Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Исследование личности занимает одно из главных мест в психологическом мире. Несмотря на обширное число классификаций и подходов, изучение особенностей тех или иных черт личности, в целом, или характерных типов реагирования в зависимости от ситуации в частности всегда актуальны. С точки зрения практического применения наиболее частое использования методов типологии личности приходится на профессиональную ориентацию. Во многих больших компаниях проводится исследование личностных черт, с целью наиболее эффективного решения рабочих задач. Проф.диагностика позволяет выявлять, подходит ли данный кандидат на запрашиваемую должность или может поспособствовать подбору наиболее оптимальных профессий.
В то же время понимание своих личностных способностей может помогать старшим школьникам, которые стоят на пути проф.ориентации. Согласно полученным результатом, психологи могут разрабатывать оптимальные рекомендации, чтобы учащиеся понимали, где они смогли бы использовать свои дарования с наибольшей эффективностью.
И особое применение методик типологии личности можно наблюдать в психосоматике. Мы знаем, что определённый склад личности влияет на формирование тех или иных заболеваний. Однако более углубленный анализ личностных характеристик позволит с наиболее выгодной точки зрения разработать план реабилитации, с учётом всех особенностей и деструктивных механизмов личностного реагирования.
Таким образом, исследование личности имеет огромный спектр направленностей, и во многом зависит от теоретических воззрений специалиста.
Степень научной разработанности проблемы. Большое количество учёных, как отечественных, так и зарубежных, с разных теоретических представлений так или иначе занимались типологизацией личности. Среди наиболее рраспрастанённых идей можно выделить: Г. Айзенк, Р. Кеттел, С.Л.Рубинштейн, К.Г. Юнг,Изабель Майерс-Бриггс, А.Н.Леонтьев, Р.С. Немов и др.
Цель: изучение личностных особенностей пациентов онкологического профиля
Объект исследования: личностные особенности больных онкологическими заболеваниями.
Предмет исследования: типологические черты личности.
Гипотеза: для пациентов онкологического профиля характерно преобладание экставертированных черт, добродушность, устойчивость в стрессовых ситуациях, умение правильно гармонировать свои эмоциональные проявления и в целом имеют характеристики личности, которые можно охарактеризовать как положительные.
Задачи:
1. Дать общую характеристику понятия «личности», которые существуют на данный момент времени в психологии.
2. Охарактеризовать существующие методики исследования типов личности.
3. Описать план предстоящего исследования.
4. Исследовать психологические особенности личности пациентов онкологического профиля.
ГЛАВА 1. ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, МЕТОДИКИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.1. Общая характеристика понятия «личность» в психологии
Существует большое множество направлений, которые пытаются предпринять какие-то меры, для понимания всей сложности человеческого поведения и саму сущность человека. К данным направлениям относятся астрология, теология, философия, литература и социальные науки. Становление психологии как науки, во многом обязано тому, какой объект исследования поглощал внимание учёных. Одним из факторов, доказывающих вхождение психологии в современную науку является изучение ею личности человека.Основная задача психологии личности - объяснить с позиции науки, почему люди ведут себя так, а не иначе [6].
Понятие «личность» имеет множество определений и зависит от взглядов автора на природу человеческой сущности. Наука о личности (персонология) - дисциплина, которая стремится заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования разнообразных исследовательских стратегий .
Рассмотрим понятие термина «личность» с точки зрения этимологии. Данный термин изначально относился к актёрским маскам (в римском театре маска актёра называлась «личина», т.е. лицо,обращённое к аудитории), которые в свою очередь закреплялись за определёнными типами действующих актёров. После слово «личность» присвоили самому актёру и его роли. Кроме того, у римлян слово "persona" употребляли обязательно с указанием определённой социальной функции роли (личность матери, личность судьи, личность царя). Т.о. первоначальное значение личности есть ни что иное как определённая социальная роль или функция человека [8].
Ранее личность рассматривали с точки зрения сочетания наиболее ярких и заметных характеристик индивидуальности. Так о человеке говорят, что он «общительная личность», «робкая личность», имея в виду, что робость и дружелюбие являются его наиболее характерными чертами. При данном понимании природы личности исключается тот фактор, что поведение человека может быть обусловлено определённой ситуацией или окружением людей.
Как было сказано выше, определение личности зависит от подхода теоретика. Так Карл Роджерс создал описание личности в терминах самости: организованная, долговременная, субъективно воспринимаемая сущность, составляющие самую сердцевину наших переживаний. Г. Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле - внутреннее нечто, которое детерминирует характер взаимодействия человека с миром. Эрик Эриксон полагал, что индивидуум в течении жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов, где личность выступает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Рэймонду Кеттелу принадлежит определение личности как составляющую из шестнадцати исходных черт. Альберт Бандура рассматривал личность в виде сложного паттерна непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации [5].
Р. С. Немов определяет личность как человека, взятого в системе таких его психологических характеристик, являющихся социально обусловленными, проявляющихся в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имея в свою очередь существенное значение для него самого и окружающих [8].
А.Н. Леонтьев определял личность через её создание в рамках общественных отношений, в которые индивиду вступает в ходе своей деятельности. Т.о. автор отрицал генотипическую обусловленность личности. Согласно его теории личность человека «производится», т.е. создаётся общественными отношениями. Следовательно, в теории А.Н. Леонтьева категория деятельности субъекта является исходной единицей психологического анализа личности [9].
Понятие личности по Б.М. Теплову. Данный автор рассматривал личность как совокупность способностей - индивидуальных психологических особенностей, которые отличают одного человека от другого. Стоит отметить основные черты способностей по Б.М. Теплову:
1. Способности есть индивидуально - психологические особенности;
2. Способности влияют на успешность выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
3. Понятие способности не сводится к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже отработаны у данного человека.
Согласно взглядам С.Л. Рубинштейна при определении термина личности важно учитывать следующие положения:
1. Психические свойства личности заключены в её поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются и формируются.
2. Под психическим обликом личности подразумевается реальное бытие, образ жизни, и всё это формируется в конкретной деятельности.
3. Три основных вопроса определяют процесс изучения личности:
А) Чего хочет личность, что для него привлекательно, к чему он стремится? Здесь раскрывается вопросы о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;
Б) Что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одарённости;
В) Что личность есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере [9].
Само по себе определение понятия личность довольно проблематично. Разные авторы дают различные трактовки понятия, ссылаясь на те или иные свойства. Понятие личность является базовым в психологии. Тем не менее данное понятие не является сугубо психологическим и изучается различными общественными науками (философией, социологией, педагогикой и др.). Рассмотрим понятие личности исключительно из психологических представлений. Существование большого многообразия определений термина личность говорит о сложности изучаемого феномена. Каждое из существующих определений имеет своё экспериментальное и теоретическое обоснование. Наиболее часто под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретённых им в процессе социализации. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.
Рассмотрим некоторые из определений понятия «личность».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверин, В. А. Психология личнсоти: учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 89 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2001.
3. Асмолов, Г.К. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмолов. - 3-е изд.,испр. И доп. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.
4. Е.Лустина. Как понять себя и другого. Типология личности для всех. - 36 с. - 2015.
5. Куроедова, Е.О., Макарова, Е.В. Психология личности: учеб. Пособие / Е.О. Куроедова, Е.В. Макарова. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010. - 144 с.
6. Маклаков, А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.:ил.- (серия «Учебник нового века»).
7. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: Эксмо; Москва; 2008.
8. Немов, Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш.пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2017. - 713 с.
10. Саймонтон, К., Саймонтон, С. Психотерапия рака. - СПб: Питер, 2001. - 288 с. - (Серия «Современная медицина»).
11. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теория личности. Основные положения, исследования и применение. - 450с.