Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Развитие современного общества характеризуется многочисленными преобразованиями, которые коснулись и системы образования. При этом подростков с девиантным поведением не становится меньше, как и семей группы риска. Подростки с отклонениями в поведении достаточно часто на себе испытывают прессинги с различных сторон. В том числе со стороны социальных институтов. Именно подростки особо восприимчивы к деструктивным внешним влияниям социума. Продолжается рост преступлений и иных негативных поступков, совершаемых подростками.
Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью изучения факторов риска, которые могут влиять на поведение детей подросткового возраста. Это необходимо для того, чтобы была возможность разработать более эффективные меры профилактики. Очевидно, что девиантное поведение подростков является серьезной проблемой для общества и сложившаяся в настоящее время ситуация предполагает разработку соответствующих мер по пресечению негативного поведения подростков. Девиантность поведения подростков достаточно сложное и многоплановое явление. Эта проблема часто обсуждалась зарубежными и отечественными специалистами, социологами, педагогами, психологами и др. Над проблемой девиантного поведения работали учёные В.П. Бочарова, К.Ю. Добрин, Н.И. Забродин и др.
Изучением факторов риска, которые способны оказывать влияние на поведение подростков занимались исследователи А.В Гриценко, М.И. Еникеева, В.П. Михайлова и др. Целью работы является изучение девиантного поведения подростков в контексте выявления факторов риска и разработка рекомендаций по их профилактике.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: профилактика девиантного поведения подростков.
Задачи:
1. Изучить категорию социальные нормы.
2. Рассмотреть сущность и факторы риска при девиантном поведении подростков.
3. Выявить факторы риска, которые формируют девиантное поведение подростков.
4. Предложить рекомендации по совершенствованию профилактики девиантного поведения подростков.
Методы исследования: теоретические и практические. Анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1: Теоретические основы изучения девиантного
поведения подростков
1.1. Изучение категории социальные нормы
В современный период регулирование норм общественных отношений осуществляется с помощью сложной и многообразной совокупности социальных норм. Сфера действия социальных норм обусловлена уровнем развития общества. Речь здесь идёт об общественных отношениях. Они создаются коллективами людей и при этом можно говорить, что под социальными нормами можно понимать правила, регулирующие поведение людей. Социальные нормы являются:
- правилами поведения людей;
-правилами поведения общего характера;
-обязательные правилами поведения людей в обществе.
Социальные нормы способны оказывать регулирующее воздействие на общественные отношения субъектов. Сегодня существует достаточно много видов социальных норм. Это многообразие объясняется сложностью системы общественных отношений и множественностью субъектов, которые осуществляют нормативное регулирование общественных отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Л.С. Социальная реабилитация подростков [Текст] / Л.С.Алексеева // Семья в России. − 2015. − No 2. – С. 12-14.
2. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст] / А.А.Бакаев.− М.: Логос, 2014.–330 с.
3. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст] / А.И.Захаров. − М: Просвещение, 2012. – 128 с.
4. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы учеб. пособие [Текст] / Е.В.Змановская, В.Ю.Рыбников. − СПб.: Питер-Юг, 2012. – 352 с.
5. Каминер, А.М. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодѐжи [Текст] / А.М. Каминер, Е.А. Майорова. − М.: АПК и ППРО, 2011. – 83 с.
6. Ковальчук, И.Ф. Девиантное поведение несовершеннолетних [Текст] / И.Ф.Ковальчук // Отечественный журнал социальной работы.− 2011. – No3. – С. 23-24.
7. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: диагностика. Профилактика. Коррекция [Текст] / В.Т. Кондрашенко. − М.: Дашков и К. - 2014. – 365 с.
8. Корнилова, Т.В. Подростки групп риска [Текст] / Т.В. Корнилова. − СПб.: Питер. - 2015. – 336 с.
9. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И.А. Коробейников. − М.: ПЕР СЭ, 2012. – 192 с.
10. Крыжановская, Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков. Пособие для психологов и педагогов [Текст] / Л.М. Крыжановская.− М.: ВЛАДОС, 2013. – 124 с.
11. Мельникова, Э. Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом: советы юриста [Текст] / Э.Б. Мельникова. − М.: БЕК, 2012. – 303 с.
12. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] / В.Д. Менделеевич. − СПб.: Речь, 2014. – 445 с.
13. Могжинский, Ю.Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм [Текст] / Ю.Б. Могжинский. − СПб.: Питер, 2011. – 112 с.
14. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Текст] /федеральный закон от 24.06.1999 No 120-ФЗ: по состоянию на 2016 г. − М.: Ось. - 2016. – 64 с.
15. Павлова, М.А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми [Текст] / М.А. Павлова. − Волгоград.: Учитель, 2011. – 232 с.
16. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков [Текст] / под редакцией И. Соковни. − М.: ВЛАДОС, 2012.–389 с.
17. Ротенберг, В.С., Поисковая активность и адаптация [Текст] / В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский − М.: Владос, 2011. – 98 с.
18. Руководство по оказанию комплексной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним [Текст] / под ред. О.Н. Богомолова, Р.В. Йорик. − СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2011. – 146 с.
19. Санников, А.Л. Агрессия как фактор проявления девиантногоповедения подростков [Текст] / А.Л. Санников, Е.Н. Бобрышева [и др.] − Архангельск: СГМУ, 2011. – 60 с.
20. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] / Л.М. Семенюк; Д.И. Фельдштейн. − М.: Флинта, 2012. – 96 с.
21. Суркова, Е.С. Агрессивное поведение детей и подростков [Текст] / Е.С.Суркова, К.А.Егорова // Современное образование опыт и тенденции развития материалы V международной научно-практической конференции. – М: Прометей, 2013. – С. 151-153.
22. Тагирова, Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками [Текст] / Г.С. Тагирова. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 128 с.
23. Чижакова, Г.И., Коррекция отклоняющегося поведения детей и подростков [Текст] / Г.И. Чижакова, Л.А. Новикова. – Красноярск: Изд-во Красноярск, 2012. – 98 с.
24. Шульга, Т.И. Взаимодействие специалистов в работе с неблагополучной семьѐй: методические рекомендации специалистам [Текст] / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко. − М.: Тривола, 2011. – 125 с.