Фрагмент для ознакомления
2
Будущий политик и национальный герой родился в Дилленбурге на земле своего отца, герцога Нассауского, в 1567 году. С детства мальчик отличался живым умом и смелостью. Сначала он получил образование у своего дяди, а затем изучал языки в Гейдельбергском и Лейденском университетах, изучал латынь и греческий, а также ознакомился с военными наставлениями древних - Вегеция, тактика Элиана и трудами византийского императора Льва.
Молодой дворянин совмещал учебу в университете со службой в армии своего отца. Видя все несовершенства наемной армии Уильяма, молодой человек мечтал преобразовать ее по древнему образцу, и вскоре у него появилась возможность это сделать.
В 1585 году, после того как его отец был убит, Морица назначила преемником, но всего через год он стал суверенным правителем голландской части в возрасте 18 лет. В это время ситуацию в соединенных провинциях трудно назвать успешной: в последние несколько лет жизни Вильгельма Оранского испанцы прочно обосновались в южных Нидерландах (современная Бельгия) и заняли несколько важных городов и крепостей (Гент, Антверпен).
Кроме того, политика религиозной терпимости, которой придерживался губернатор испанских Нидерландов Алессандро Фарнезе (насколько это возможно, подданный испанской королевской семьи), серьезно подорвала статус правительства Соединенных провинций.
В этих условиях новые политики старались избегать активных действий, надеясь, что внешнеполитическая ситуация изменится, особенно позиции Соединенного Королевства и Франции. Они боялись открытой конфронтации с могущественной Испанией и отказали Нидерландам. На самом деле ситуация быстро поменяла вектор развития. Сначала король Испании Филипп решил начать войну с Англией и направил к ее берегам королевский флот, который потерпел поражение от англичан. Затем, в 1589 году, Генрих Наваррский, называвший себя протестантом, стал королем Франции. В последнем лице Мориц Оранский нашел естественного союзника.
В академии будущие офицеры и генералы изучали основы военной науки, математику, философию, античность и иностранные языки. Колледж проводил обучение по самозанятости и бюджетное обучение. Вскоре колледж стал известен за рубежом. Победа Морица Олански и подготовка его офицеров в колледже только подогрели интерес к этому уникальному университету.
Актуальность работы. К 1590 году Мориц Нассауский сосредоточил в своих руках не только военную власть, но и получил звания генерала и адмирала и начал военную революцию, которая вывела бы его далеко за пределы страны. В 1590 году он основал Военную академию. Это было первое высшее военное учебное заведение в Европе. Такие виды тактики в особенности повлияли на дальнейшие военные действия правителей не только Нидерландов, но и всей Европы. Мориц Оранский заложил веху качественно нового и совершенствованного развития военной дисциплины.
Объект исследования: государственная деятельность Морица Оранского.
Предмет исследования: армия Морица Оранского в зарубежной историографии.
Цель исследования: проанализировать особенности и роль армии Морица Оранского в зарубежной историографии.
Цель предопределяет задачи исследования, которые предстоит решить:
1.Рассмотреть краткую биографию Морица Оранского;
2.Изучить реформаторскую и военную деятельность Морица Оранского;
3.Раскрыть общую характеристику голландской армии Морица Оранского;
4.Проанализировать армию Морица Оранского со стороны зарубежной историографии.
Методы исследования: сравнительный метод, метод наблюдения, метод оценки, метод анализа, дедукция.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику. А. В. Шишов в работе «100 великих полководцев Западной Европы» довольно подробно раскрыл все особенности деятельности Европейских правителей, в том числе и Морица Оранского.
Также Black J. в своем труде «European Warfare» анализ все военные события, происходившие в 16-17-х веках в Европе. Особую значимость получила его работа в связи с детальным исследованием личности Морица Оранского.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база исследования.
Первая глава теоретического характера и в ней исследован биографический очерк и государственная деятельность Морица Оранского
Вторая глава носит аналитический характер и в ней проведен анализ армии Морица Оранского в зарубежной историографии.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
1. Биографический очерк и государственная деятельность Морица Оранского
1.1 Краткая биография Морица Оранского
Мориц Оранский - это также Мориц Нассауский (13 или 14 ноября 1567, Дилленбург — 23 апреля 1625, Гаага) - принц Оранский, граф Нассауский, сын Вильгельма I, который положил начало независимости Нидерландов (см. рис. 1.1) [5, с. 162-187].
Его матерью была Анна Саксенская, дочь курфюрста Морица Саксенского. Организатор новой тактической школы в начале семнадцатого века, Густав Адольф был пионером в развитии военного искусства в полевых условиях, а Вобан - в развитии военно-инженерного искусства. Современные границы Нидерландов связаны с военными операциями Морица Оранского.
Рисунок 1.1. Мориц Оранский в детстве
У Вильгельма I Оранского и Анны Саксонской было четверо детей. Второй сын родился в Морице. При рождении он получил фамилию и титул своего отца и был назван Морицем, принцем Оранским, графом Нассауским. У мальчика также имелась закрепленная земля в княжестве Оранж. Он родился в 1567 году в семейном поместье в городке Дилленберг.
Поскольку Анну Саксонскую обвинили в романе с адвокатом Яном Рубенсом (отцом художника Питера Пауля Рубенса), Мориц и его сестры были отобраны у матери и выросли при дворе ее дяди Иоанна VI, который был графом Дилленбург—Дилленбургским.
Мориц учился в школе в Гейдельберге (Германия) у своего двоюродного брата Гильермо Луиса, а затем изучал математику и классические языки в Лейденском университете, основанном его отцом. В университете особое внимание уделял математике и истории эллинистического периода. Мориц Оранский изучал и систематизировал историю Римской империи и опыт обучения военному искусству по трудам Вегеция и Элиана. По мнению Black J., принц Оранский был одним из самых образованных дворян в Нидерландах того времени [17, с. 142-164].
После смерти своего отца в 1584 году 17-летний Моррис получил титул своего отца по решению генерала поместья, но не присоединился к ним, потому что был несовершеннолетним. Год спустя, когда ему исполнилось 18 лет, он стал правителем графств Голландии, Зеландии, Западной Фризии, Гронингена и Дренте.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Бескровный, Л.Г. Русская армия и флот в XVIII в. // Очерки русской культуры XVII века. – 2020. – С. 126-178.
2.Каменский, А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа / А.Б. Каменский. - М.: Наука, 1999. – 174 с.
3.Карнацевич, В. Л. 500 знаменитых исторических событий. История, Биографии и мемуары / В. Л. Карнацевич. — Харьков: Фолио, 2007. — 261 с.
4.Клаузевиц, К. О войне в Европе: все века / К. Клаузевиц. - М.: СПб., 2018. – 470 с.
5.Козляков, В.Н. Служилый «город» Московского государства XVII века (от Смуты до Соборного уложения) / В. Н. Козляков. - Ярославль, 2000. – 118 с.
6.Мак-Нил, У. Восхождение Запада и Востока / У. Мак-Нил. - М.: Наука, 2004. 185 с.
7.Нефедов, С.А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины XVII века // Вопросы истории. - 2014. - № 4. - С.33-52.
8.Новоселов, В.Р. Проблемы западноевропейской военной организации в эпоху раннего нового времени // Мир и война: культурные контексты социальной агрессии. - 2017. - С. 2-27.
9.Пиренн, А. Нидерландская революция. История Европы и Америки / А. Пиренн. – М.: Наука, 2016. – 412 с.
10.Прохоров, А. М. Мориц Оранский // Большая советская энциклопедия. — 1969. – С. 52-69.
11.Разин, Е. А. История военного искусства Т.3 XVI—XVII вв. / Е. А. Разин — М.: СПБ: Полигон, 1999. — 395 с.
12.Хеншелл, Н. Миф абсолютизма. Перемены и преемственность в развитии западноевропейской монархии раннего Нового времени / Н. Хеншелл. - СПб.: Вита, 2019. – 228 с.
13. Черняк, Е. Б. Тайны Англии : Заговоры. Интриги. Мистификации // Анатомия истории. — 2016. — С. 210-226.
14.Шокарев, Ю. В. Военная энциклопедия / Ю. В. Шокарев. — М.: Росмэн, 2018. — 166 с.
15.Шишов, А. В. 100 великих полководцев Западной Европы / А. В. Шишов. — М.: Вече, 2012. — 376 с.
16.Энгельс, Ф. Армия // Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. - 1959. - С.5-50.
17.Black, J. European Warfare, 1494-1660 (EN) // Gardners Books. - 2005. — С. 6-11.
18.Bean, R. War and Birth of the Nation State // The Journal of Economic History. – 2020. - Vol. 33. - № 1. - Р. 203-221.
19.Childs, J. The Military Revolution I: The Transition to Modern Warfare // The Oxford Illustrated History of Modern War. - Oxford, 1997. - P.19-34.
20. Darby, G. The Origins and Development of the Dutch Revolt // The English Experience. – 2018. – Р. 62-87.
21.Hall, B.S., DeVries, K.R. The Military Revolution Revisited // Technology and Culture. – 2018. - № 31. – Р. 52-68.
22. Limm, P. Dutch Revolt 1559–1648 // The Journal of Modern History. – 2019. – Р. 63-99.
23. Parker, G. The Army of Flanders and the Spanish Road 1567–1659 // Cambridge University Press. – 2016. – Р. 123-175.
24.Parker, G. The Military Revolution // The Journal of Modern History. – 2015. -Vol. 48. - № 2 (June 1976). - P. 172-195.
25. Prestwich, M. Armies and Warfare in the Middle Ages // The English Experience. New Haven& London. - 1996. - P.345-346.
26.Roberts, M. The Military Revolution, 1560-1660 // Roberts M. Essays in Swedish History. - 2017. - P.195-225.
27. Roberts, M. From Oxenstierna to Charles XII. Four Studies. - Cambridge, 1991. – 415 р.
28. Roberts, M. Soldiers of the Tsar. Army and Society in Russia 1462-1874. - Oxford, 2002. – 315 р.
29. Israel, J. The Dutch Republic. Its Rise, Greatness, and Fall 1477–1806 // Clarendon Press. – 2020. – Р. 52-88.
30. Israel, J. Dutch Revolt 1559–1648 // The Journal of History. – 2019. – Р. 32-88.