Фрагмент для ознакомления
2
Теневая экономика – экономическая деятельность, которая осуществляется вне ведения государства или вне его контроля. Как правило, это понятие подразумевает под собой товары и услуги, осуществляемые посредством наличного расчета, что и делает невозможным контроль правительства.
Актуальность данной темы заключается в том, что негативные последствия теневой экономики выражаются в потере средств для пополнения государством своего бюджетов, ухудшении социальной сферы и политики государства в этой области. В странах с высоким процентом нелегальной экономики, сложно составить реальную картину рынка труда т.к. официальная статистика рассматривает участников неофициальной экономики как безработных. Так, государство выстраивает неправильные ориентиры в экономической и социальной областях.
Таким образом, теневой экономике в целом свойственен отрицательный характер, она пагубно воздействует на социум и экономику. Только совместными усилиями, зная, с чем имеют дело, общество и государство может справиться с данной проблемой.
Объект работы – теневой сектор экономики России.
Предмет работы – теневая экономика.
Цель работы – проанализировать сущность и основные черты теневой экономики, ее виды, причины и последствия для государства, а также провести анализ развития теневого сектора экономики в России и республики Татарстан.
В связи с этой целью ставятся задачи:
- раскрыть сущность теневой экономики,
- изучить основные причины развития теневого сектора экономики,
- определить последствия теневого сектора для государства,
- проанализировать тенденции развития теневого сектора экономики в РФ,
- предложить меры борьбы с теневой экономикой.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Для раскрытия темы были использованы статистические данные Росстата, МВФ, Министерства труда РФ, ресурсы Интернета.
1. Теоретические аспекты изучения последствий теневой экономики
1.1. Сущность теневой экономики
Недостаточный уровень развития экономических отношений в стране, государственного управления приводит к такому негативному явлению, как теневая экономика.
Хотя преступность и теневая экономическая деятельность уже давно стали фактом жизни и в настоящее время растут во всем мире, почти все общества пытаются контролировать их рост из-за потенциально серьезных последствий.
Процветающая теневая экономика делает официальную статистику (по безработице, официальной рабочей силе, доходам, потреблению) ненадежной. Политика и программы, разработанные на основе недостоверных статистических данных, могут быть неуместными и обреченными на провал.
На рисунке 1 представлено понятие теневой экономики.
Рисунок 1. - Понятие теневой экономики [6, c.154]
Рост теневой экономики может запустить разрушительный цикл. Операции в теневой экономике избегают налогообложения, тем самым сохраняя налоговые поступления ниже, чем они были бы в противном случае. Если налоговая база или соблюдение налогового законодательства подрываются, правительства могут отреагировать повышением налоговых ставок, поощряя дальнейшее бегство в теневую экономику, что еще больше усугубляет бюджетные ограничения для государственного сектора.
С другой стороны, по меньшей мере две трети доходов, полученных в теневой экономике, немедленно расходуются на официальную экономику, что приводит к значительному положительному стимулирующему эффекту для официальной экономики [5, c.111].
Также называемая подпольной, неформальной или параллельной экономикой, теневая экономика включает в себя не только незаконную деятельность, но и неучтенный доход от производства легальных товаров и услуг, будь то от денежных или бартерных операций. Следовательно, теневая экономика включает в себя все виды экономической деятельности, которые, как правило, подлежали бы налогообложению, если бы о них сообщалось налоговым органам.
Однако точное определение теневой экономики довольно сложно, поскольку теневая экономика постоянно развивается, приспосабливаясь к изменениям в налогообложении и регулировании [13, c.116].
Оценить размеры теневой экономики довольно сложно. В конце концов, люди, занимающиеся подпольной деятельностью, делают все возможное, чтобы избежать обнаружения. Но директивным органам и правительственным администраторам нужна информация о том, сколько людей активно работает в теневой экономике, как часто происходит подпольная деятельность и каковы масштабы этой деятельности, чтобы они могли принимать соответствующие решения о распределении ресурсов.
Таким образом, экономисты и государственные статистики провели множество расчетов, чтобы оценить, насколько велика теневая экономика.
Растущая теневая экономика может создать сильные стимулы для привлечения отечественных и иностранных работников из официальной экономики.
Рисунок 2. - Направления теневой экономики [11, c.165]
Страны с относительно низкими налоговыми ставками, меньшим количеством законов и нормативных актов и хорошо зарекомендовавшим себя верховенством закона, как правило, имеют меньшую теневую экономику.
Исследования макроэкономического и микроэкономического моделирования, основанные на данных по нескольким странам, показывают, что основными движущими силами размеров и роста теневой экономики являются растущее бремя налоговых платежей и выплат по социальному обеспечению в сочетании с растущими ограничениями на официальном
Фрагмент для ознакомления
3
1. Распоряжение Правительства РФ «О концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2025 года
2. Указ Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2025 года»
3. Стратегии экономического развития регионов РФ до 2025 года
4. Авдийский, В. И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: моногр. / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. - Москва: Огни, 2020. - 496 c.
5. Агаев И.А. Особенности концепции национальной безопасности в современных условиях// Российское предпринимательство. – 2020. - №13. – с. 114-123
6. Безопасность России. Проблемы экономической безопасности в условиях крупного города. - М.: Международный гуманитарный фонд "Знание", 2019. - 512 c.
7. Бекжанова, Т.К. Методы оценки размеров теневой экономики в Казахстане и отражение ее в системе национальных счетов: моногр. / Т.К. Бекжанова. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 175 c.
8. Воробьев, А. Е. Национальная экономическая безопасность России. Методология управления государственными долгами / А.Е. Воробьев, Т.В. Чекушина. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2021. - 420 c.
9. Гордиенко, Д. В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций / Д.В. Гордиенко. - М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2021. - 224 c.
10. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. В 2 томах. Том 2. - М.: Научный эксперт, 2018. - 305 c.
11. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Том 1: моногр. / Коллектив авторов. - Москва: Высшая школа, 2019. - 667 c.
12. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Том 2 / Коллектив авторов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017. - 850 c.
13. Инновационные преобразования. Как императив устойчивого развития и экономической безопасности России. - М.: Анкил, 2017. - 688 c.
14. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: Экономика, 2019. – 350 с.
15. Сулакшин С. Доктрина государственной политики противодействия коррупции и теневой экономике в Российской Федерации (макет-проект): моногр. / C. С. Сулакшин. - М.: Научный эксперт, 2019. - 219 c.
16. Минякова Т.Е. Уровень жизни населения. – Режим доступа: http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2013/Minyakova.pdf
17. Реальные перспективы развития российской экономики// ИГСУ– 2018. - №6. – с.32
18. Модели социальной политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/article/42683/modeli-sotsialnoy-politiki
19. Расходы федерального бюджета РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polit.reactor.cc/post/2533981?next=random
20. портал статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.statdata.ru/
21. федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
22. минэкономразвития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/
23. Министерство промышленности и торговли РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/
24. Портал внешнеэкономической информации России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/
25. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/