Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современных исследованиях как отечественных так и зарубежных учёных отмечена большая роль эффективности делового общения учителя и учеников на уроке. Ю.Г. Абрамова, С.К. Нартова - Бочавер, М. Хайдметс и др. отмечают, насколько важна в целом роль вербальных и невербальных средств общения как значимых факторов эффективности. Средств общения педагогов и учеников можно рассматривать достаточно много. Именно средства общения определяют успешность любого коммуникативного процесса.
Изучение эффективности делового общения учителя и учеников на уроке с помощью контент – анализа также является предметом современных исследований. Под контент - анализом понимают формализованный метод изучения текстовой и графической информации, который заключается заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели.
Сущность метода контент - анализа заключается в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается школьниками. не секрет, что современным ученикам приходится работать с огромным количеством содержательной информации. Проблема определяется попыткой разрешения актуального противоречия, которое имеет место в современной педагогике. Речь идёт о значимости научно обоснованной организации учебного пространства педагогического общения учителя с учениками на уроке и недостаточной разработанностью проблемы средств общения, том числе метода контент – анализа. Цель работы: изучить особенности педагогического общения учителя с учениками на уроке с помощью контент – анализа.
Объект исследования: процесс педагогического общения учителя с учениками на уроке.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия, определяющие эффективность педагогического общения учителя с учениками на уроке.
Задачи:
1.Изучить особенности и педагогические условия эффективности делового общения учителя и учеников на уроке.
2.Рассмотреть контент – анализ как метод и средство в процессе педагогического общения учителя и учеников.
3.Описать особенности организации пространства педагогического общения учителя и учеников с помощью контент – анализа.
4.Предложить рекомендации по обеспечению организационно – педагогических условий делового общения учителя и учеников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1.Теоретические основы проблемы эффективности делового общения учителя и учеников
1.1. Особенности и педагогические условия эффективности делового общения учителя и учеников
Сегодня усилено внимание общества к проблеме эффективного развития детей. Произошло смещение приоритета от знаниевой парадигмы к развивающей. Это регламентировано федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), действие которого реализуется на каждой образовательной ступени, начиная от дошкольного образования и заканчивая вузом. Задача педагога сегодня не просто передать ученику некую сумму предметных знаний. Его задача заключается сформировать у субъекта некие личностные и метапредметные качества, которые бы позволили школьнику реализовать весь свой личностный потенциал. Одним из требований к современному учителю является четкость социальной и профессиональной позиции. Данная позиция не может не отразиться на стиле его педагогического и делового общения.
Стиль педагогического общения учителя воздействует как на учебные результаты его учеников, так и на психологические факторы их учебной деятельности. Стиль общения педагога с детьми непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в ученическом коллективе [12].
Стиль работы конкретного педагога создает определенный эмоциональный фон во взаимодействии с учениками и при этом подчеркивает индивидуальность самого учителя. В процессе формирования навыков общения в межличностных отношениях учителя и учащихся встречаются различные ситуации. При этом, недостаточное владение учителем культурой педагогического общения или несоблюдение норм общения могут привести к возникновению определённого рода проблем. Несомненно, что прежде всего эффективность разрешения проблемных ситуаций связана с уровнем психолого-педагогических знаний самого учителя. Основой отношений педагога с учениками является соблюдение нравственных норм, доверие и внимание к внутреннему миру ученика, проявление доброты и сердечности к нему и др. Психологическое восприятие и понимание учителем ребёнка способствует эффективному сотрудничеству между ними. Это создает возможность учителю объективно оценивать душевное состояние ученика, его речь, привычки, манеры поведения и др. Процесс восприятия и понимания ученика связан с умением и культурой его внимательного выслушивания. При этом необходимо отметить, наблюдения показывают что большинство учителей в процессе общения не соблюдают культуру слушания ученика. При этом, культура слушания имеет самое большое значение в процессе взаимного общения и установлении деловых взаимоотношений. Умение слушать ученика обеспечивает эффективность вхождения в процесс общения и понимания друг друга. Учитель должен владеть умением слушать, поскольку слушание ученика это есть составная часть его педагогической деятельности.
Учитель в своём арсенале должен иметь некоторое количество дополнительных фраз, в частности [9]:
-если я вас правильно понял;
-по вашему мнению;
-как вы понимаете и др.
Лишь в таких случаях можно говорить о деловом общении учителя и учеников на уроках. Основной целью такой бесед будет являться обмен информацией и уточнение смыслов. Для обмена мнением с собеседником выбирается наиболее важная часть информации. Введение уточняющих фраз и реплик не должно противоречить этике общения. Умение делать выводы по ходу беседы позволяет излагать мысли в более краткой форме. Краткость изложения всегда очень важна. Поскольку время учителя на уроке всегда ограничено. Совместное формулирование выводов в процессе беседы создаст возможность их обсудить, при этом, проанализировать возражения, если таковые возникнут. Это не позволит «перескакивать» с одной темы на другую.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития. Вопросы психологии [Текст] / Ю.Г. Абрамова. – Москва: Алвиан. -2008. – 150 с.
2. Александрова, Н.М. Среда обучения как компонент образовательной среды [Текст] /Н.М. Александрова // учебное пособие. - Н.М. Александрова, Д.Г. Колодан // Мир психологии. – 2005. – No 1 (41). –300 с.
3. Баев, С.Я. О совершенствовании теоретической подготовки педагогов-исследователей [Текст] / С.Я. Баев // М.А. Скаткин и современное образование: Мат-лы научн. практ. конф. в двух томах. - М., 2000. -Т.2. - С.269-272.
4. Березина, Т.Н. Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа [Текст] / Т.Н. Березина // Психол. журнал-1999. № 5. -С.27-37.
5. Бермус, А.Г. Математические методы исследований в образовании Текст.: учебно-метод. пособие [Текст] / А.Г. Бермус. Ростов н/Д.: РГПУ,2001. -100 с.
6. Бершадский, М.К. Оценка предметной и методической компетентности. Аттестация учителей начальной школы [Текст] / М. Бершадский, В. Петровский, И. Ушаков // Директор школы.-1993.-№ 1. -С.2-11.
7. Братченко, C.JI. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения [Текст] / C.JI. Братченко //Школьные технологии. 2001. -№ 3. - С.204-226, № 4. - С. 137-148.
8. Воронов, Ю.П. О контент - анализе с помощью ЭВМ (Проблемы контент - анализа в социологии) [Текст] / Ю.П. Воронов // Материалы Сибирского социологического симпозиума. Новосибирск, 1970 - С.53-57.
9. Валединская, О. Р. Личное пространство человека и возможности его измерения [Текст] / О.Р. Валединская, С.А. Нартова-Бочавер // Психология зрелости и старения. – 2002. – No 2(18). – С. 60–75.
10. Гузеев, В.В. Проблемы, особенности и процедуры освоения новых образовательных технологий в педагогических коллективах [Текст] / В.В. Гузеев, A.C. Сиденко // Школьные технологии. 2000. - №1. - С. 169-181.
11. Давыденко, A.B. Научно-педагогические основы изучения индивидуального опыта учителя в условиях личностно-ориентированного образования [Текст] / A.B. Давыденко. - Ростов-на-Дону. - 2000.-105 с.
12. Диагностика успешности учителя Текст.: сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений руководителям школ [Текст] / изд. 2е. М.: Центр «Педагогический поиск». -2001 - 160 с.
13. Диагностика стилей педагогического общения [Текст] / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально–психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд–во Института Психотерапии. — 2009. — C. 273–275.
14. Зейгарник, Б.В. Теория личности К.Левина [Текст] / Б.В. Зейгарник. - М.: Изд-во МГУ, 1981. –215 с.
15. Ильин, Е.П. Психология для педагогов. [Электронный ресурс] / Е.П. Ильин. – Режим доступа: https://psyera.ru/avtoritet-pedagoga_7558.htm (дата обращения: 26.11.2022).
16. Кашлев, C.С. Современные технологии педагогического процесса [Текст] / С.С. Кашлев // пособие для педагогов. - М.: Университетское, 2000. –167 с.
17. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 2009. – No 1. – С. 13–23.
18. Кудимова, Т. В. Модели педагогического общения в воспитательно–образовательном процессе [Текст] /Т.В. Кудимова // Молодой ученый. — 2016. — № 23. — С. 494–496.
19. Литвинова, В. Ю. Методология разработки методик контент - анализа и сферы его применения в педагогической диагностике [Текст] / В.Ю. Литвинова // Известия Южного федерального ун-та. - 2006. - No 9-2. - С. 131-134.
20. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение [Текст] / А.А. Леонтьев // Под ред. М. К. Кабардова. 2–е изд., перераб. и доп. — М.; Нальчик, 2012. — 367 с.
21. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст]/ учебное пособие / А.В. Мудрик // М: Педагогическое общество России, 2001. –216 с.
22. Нартова - Бочавер, С.К. Понятие «Психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение [Текст] / С.К. Нартова - Бочавер // Психологический журнал. – 2006. – Т. 24. – No 6. – С. 27–36.
23. Никитаева, М.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в новой предметно-пространственной среде образовательной организации согласно реализации ФГОС ОО [Текст] / М.В. Никитаева. – М.: Маркетинг, 2014. – No 26. – С. 198-200.
24. Осипян, И. Ю. Педагогическое общение и его стили [Текст] / И. Ю. Осипян // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 26–30.
25. Петрова, Е.А. Жесты в педагогическом процессе [Текст] / Е.А. Петрова.– М.: Моск. городское пед. общество, 2001. –С.89-94.
26. Сарбалаева, А. Д. Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся / А. Д. Сарбалаева, О. А. Белянкина. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14086/ (дата обращения: 26.11.2022).
27. Скакун, В. А. Основы педагогического мастерства [Текст] / В.А. скакун //Инфра–М, Форум — Москва, 2012. — 208 c.
28. Система ВААЛ [Электронный ресурс] / URL: http://www.vaal.ru. (дата обращения: 26.11.2022).
29. Целуйко, В.М. Психологические основы педагогического общения [Текст] / учебник / В.М. Целуйко.– М.: Гуманит.-изд. центр «ВЛАДОС», 2007. –137 с.
30. Шелихова, Н. И. Техника педагогического общения [Текст] /Н.И. Шелихова // М.; Воронеж, 2009. — 128 с.
31. Яковенко, Т.В. Проектирования образовательного пространства современного урока [Текст] / учебник / Т.В.Яковенко // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.практ. конф.—М.:Изд. «МЦНО», 2017. — No 2(4). —12-21 с.