (фараону) или храмам. [3]
В то же время в целом все восточные штаты имели много общего. Все были абсолютными монархиями, деспотиями; имел мощную бюрокра-тию; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства («властная собственность»), а частная собственность имела второстепенное значение. Восточный путь государ-ственности был плавным переходом, развитием первобытно-родового об-щества в государство.
Основными причинами возникновения здесь государства были: необходимость проведения крупных ирригационных работ в связи с раз-витием орошаемого земледелия; необходимость объединения для этих це-лей больших масс людей и обширных территорий; необходимость единого и централизованного руководства этими массами. Государственный аппа-рат возник из аппарата управления родоплеменных объединений.
Выделяясь из общества, государственный аппарат стал во многом противопоставляться ему в своих интересах, постепенно изолировал себя от остального общества, превратился в господствующий класс, эксплуати-ровавший труд членов общины.
Следует также подчеркнуть, что восточное общество было застой-ным, застойным: на протяжении веков, а иногда и тысячелетий оно прак-тически не развивалось. Таким образом, государство в Китае зародилось на несколько столетий раньше, чем в Европе (в Греции и Риме).
Хотя в Китае и происходили значительные социальные потрясения (иноземные завоевания, крестьянские восстания, в том числе победоносные и др.), они приводили лишь к смене правящих династий, да и самого об-щества вплоть до начала XX века. остались в основном без изменений.
Африканские государства формировались, по существу, по одному и тому же «сценарию», однако ученые указывают на некоторые черты пер-вобытного государства Африки, отличающие его от государства «восточ-ной деспотии»: верховная власть была не наследственной, а выборно-наследственной, система управления строилась по геронтократическому принципу для низших уровней, по аристократическому (меритократиче-скому) принципу для высших. [11]
Более того, правители первых африканских государств были связаны системой ограничений: в передвижении, в общении с населением, что выте-кало из представления об их святости; в принятии важнейших решений, ибо имелся известный противовес их власти в лице совета представителей родовой знати.
В общем, при таком управлении земным шаром, процесс монополи-зации управления государством общинной элитой, то есть возникновение государства, при отсутствии частной собственности на основные средства производства и раздела общества на классы, было типичным закономер-ным ходом, определяющим в прогнозах, нарушавших колонизацию кон-тинента.
Западный путь.
Западный путь был своего рода уникальным явлением, скорее ис-ключением из общего правила. Именно западное общество стало «локомо-тивом истории», именно европейские государства за короткий историче-ский период обогнали восточные государства, возникшие гораздо раньше, и решительно определили весь ход человеческого прогресса.
Главным фактором становления государства в Европе было классо-вое разделение общества. В свою очередь, это было связано с тем, что здесь, на этапе протогосударства (чиф-дома), формой которого была «во-енная демократия», происходило интенсивное формирование частной соб-ственности на землю, а также другие средства производства: скот, рабы. [1]
В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере древних Афин, где государство развивалось, частью преобразовывая органы ро-дового строя, частью вытесняя их введением новых органов, постепенно замещаемых государственной властью. Место «вооруженного народа» за-нимает вооруженная «общественная власть», уже не совпадающая с обще-ством, отчужденная от него и готовая противостоять народу.
Уже на ранней стадии разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: аристократы (герои, василевсы, которых Го-мер называл «жирными») имеют больше земли, рабов, скота и орудий труда, чем рядовые члены общины. Наряду с рабством, которое носило преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве прислуги и не являлись основной производительной силой, по-явился наемный труд, сельскохозяйственный труд бездомных членов об-щины.
По мере роста частной собственности растет влияние экономически сильной группы, стремящейся ослабить роль народного собрания, васи-левса (выступавшего в качестве военачальника, великого жреца, верховно-го судьи) и передать власть его представителям.
Трения между потомственной аристократией и массами, принимаю-щие иногда весьма острые формы, обостряются борьбой за власть другой группы владельцев частной собственности, нажитой морским разбоем и торговлей. Со временем более богатые помещики стали занимать ответ-ственные государственные посты – власть родовой знати была ликвидиро-вана.
Поэтому генезис Афинского государства характеризуется тем, что оно возникло непосредственно и главным образом из классовых антаго-низмов. Постепенно сложившаяся частная собственность стала основой, фундаментом установления экономического господства имущих классов. Это, в свою очередь, позволяло контролировать институты публичной власти и использовать их для защиты своих интересов. В литературе Афи-ны часто называют классической формой возникновения государства.
В древней Спарте особенности возникновения государства были обусловлены рядом других обстоятельств: спартанская община завоевы-вала соседние территории, населением которых становились общинные (а не личные) рабы-илоты, численность которых часто превышала числен-ность спартанцев.
Необходимость направлять их и держать в повиновении требовала создания новой власти, нового аппарата.
В то же время стремление не допустить неравного владения (а, сле-довательно, социальной напряженности) у «туземных» спартанцев, с этой целью предотвратить частную собственность на рабов и землю, которая, оставаясь государственной собственностью, делилась на равные наделы по числу полных жителей постоянная угроза восстания илотов и другие об-стоятельства привели к тому, что Спарта стала аристократической респуб-ликой с методами очень жесткого, даже террористического правления, и важными пережитками первобытнообщинного строя.
Жесткость режима, проводившего линию уравниловки, способство-вала, так сказать, сохранению существующего порядка, не позволяла по-явиться той общественной силе, которая могла бы ускорить ликвидацию остатков родоплеменной организации. [6]
В Риме процесс классового и государственного образования тормо-зился по ряду причин, и переходный период к государству продолжался веками. В 200-летней борьбе между двумя группами свободных членов римского племенного общества плебеи выбивали у патрициев одну уступ-ку за другой, в результате этих побед общественная организация Рима стала иметь осмысленную демократию.
Например, устанавливалось равенство всех свободных граждан, устанавливался принцип, что каждый гражданин был и земледельцем, и воином, устанавливалось важное общественно-политическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли. . учредил. Все это тормозило развитие имущественного и социаль-ного неравенства свободных граждан, формирование частной собственно-сти как важного фактора классообразования.
Ситуация качественно изменилась лишь к концу II в. до н.э. с нача-лом массового раскулачивания крестьянских общин. С другой стороны, в результате непрекращающихся завоеваний в городах и деревнях скапли-вается такая масса рабов, что римская семья, традиционно выполнявшая, децентрализованно, функцию подавления и удержания и подчинения не-свободных, не была способен это реализовать. (Между 2 веком до н.э. и 2 веком н.э. из 60-70 миллионов жителей всей Римской империи полноправ-ных свободных граждан было не более 2 миллионов человек - примерно 3%.) [9]
В конечном итоге необходимость смягчить противостояние различ-ных социальных групп огромной империи и держать в повиновении по-корные и зависимые эксплуатируемые народы привела ко второму веку. До н.э. к созданию мощной государственной машины. Таким образом, ос-новной и фундаментальный процесс государственного образования в Риме был таким же, как и в Афинах. Распад родового строя идет по тому же пу-ти, что и в Греции.
Как и в Греции, экономически сильная группа постепенно захватыва-ет власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения — плебеи. Представители иноземных племен, лично свободные, не связанные с римским родом, об-ладали торгово-промышленным богатством. Экономическая мощь плебеев возросла.
Их длительная борьба против патрициев - родовой римской аристо-кратии - развернулась в связи с усилением частной собственности и углуб-лением имущественной дифференциации, наложившейся на процесс клас-сообразования в римском обществе, стимулировала ломку родоплеменно-го строя и явилась своеобразный катализатор формирования государства. Несколько иной путь - Франкское государство.
Германские племена издавна служили поставщиками рабов могуще-ственному соседу – Риму. Если само положение Греции и Рима способ-ствовало ускоренному крушению патриархального строя, то эти же при-родные условия в Германии в известной мере создавали возможности для известного развития производительных сил в рамках родоплеменного об-щества, в то время как рабство, в том виде, в каком она существовала в Средиземноморье, была даже экономически невыгодна. [4]
Разоренные общинники попали в зависимость от богачей, а не в раб-ство, что способствовало длительному сохранению формы коллективного хозяйствования. Военные нужды, наряду с полукочевым земледелием, способствовали сохранению коллективной формы общественно-экономической организации, в которой просто не могло быть места рабам.
Следовательно, имущественная дифференциация и социальное рас-слоение постепенно привели к формированию протофеодального обще-ства. Завоевание важных территорий Римской империи франками, с одной стороны, наглядно показало неспособность родоплеменного строя обеспе-чить их господство, что стимулировало формирование первого феодаль-ного государства.
С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческий строй и ускорило переход к феодализму в стране бывшей Римской импе-рии
Фрагмент для ознакомления 3
1. Баратова, К. М. Знакомимся с историей России: учебное посо-бие / К. М. Баратова, Ш. М. Омарова. — Махачкала: ДГУ, 2020. — 83 с. — ISBN 978-5-9913-0208-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/172617 (дата обращения: 18.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Волков, В. А. История Руси и Московского царства с древней-ших времен до конца XVII века / В. А. Волков - Москва: Прометей, 2022. - 716 с. - ISBN 978-5-00172-151-2. - Текст: электронный // ЭБС "Консуль-тант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785001721512.html (дата обра-щения: 18.11.2022). - Режим доступа: по подписке.
3. Денисов, Ю. Н. Славяне: от Эльбы до Волги: монография / Ю. Н. Денисов. - 3-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2021. - 296 с. - ISBN 978-5-9765-0817-0. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1233376 (дата обращения: 18.11.2022). – Режим доступа: по подписке.
4. Дуличенко, А.Д. Введение в славянскую филологию: учеб. по-собие / А.Д. Дуличенко. - 3-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2016. - 717 с. - ISBN 978-5-9765-1667-0. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1042186 (дата обращения: 18.11.2022)
5. История России: учебник и практикум для вузов / К. А. Соловьев [и др.]; под редакцией К. А. Соловьева. — Москва: Изда-тельство Юрайт, 2023. — 244 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15876-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510102 (дата обращения: 18.11.2022).
6. Касьянов, В. В. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Касьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 255 с. — (Профессиональ-ное образование). — ISBN 978-5-534-09549-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494606 (дата обращения: 18.11.2022).
7. Кацва, Л. А. История Отечества. Справочник для школьников и поступающих в вузы. Курс подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и дополнительным вступительным испытаниям в вузы: учебное пособие / Л. А. Кацва; под научной редакцией В. Р. Лещинера. — 2-е изд., эл., испр. и доп. — Москва:, 2022. — 850 с. — ISBN 978-5-462-01937-1. — Текст: электрон-ный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/268229 (дата обращения: 18.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8. Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права: учебное пособие / Кашанина Т. В. - 4-е изд. , перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2015. - 304 с. - ISBN 978-5-392-15367-1. - Текст: электронный // ЭБС "Кон-сультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785392153671.html (дата обра-щения: 18.11.2022). - Режим доступа: по подписке.
9. Кириллов, П. Е. История России с древнейших времен до начала XVII века: учебное пособие / П. Е. Кириллов, М. П. Король, С. В. Рябцев. — Дубна: Государственный университет «Дубна», 2021. — 165 с. — ISBN 978-5-89847-620-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/196938 (дата обращения: 18.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
10. Кущенко, С. В. История России. Всеобщая история (IX-XIX вв.): учебное пособие / С. В. Кущенко. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. - 103 с. - ISBN 978-5-7782-4068-1. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1869449 (дата обращения: 18.11.2022). – Режим доступа: по подписке.
11. Мильто, А. В. История государственного и муниципального управления: учебное пособие / А. В. Мильто. — Москва: Прометей, 2022. — 166 с. — ISBN 978-5-00172-273-1. — Текст: электронный // Лань: элек-тронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/220856 (дата обращения: 18.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользовате-лей.
12. Новиков, М. С. История (история России, всеобщая история): учебное пособие / М. С. Новиков. — Омск: Омский ГАУ, 2022. — 232 с. — ISBN 978-5-907507-60-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/240770 (дата обращения: 18.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
13. Новиков, М. С. История (история России, всеобщая история): учебное пособие / М. С. Новиков. — Омск: Омский ГАУ, 2022. — 232 с. — ISBN 978-5-907507-60-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/240770 (дата обращения: 18.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
14. Прядеин, В. С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С. Прядеин; под научной редакцией В. М. Кириллова. — Москва: Изда-тельство Юрайт, 2022. — 198 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05440-8. — Текст: электронный // Образовательная плат-форма Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493622 (дата обраще-ния: 18.11.2022).
15. СОКОЛОВ СВ. КОНЦЕПЦИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ «ВА-РЯЖСКОЙ РУСИ» В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ХУШ-Х1Х вв. В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ИДЕЙ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ. - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2015. - 316 с. - (Сер.: «Из истории России»).
16. Фененко, А. В. История международных отношений в довест-фальскую эпоху: учебное пособие / А. В. Фененко. - Москва: Аспект Пресс, 2022. - 752 с. - ISBN 978-5-7567-1162-2. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1851502 (дата обращения: 18.11.2022). – Режим доступа: по подписке.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней