Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность произведения обусловлена тем, что оперетта, как явление массовой музыкальной культуры, преодолела разрыв, существовавший между оперой и «низменными» жанрами популярного театра, сочетая достоинства обоих. Новизна жанра проявилась как в особенностях содержания и музыкальных форм, так и в новой социальной функции, в обращении к качественно новой аудитории, объединившей различные слои современного общества и оказавшей непосредственное влияние на конечный художественный результат.
Мир оперетты широк и разнообразен, в нем сочетаются лирика и сатира, смешное и серьезное, легкомысленное и трогательное. Неотъемлемой чертой опереточного искусства является его форма-синтез речи, музыки, пения и танца-которая, к счастью, была обнаружена в практике популярного театра и заново открыта Оффенбахом в XIX веке. В оперетте музыка также выполняет важную драматическую функцию. В ней, в музыке, воплощаются характеры и отношения персонажей, она служит развитию действия и утверждению идеи произведения, как в опере или балете. При этом, в отличие от оперы, эта музыка преимущественно народная, песенно-танцевального характера, тесно связана с интонациями и ритмами массовой жизни, музыкальной эстрады.
Таким образом, жанр оперетты предъявляет к молодым современным артистам довольно высокие требования. Если оперетта – это жанр, в котором используются выразительные средства музыки, театра, хореографии и оперы, то логично, что актер оперетты сегодня обладает всеми вышеперечисленными навыками. При этом пение, пластика, танцы, актерское мастерство - все это должно присутствовать у артиста на самом высоком профессиональном уровне.
Теоретические и методические вопросы изучения оперетты были отражены в работах А.В. Артемовой, Л.Б. Дмитриева, В.В. Емельянова, В.П. Морозова, Т.Н. Овчинниковой, Д.Е. Огородного, С.Х. Раппопорт, А.С. Яковлевой и др. Различные практические аспекты постановки оперетт рассмотрены в исследованиях Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, А.Г. Менабени, В.И. Закутского, Е.М. Малининой, М.А. Медведевой и др.
Среди зарубежных научно-практических исследований в области художественного исполнительства в опереттах нужно особо выделить работы следующих авторов: Дж. Кин, Т. Кливелента, С. Эммонса и С. Сонтаг, Дж. Мура, Дж. Шмидта.
Объектом является жанр искусства - Саратовский областной театр оперетты.
Предмет исследования - оперетта и ее исторические условия формирования.
Целью данной курсовой работы является исследование и анализ истории Саратовской оперетты.
Задачи данной курсовой работы:
- исследовать историю жанра оперетта в Европе;
- рассмотреть появление оперетты на русской сцене;
- проанализировать историю Саратовской оперетты;
- сделать обзор репертуара Саратовской оперетты.
Методология исследования включает сравнительно-исторический, аналитический, описательный и др. методы.
Структура работы обусловлена задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Исторические условия формирования жанра оперетты
1.1. История жанра оперетта в Европе
Термин оперетта возник в Италии середины восемнадцатого века, и впервые был признан независимым жанром в Париже около 1850 года. Dictionnaire de la musique moderne утверждает, что этот термин имеет долгую историю и что Моцарт был одним из первых, кто использовал слово оперетта с пренебрежением. По определению, это форма «определенных драматических абортов, тех миниатюрных композиций, в которых мы находим только холодные песни и водевильные куплеты». Определение оперетты менялось на протяжении веков и варьируется в зависимости от истории каждой страны, в которой существует этот жанр. Он часто используется для обозначения произведений, которые напоминают одноактные композиции Оффенбаха, в отличие от его полных оперных паффе. Оффенбах изобрел этот вид искусства в ответ на строгие законы французского правительства, касающиеся постановки произведений, превышающих одно действие или содержащих более четырех персонажей [1, с. 52].
Рис. 1 Титульный лист Боккаччо, или Der Prinz von Palermo (Боккаччо, или принц Палермо) Франца фон Суппе в 1879 году. Пример ранней венской оперетты
История
Оперетта стала признанным музыкальным жанром примерно в 1850 году в Париже. В 1870 году центр оперетты переехал в Вену, когда Париж пал перед пруссаками. Форма оперетты продолжала развиваться во время Первой мировой войны [4, С. 67].
Среди оперетт, которые процветали с середины 1850-х до начала 1900-х годов, есть несколько общих черт, начиная с французской оперы-Буффе. Они содержат разговорные диалоги, перемежающиеся музыкальными номерами, и часто главных героев, а также хор приглашают танцевать, хотя музыка в значительной степени заимствована из оперных стилей XIX века с акцентом на поющие мелодии. Оперетта двадцатого века более сложна и достигла своего пика в Австрии и Германии.
Оперетта является предшественницей современного музыкального театра или "музыкальной комедии". В первые десятилетия двадцатого века оперетта продолжала существовать наряду с новыми мюзиклами, каждый из которых влиял на другой. Отличительные черты оперетты можно найти в произведениях музыкального театра Джерома Керна, Ричарда Роджерса и Стивена Сондхейма.
Оперетта на французском языке
Происхождение
Премьера оперетты состоялась в Париже, Франция, в середине девятнадцатого века, чтобы удовлетворить потребность в коротких и легких пьесах, в отличие от полноценного развлечения все более серьезной комической оперы. Примерно в то же время «комическая» часть названия жанра стала вводить в заблуждение: "Кармен" Жоржа Бизе (1875) - пример комической оперы с трагическим сюжетом. Определение "комик" означало что-то более близкое к" гуманистическому", предназначенное для более реалистичного изображения" реальной жизни", представляя трагедию и комедию бок о бок, как Шекспир столетия назад. Благодаря этому новому оттенку комическая опера доминировала на французской оперной сцене с момента упадка лирической трагедии. Истоки французской оперетты начались, когда артисты исполняли танцы и песни перед толпами людей на ярмарках на сценах под открытым небом. В начале восемнадцатого века эти артисты начали исполнять комические пародии на известные оперы. Эти представления сформировали оперетту как жанр непринужденной музыки, заимствованный из комической оперы, но вернувшийся к более простой форме музыки. Многие ученые спорят о том, какого композитора считают изобретателем оперетты; Жак Оффенбах или Эрве. Из этого можно сделать вывод, что Эрве завершил создание Фонда, а Оффенбах усовершенствовал и развил эту форму искусства в концепции оперетты, какой мы ее знаем сегодня. Таким образом, "Оффенбах считается отцом французской оперетты, как и Эрве" [1, с. 59].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Архипов, В.Е. История западноевропейского театра/ В.Е. Архипов. - М.: Инфра-М, 2022. - 248 с.
2. Воронин, В.Р. Режиссерские тетради. Практика и рекомендации/ В.Р. Воронин. - М.: Знание, 2020. - 173 с.
3. Веронина, В.Р. Популярные музыкальные жанры/ В.Р. Веронина - М.: Юристъ, 2021. - 410 с.
4. Висламов, О.С. История зарубежной музыки / О.С. Висламов. - М.: Высш. шк., 2020. - 348 с.
5. Волгин, А.П. Матирко В.И. Оперетта: искусство, индустрия, увлечение/ А.П. Волгин, В.И. Матирко - М.: Дело, 2019. - 310 с.
6. Галенко, В.П. Социокультурный анализ оперетты/ В.П. Галенко. - СПб.: ВСГАКИ, 2018. - 304 с.
7. Генкин, Б.М. Оперетта в России и СССР в ХХ веке/ Б.М. Генкин. - М.: Норма-Инфра, 2019. - 311 с.
8. Глухов, В.В. Оперетта в России / В.В. Глухов. - СПб.: СпецЛит, 2019. - 700 с.
9. Гончаров, В.В. Методика преподавания / В.В. Гончаров // Педагогика и преподование.-2022. - №1.- С. 4.
10. Горбачев, А.И. Появление оперетты на русской сцене / А.И. Горбачев, Л.В. Вагина. - М.: РАГС, 2020. - 173 с.
11. Громов, Э. Звездные часы оперетты / Э. Громов. - М.: Экономика и жизнь, 2019. - 264 с.
12. Давыдов, Э.С. Мысль и слово в творчестве оперного актера / Э.С. Давыдов - Воронеж: Тантал, 2018. - 330 с.
13. Игнатьев, Э.Г. Музыкальная энциклопедия/ Э.Г. Игнатьев // Справочник экономиста. - 2020. - № 1. - С. 5- 11
14. Игнатьева, А.В. Оперетта. Возникновение и развитие жанра / А.В. Игнатьева, В.И. Подлесных. - СПб.: Бизнес-Пресса, 2019. - 374 с.
15. Кабушкин, Н.С. О любимом жанре/ Н.С. Кабушкин. - М.: Знание, 2018. - 156 с.
16. Малахова, Ю.А. Тенденции развития оперетты в Сартове// Театр. - 2020. - №7. - С. 3- 7.
17. Макаров, Е.В. Музыкальный театр: жанры и виды / Е.В. Макаров - М.: ИНФРА-М, 2019. - 405 с.
18. Орлов, Ю.М. Оперетта как драматический жанр музыкального театра/ Ю.М. Орлов. - М.: Импринт-Гольфстрим, 2018. - 223 с.
19. Портнев, А.Г. Центральная песня в опереттах/ А.Г. Портнев. - М.: Экономика и жизнь, 2019. - 621 с.
20. Семенов, С.П. Эстетическое и художественное/ С.П. Семенов. - СПб.: Питер, 2020. - 521 с.
21. Яровая М.С. Театр оперетты (Энгельс): исторические факты, репертуар, труппа. https://autogear.ru/article/220/248/teatr-operettyi-engels-istoriya-repertuar-truppa/ дата обращения 27.11.2022