Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………..5
1.1 Утренняя гимнастика – ежедневная форма работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста …………………………………..5
1.2 Длительность утренней гимнастики …………………………………8
1.3 Условия проведения утренней гимнастики……………………....10
1.4 Требования к подбору упражнений. Структура утренней гимнастики……………………………………………………………………...12
1.5 Требования к составлению комплексов упражнений гимнастики……………………………………………………………………….14
1.6 Физическая, психическая, эмоциональная нагрузка на утренней гимнастике………………………………………………………………………..16
1.7 Музыка на утренней гимнастике……………………………………18
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………..…..20
2.1. Формы проведения утренней гимнастики с детьми младшего дошкольного возраста………………………………………………………...20
2.2. Методика проведения утренней гимнастики с детьми младшего дошкольного возраста ………………………………………………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..28
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает практических работников ДОУ на организацию мероприятий двигательного режима, одним из которых является утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика – ежедневная форма работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Утренняя гимнастика это комплекс специально подобранных упражнений, цель которых взбодрить организм ребенка, помочь перейти от состояния сна к состоянию бодрствования, организованно начать рабочий день в детском саду. Система специально подобранных упражнений разносторонне воздействует на организм человека, усиливает его основные функциональные процессы, способствует его гармоничному развитию, повышению жизнерадостности. Гимнастика используется в работе с детьми с самого раннего детства и продолжается в течение всех возрастных периодов.
Утренняя гимнастика в сочетании с традиционными и нетрадиционными методами оздоровления дает прекрасный оздоровительный эффект, способствует формированию привычки к здоровому образу жизни, потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями. В работах И.М. Воротилкина [2], И.М. Жукова [3], Н.Н. Кожухова [7] подчеркивается неоценимая роль утренней гимнастики в оздоровлении детей дошкольного возраста.
Недостаточное использование утренней гимнастики как формы работы по физическому воспитанию не способствует формированию ежедневной потребности в занятиях физическими упражнениями, потребности в соблюдении режима дня, что, в конечном счете, не способствует укреплению, формированию, сохранению здоровья детей дошкольного возраста, формированию привычки к здоровому образу жизни.
Своевременное и правильное формирование ежедневной потребности в занятиях физическими упражнениями, потребности в соблюдении режима дня, имеет большое значение для укрепления, формирования, сохранения здоровья детей дошкольного возраста, воспитания любви и интереса к спорту, формирования двигательной культуры. Детский сад – это первая ступень в большой спорт. Утренняя гимнастика дает заряд бодрости на весь день, помогает растормозить организм ребенка и «войти» в рабочий день. Вот почему каждый педагог в своей работе с детьми в ДОУ должен использовать ежедневно различные формы проведения утренней гимнастики. В семье также должна проводиться утренняя зарядка.
Объект исследования: организация утренней гимнастики в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики с детьми среднего дошкольного возраста
Цель исследования: обоснование использования нетрадиционных форм проведения утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретические аспекты использования нетрадиционных форм проведения утренней гимнастики в работе с детьми среднего дошкольного возраста;
- изучить методику проведения нетрадиционных форм утренней гимнастики с детьми среднего дошкольного возраста;
- рассмотреть возможности нетрадиционных форм проведения утренней гимнастики как средства физического воспитания ребенка – дошкольника.
Методы исследования:
1. Педагогический анализ.
2. Анализ психолого – педагогической литературы.
3. Метод анализа и синтеза.
4. Метод обобщения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Утренняя гимнастика – ежедневная форма работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста
Физическое воспитание ребенка дошкольного возраста играет очень большую роль в его жизни. В дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья и правильного физического развития. У ребёнка происходит становление двигательной активности, и закладываются основы здорового образа жизни. Под утренней гимнастикой понимают систему специально подобранных физических упражнений. Положительное влияние утренней гимнастики на здоровье ребёнка всегда и во все времена признавалась специалистами всех профилей. Утренняя гимнастика способствует формированию:
-правильной осанки;
-укреплению опорно-двигательного аппарата;
- улучшению кровообращения, дыхания и обменных процессов;
-деятельности нервной системы и др.
С помощью специально подобранных физических упражнений, в соответствии с возрастом ребёнка, которые в дальнейшем войдут в комплекс утренней гимнастики, развиваются и укрепляются все крупные группы мышц. К этим группам мышц относят мышцы плечевого пояса, туловища, ног. Э.Я. Степаненкова считает, что утренняя гимнастика способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков [6]. Она обеспечивает развитие и психофизических качеств субъекта, к которым можно отнести ловкость, быстроту, силу, гибкость, выносливость и др. можно уверенно говорить о том, что систематическое выполнение детьми утренней гимнастики формирует волю и характер. Это несомненно, формирует дисциплинированность и развивает память с мышлением.
Формируется правильная осанка и развивается навык владения своим телом. Именно по этим причинам утренняя гимнастика применяется во всех без исключения возрастных группах дошкольного возраста. Основная задача утренней гимнастики в ДОУ привести ребенка в начале дня в бодрое состояние, а также активизировать и содействовать выпрямлению позвоночника ребёнка. Это незаменимое средство оздоровления и воспитания детей и именно утренняя гимнастика создает организованное начало нового дня. У детей быстро устанавливается ровное и бодрое настроение.
Сильно возбуждённые дети постепенно успокаиваются после того как выполнят некоторые действия в заданном темпе, а дети малоподвижные втягиваются в определенный ритм работы. Большинство детей после гимнастики дети уравновешены и довольны. Утренняя гимнастика создает благоприятные условия для всей последующей деятельности, которую ребёнок будет выполнять в течение целого дня. Того заряда, который ребёнок получает от зарядки хватает практически на целый день и ребёнок при этом становится более организованным, дисциплинированным и выдержанным. К.Д. Губерт считает, что главная задача гимнастики заключается в улучшении качества движений путем правильной установки позы тела, которая постепенно, при систематической тренировке закрепляется как сложный условный рефлекс. Гимнастика, несомненно, является самой напряженной формой двигательной активности детей. Она направлена на развитие качества статических и динамических функций, таких как ползание, сидение, ходьба, стояние. У детей воспитывается чувство ритма и развивается пластичность. Очевидно, что утренняя гимнастика в ДОУ имеет достаточно большое оздоровительное и воспитательное значение. Но это всё обеспечивается лишь в том случае, если она проводится ежедневно и в определенное время, в соответствующей гигиенической обстановке [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анашкина, Н.В. Взаимодействие педагогов и родителей в Центре игровой поддержки ребенка [Текст] / Н.В. Анашкина // Инструктор по физкультуре. – 2013. – No 4. – С. 83–85.
2. Воротилкина, И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении [Текст] / И.М. Воротилкина. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС. - 2004. – 144 с.
3. Жуков, О.Ф. Учет индивидуально-типологических особенностей в процессе физического воспитания дошкольников [Текст] / О.Ф. Жуков, В.А. Гончаров // Науч. ред. М. М Безруких.- М.: Владос, 2001. - 336 с.
4. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: Развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникабельного, аккуратного. Расту здоровым [Текст] / В.М. Зимонина // Програм. – метод. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений/ В.Н. Зимонина. - М.: Владос. - 2003. - 304 с.
5. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и методика: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / Е.И. Изотова //– М.: Издательский центр «Академия». - 2004. – 288 с.
6. Кожухова, Н.Н. Воспитатели по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст] / Н.Н. Кожухова // М.: Академия. - 2002. - 316 с.
7. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях [Текст] / Н.Н. Кожухова // М: Издательский центр «Академия». - 2002. – С.91 – 94.
8. Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы [Текст] / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. - М.: Владос. - 2003. - 192 с.
9. Маланов, СВ. Развитие умение и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретич. и метод, материалы: Учеб. - метод, пособие [Текст] / СВ. Маланов // Рос. Акад. образования. Москов. психолого-социальный ин- т. - Воронеж: Модэк; М.: МПСИ, 2001. - 160 с.
10. Мащенко, М.В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? [Текст] / М.В. Мащенко // Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005. – С.63 – 64.
11. Мещерякова, Е. А. Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования / Е. А. Мещерякова, Н. М. Воронина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3 (117.3). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32422/ (дата обращения: 22.11.2022).
12. Нарскин, Г.И. Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников: Пособие для педагогов дошк. Учреждений [Текст] / Г.И. Нарскин, М.В. Коняхин, О.А. Ковалева и др.; Под. Ред. Г.И. Нарскина. – Мн.: «Полымя», 2002. – С.17 – 18.
13. Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований» [Текст] / С.В. Никитина // М. -2013. - С.45.
14. Павлихина, С. В. Физическая культура в дошкольном учреждении как основа физического развития, здоровья и безопасности ребенка / С. В. Павлихина, Н. М. Юдина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35353/ (дата обращения: 22.11.2022).
15. Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет) [Текст] / Н.И. Пензулаева // М.: Владос, 2001. - 128 с.
16. Рыкова, М. А. Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей / М. А. Рыкова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5168/ (дата обращения: 22.11.2022).
17. Сомкова, О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду» [Текст] / О.Н. Сомкова // М. - 2013. - С 67.
18. Тарасова, З.И. Физкультурные занятия в разновозрастной группе детского сада: пособие для педагогов ДУ [Текст] / З.И. Тарасова // М. - 2000. - С. 25-29.
19. Трубайчук, Л. В. Интеграция как средство организации образовательного процесса [Текст] / Л.В. Трубайчук // М. - 2013. - С. 21.
20. Тупикова, С. А. Здоровый образ жизни у детей в процессе взаимодействия ДОУ и семьи / С. А. Тупикова, Т. А. Спиридонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 951-953. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37002/ (дата обращения: 22.11.2022).
21. Филимонова, Т.А. Индивидуализация процесса физического воспитания дошкольников на основе учета состояния здоровья и показателей психофизического развития [Текст] / Т.А. Филимонова, А.А. Курбанов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – No 5. – С. 13–15.
22. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения [Текст] / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. - М.: Сфера. - 2002. - 64 с.
23. Шебеко, В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников [Текст] – М: Издательский центр «Академия». - 2000. – С.120 – 122.