Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Государственный финансовый контроль призван осуществлять финансовую политику государства, создавать условия для финансовой стабилизации. На всех уровнях системы государственного управления финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансово-экономической деятельности государства.
Кроме того, государственный финансовый контроль является важнейшим рычагом финансового механизма и одним из основных средств реализации государственной финансовой политики. Роль государственного финансового контроля заключается в поддержании успешной реализации финансовой стратегии и тактике, а также в целесообразном и эффективном формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов государства.
Объект работы – финансовый контроль.
Предмет работы - правовое регулирование государственного финансового контроля.
Цель работы – изучить правовое регулирование государственного финансового контроля.
Задачи работы:
изучить содержание и значение финансового контроля;
рассмотреть виды финансового контроля;
раскрыть формы финансового контроля;
охарактеризовать методы финансового контроля;
изучить понятие, цели и задачи финансового контроля;
выявить место финансового контроля в системе государственного контроля;
изучить органы государственного финансового контроля РФ;
дать оценку эффективности финансового контроля;
раскрыть недостатки системы государственного финансового контроля и основные направления развития государственного финансового контроля.
При изучении данной темы работы применены такие теоретические методы исследования, как анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования, систематизация, обобщение.
Структура и объем работы определяются ее целями и задачами. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Содержание, особенности, методы и виды финансового контроля
1.1. Содержание и значение финансового контроля
В настоящей экономической ситуации, подразумевающей рыночные взаимоотношения хозяйствующих субъектов, государственный финансовый контроль должен решать многие экономические задачи, предоставляя, тем не менее, предприятиям и организациям достаточную степень экономической свободы. Это подразумевает, что мероприятия, связанные с контролирующими функциями власти, имеют своей целью не только проверку соблюдений норм финансового законодательства, но и предотвращение, выявление и пресечение нарушений установленных правил финансовой дисциплины.
Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под государственным контролем понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений [3, с. 23].
Одновременно с этим на сегодняшний день отечественными экономистами дано множество определений финансового контроля. Из имеющихся наиболее актуальным является восприятие государственного финансового контроля как специфической деятельности органов управления, руководствующихся финансово-правовыми нормами.
С точки зрения сути функционирования системы государственного финансового контроля, она заключается в выполнении управляющим субъектом определенных мероприятий в целях контроля выполнения предписаний, которые подконтрольное лицо должно исполнять в рамках распоряжения финансами для осуществления своей деятельности. Таким образом, основными функциями управляющего субъекта является предупреждение отклонений от выполнения предписаний и пресечение фактов их нарушения. Исходя из подхода отечественных финансистов и экономистов, исследующих проблемы целей и направлений государственной деятельности в области финансов, можно дать определение этому аспекту функционирования власти как специфического процесса, включающего в себя следующие элементы: сбор, распределение, перераспределение и использование финансовых ресурсов государства (денежных фондов). Этот процесс призван обеспечить осуществление стоящих перед государством задач и нормальное функционирование аппарата власти всех уровней [15, с. 44].
Следует отметить, что сама по себе финансовая деятельность подразумевает не только распределение и перераспределение национального дохода, но и удовлетворение социально-экономических потребностей как общества в целом, так и его отдельных представителей (юридических и физических лиц). Помимо основных функций государственного управления финансами на органы власти возлагаются обязанности по контролю за каждым механизмом распоряжения государственными денежными фондами. С точки зрения социально-правовой природы деятельности, осуществляемой компетентными органами при сборе, распределении, перераспределении и расходовании денежных фондов, эти функции можно отнести к финансовому государственному контролю.
Так как государственный финансовый контроль с одной стороны является неотъемлемой частью общей системы государственного контроля, а с другой – одним из аспектов финансовой системы в целом, ему одновременно присущи и принципы осуществления контролирующих мероприятий, и основополагающие принципы, лежащие в основе осуществления финансовой деятельности государства в общем, и органов власти в частности. Основными принципами, на которых базируется государственная финансовая деятельность являются:
соответствие действующему законодательству;
публичность результатов по мероприятиям;
федерализм;
планирование и так далее.
Частично эти принципы закреплены в положениях основного законодательного акта – Конституции РФ, частично вытекают из других нормативно-правовых актов. Кроме того, достаточное количество принципов осуществления государственного контроля в сфере финансов отражено в международных правовых документах, их изучение и анализ позволяет в наибольшей мере совершенствовать деятельность отечественных контролирующих органов. Изучение экономической литературы и трудов специалистов по финансовому контролю позволяет прийти к выводу, что в российской экономической науке финансовый контроль рассматривается в двух аспектах:
1) как деятельность специальных компетентных органов уполномоченных на осуществление контролирующих функций, которая строго регламентируется нормативно-правовыми актами и направлена на соблюдение определенных правил функционирования хозяйствующих субъектов;
2) как элемент микро- и макроэкономики в системе управления государственными денежными фондами. Если в первом случае задачами государственного контроля в сфере финансов является контроль неукоснительного соблюдения экономическими субъектами требований и предписаний действующего законодательства и соблюдения финансовой дисциплины, то во втором целью осуществления финансового контроля со стороны государства является повышение эффективности финансовой деятельности отдельных субъектов, и контроль над соблюдением принципов рационального использования национальных денежных фондов.
Таким образом, государственный контроль в сфере финансов является комплексной системой, основанной на экономико-правовой деятельности соответствующих государственных органов, и имеющей конкретные цели и задачи. Стоит отметить, что механизмы осуществления государственного контроля финансовой деятельности носят в подавляющей массе принудительный характер, что обусловлено необходимостью обеспечения эффективности управления денежными фондами и рациональностью их расходования. В настоящее время в системе государственного управления существует достаточно широкий спектр организаций и учреждений, задействованных в различных сферах государственного контроля финансовой сферы, уполномоченных законодательством на те или иные действия [20, с. 55].
Однако, на практике интеграция и взаимодействие этих субъектов явно недостаточна для создания единой эффективной системы финансово-хозяйственного контроля за экономической деятельностью. Такие выводы позволяет, прежде всего, сделать тот факт, что при многочисленности состава контролирующих органов значительное сокращение правонарушений в финансово-экономической сфере не наблюдается. Недостатком деятельности контролирующих органов является ограничение их возможностей по применению механизма принудительного воздействия на нарушителей законности финансовой дисциплины. Это говорит о несовершенстве имеющихся на данный момент отечественных правовых норм, регулирующих финансово-экономические отношения.
Правовая база, хотя и достаточно подробно регламентирует порядок осуществления экономической деятельности, постоянно реформируется в связи с развитием бюджетных процессов, поэтому об эффективности взаимодействия различных организаций и учреждений в системе государственного финансового контроля говорить на данный момент преждевременно. Вопросы по разработке мер для более полного исполнения задач государственного контроля в области финансов имеют ведущее значение в теоретических и прикладных исследованиях, проводимых отечественными экономистами. Отсутствие слаженной работы контролирующих органов усугубляется наличием разрозненных и несогласованных законодательных норм, что говорит об отсутствии четко построенной и единой системы правового регулирования контроля финансово-хозяйственной деятельности, что затрудняет осуществление своих полномочий контролирующими органами. Такие несогласованные между собой методики проведения проверок, отсутствие единой информационной базы между контролирующими органами порождает «изобретение» все новых условно легальных способов присвоения бюджетных средств.
По мнению большинства экономистов, за весь период становления рыночной экономики и проведения реформ, в России так и не удалось создать единую, четкую, эффективно действующую систему регулирования и контроля со стороны государства за расходованием государственных денежных средств. Контроль в бюджетной сфере по-прежнему находится на достаточно низком уровне. Отсутствие единого подхода со стороны контролирующих органов и учреждений к методам, формам и средствам осуществления проверочных мероприятий и проведения аналитической работы существенно затрудняет создание единой информационной базы по проведенным контрольным мероприятиям и разработку единой стратегии деятельности учреждений, уполномоченных осуществлять государственный финансовый контроль. Отсутствие единой политики деятельности контролирующих органов препятствует скоординированности их действий и в значительной мере снижает эффективность государственного контроля в области финансово-экономической деятельности.
1.2. Виды финансового контроля
Виды государственного финансового контроля закреплены в статье 265 Бюджетного кодекса России. В соответствии с этой статьей государственный финансовый контроль призван обеспечить соблюдение положений нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нормативных актов, устанавливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по другим платежам физическим лицам из бюджетной системы России, а также соблюдение условий государственных контрактов, соглашений и подряда предусматривающий предоставление средств из бюджетной системы.
Государственный финансовый контроль классифицируется по различным критериям:
во-первых, по критерию субъектов, ответственных за осуществление финансового контроля;
во-вторых, по критерию времени финансового контроля [4, с. 73].
В соответствии с первым признаком финансовый государственный контроль делится на два вида:
во-первых, внешний контроль, который представляет собой контрольную деятельность, осуществляемую Счетной палатой России, контрольно-счетными органами регионального уровня;
во-вторых, внутренний контроль, который представляет собой контрольную деятельность, осуществляемую федеральным казначейством, органами государственного финансового контроля на региональном уровне.
По второму критерию финансовый контроль делится на два вида:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы финансового и налогового права. Учебное пособие / отв. ред. Карасева М.В. – М:. Проспект, 2020. 272 с.
2. Бабина К.И., Данилова О.А., Еремина Е.А. Финансовое право. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2021. 280 с.
3. Бехер В. В., Кондукторов А. С., Лайченкова Н. Н., Литвинова Ю. М. Финансовое право. Учебник. – М.: Юстиция, 2020. 344 с.
4. Гольдфарб А. А. Финансовое право. Конспект лекций. – М.: Прометей, 2022. 128 с.
5. Грачева Е. Ю. Финансовое право. Схемы с комментариями. Учебник. М.: Проспект, 2022. 112 с.
6. Ивлиева М. Ф., Хачатрян Н. Р., Гуркин А. С. Финансовое право. Практикум. – М.: Статут, 2021. 212 с.
7. Мазурин С. Ф., Матыцина Н. В. Финансовое право. Учебник. – М.: Прометей, 2017. 398 с.
8. Мальцев В.А. Финансовое право (СПО). – М.: КноРус, 2022. 240 с.
9. Павликов С. Г., Ефимова Н. А., Иксанов И. С. Актуальные проблемы международного финансового права. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2017. 324 с.
10. Региональное финансовое право: монография / Н.М. Артемов, А.В. Богданова, Н.В. Васильева и др.; отв. ред. И.Б. Лагутин. М.: Юстицинформ, 2017. 316 с.
11. Риски финансовой безопасности: правовой формат: монография / О.А. Акопян, С.Я. Боженок, О.В. Веремеева и др.; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2022. 304 с.
12. Саттарова Н. А., Копина А. А. Актуальные проблемы финансового права. Учебник. М.: Прометей, 2022.
13. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2021. 272 с.
14. Тедеев А. А. Осуществление профессионального применения законодательства и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих финансовую деятельность. Валютное законодательство. Учебник для СПО. – М.: Юрайт, 2020. 167 с.
15. Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: монография / К.Т. Анисина, Б.Г. Бадмаев, И.В. Бит-Шабо и др.; под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2021. 320 с.
16. Финансовое право: учебник / под общ. ред. Э.Д. Соколовой; отв. ред. А.Ю. Ильин. М.: Проспект, 2021. 592 с.
17. Финансовый мониторинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А.Г. Братко, И.Е. Волуевич, В.И. Глотов и др.; под ред. Ю.А. Чиханчина, А.Г. Братко. М.: Юстицинформ, 2022. Т. 2. 480 с.
18. Финансовый мониторинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А.Г. Братко, И.Е. Волуевич, В.И. Глотов и др.; под ред. Ю.А. Чиханчина, А.Г. Братко. Серия «Бакалавр и магистр. Академический курс». М.: Юстицинформ, 2022. Т. 1. 696 с.
19. Цинделиани И. А., Батяева А. Р., Бадмаев Б. Г. Финансовое право. Учебник для бакалавров.-3-е изд. / под. ред Цинделиани И.А. – М.: Проспект, 2020. 656 с.
20. Шелищ П.Б., Койтов А.В. Права потребителя в мире финансов: что нужно знать плательщику, вкладчику, заемщику. Москва: Редакция «Российской газеты», 2021. Вып. 16. 176 с.