Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что современное законодательство Российской Федерации в области военной политики и непосредственно режима военного положения сформировано в достаточном количестве, и что немаловажно, с учетом исторического опыта. Единственное, что не было изучено в этой области на практике, - это практическая реализация этой схемы.
В данной работе рассматриваются особенности ограничения прав и свобод граждан в период военного положения.
Для ситуации современной России это является очень актуальным.
Что касается административного и правового регулирования этого вопроса, то оно остается открытым для законодательной власти. В условиях постоянной угрозы безопасности Российского государства, участия его войск в различных локальных конфликтах, а также ведения информационной борьбы необходимо повышать боеготовность Вооруженных сил и других воинских формирований.
Военное положение - это особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее населенных пунктах в соответствии с Конституцией Российской Федерации президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или прямой угрозы агрессии.
Цель введения военного положения заключается в создании необходимых условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
ГЛАВА 1. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ПОРЯДОК ВВЕДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Сущность чрезвычайного положения и обстоятельства его введения
Чрезвычайное положение означает введенный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее населенных пунктах особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационных форм и юридических лиц и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установление настоящим Федеральным конституционным законом индивидуальных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций общественных объединений и возложение дополнительных обязанностей.
В соответствии с пунктом 2. статья 1 Федерального налогового кодекса Российской Федерации «О чрезвычайном положении» введение чрезвычайного положения является временной мерой, используемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации. Основные положения (основы) конституционного строя изложены в главе первой Конституции Российской Федерации «Основы конституционного строя» и могут быть изменены только в порядке, установленном настоящей Конституцией Российской Федерации.
Конституционный порядок - это определенная форма или способ организации государства, закрепленные в его Конституции.
Цели чрезвычайного положения заключаются в следующем:
1. устранение обстоятельств, приведших к введению чрезвычайного положения
2. обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина
3.защита конституционного строя Российской Федерации чрезвычайное положение не применяется постановлено, что если; существуют обстоятельства, создающие прямую угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
Попытки насильственного изменения конституционного строя России могут выражаться в соответствии со статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – Уголовный кодекс Российской Федерации) в следующих формах публичных призывов:
1) к насильственному захвату власти;
2) к насильственному удержанию власти;
3) к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации. Публичные призывы относятся к актам подстрекательства со стороны физических лиц в устной или письменной форме, направленным на достижение поставленных целей. За совершенное преступление Уголовный кодекс предусматривает различные виды уголовных наказаний для виновных лиц.
1.2.Способы обеспечения режима чрезвычайного положения
Для введения чрезвычайного положения государство привлекает силы федеральных органов безопасности, органов внутренних дел, пенитенциарной системы и внутренних войск, и государство также может задействовать силы органов, отвечающих за гражданскую оборону, чрезвычайные ситуации и ликвидацию последствий стихийных бедствий.
Как указано в Федеральном конституционном законе Российской Федерации, а именно в статье 17, дополнительные средства обеспечения режима чрезвычайного положения используются только в следующих случаях. Если президент Российской Федерации издал указ об участии, например, Вооруженных сил Российской Федерации или других органов.
Но вооруженные силы России и другие органы могут быть задействованы в случаях: Если специальный режим выезда и въезда на территорию, на которой государство; необходимо объявить чрезвычайную ситуацию.[1]
При необходимости защиты объектов, обеспечивающих жизнедеятельность граждан и функционирование транспорта, а также объектов, представляющих повышенную опасность для общества и внешней среды. При необходимости разъединения конфликтующих сторон, которые сопровождаются актами насилия с применением оружия или военной техники. Если деятельность незаконных вооруженных формирований должна быть пресечена.
Если потребуются чрезвычайные ситуации. Следует отметить, что все " вышеуказанные действия проводятся Вооруженными силами Российской Федерации совместно с личным составом органов внутренних дел, пенитенциарной системы, федеральных органов безопасности и военнослужащими внутренних войск».
И в этом случае на военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации также распространяются нормы федерального законодательства о внутренних войсках в части условий, порядка и ограничений применения физической силы, специальных средств, оружия, военной и специальной техники, гарантии личной безопасности военнослужащих и членов их семей, гарантии их правовой и социальной защиты.
Также на территории, где введено чрезвычайное положение, назначается комендант. Командующий территорией, на которой введено чрезвычайное положение, назначается для единообразного управления силами и средствами, обеспечивающими введение чрезвычайного положения, Указом Президента Российской Федерации, комендант территории, на которой было объявлено чрезвычайное положение.
Кроме того, командующий на территории, на которой государство; объявлена чрезвычайная ситуация имеет право участвовать во всех заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующих на территории, где введено чрезвычайное положение, и вносить предложения по вопросам, касающимся чрезвычайного положения. [2]
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН, ОРГАНИЗАЦИЙ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Права граждан, которые возможно ограничить в условиях военного положения. Порядок такого ограничения и возможная компенсация.
Порядок введения военного положения в Российской Федерации, возможные ограничения прав и свобод граждан
Порядок объявления военного положения предусматривает опубликование Указа Президента Российской Федерации (пункт "Б" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации), который утверждается в соответствии с порядком принятия актов Советом Федерации. Президент Российской Федерации имеет право ввести военное положение в соответствии со статьей 87 Конституции.
О введении военного положения президент незамедлительно информирует Совет Федерации и Государственную Думу. Нельзя исключать возможности внесения Советом Федерации изменений и дополнений в текст рассматриваемого и утверждаемого президентского указа. Очевидно, что эти изменения и дополнения должны быть одобрены и приняты президентом. В противном случае указ не может быть действующим актом. Следует иметь в виду, что объявление и введение военного положения в; интересы национальной обороны и поддержания правопорядка, верховенства права и безопасности должны быть решены немедленно.
Временные ограничения, введенные в соответствии с военным положением:
В соответствии с военным положением могут быть предусмотрены следующие временные запреты и ограничения:
а) особый режим въезда и выезда и ограничения свободы передвижения на территории, находящейся под военным положением;
B) усиление защиты общественного порядка и средств к существованию населения;
2.2. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в период военного положения
В случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, где введено военное положение, территориальная подсудность дел, рассматриваемых судами, может быть изменена постановлением Верховного Суда Российской Федерации или Верховного Суда Российской Федерации. Арбитраж Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Особенности деятельности органов государственной власти в период действия военного положения (Статья 17).
В период действия военного положения: Указом Президента Российской Федерации могут быть определены федеральные органы исполнительной власти, через которые он осуществляет руководство вопросами обороны и безопасности Российской Федерации, режим военного положения.
Указом Президента Российской Федерации может быть введен режим военного положения. В России функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти могут быть перераспределены в соответствии с интересами обороны и безопасности России, режимом военного положения.. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, порядок осуществления полномочий и порядок деятельности которых регулируются принятыми ими нормативными актами, при введении военного положения вносят в эти нормативные акты необходимые изменения, с учетом особенностей режима военного положения.
2.3. Ограничения гражданских прав при введении военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях
Существует тонкая грань между мирной жизнью населения и войной. Войны ведутся по разным причинам, это и война за территории, и война за полезные ресурсы, и война личной неприязни одного народа к другому, и освободительная война. Причин для войны много. Чтобы начать войну, достаточно одного выстрела.
Таким образом, поводом для начала Первой мировой войны стало убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда. В XXI веке вооруженные силы различных государств используют методы информационной войны, чтобы развязать войну против другого государства, достаточно фальсифицировать или исказить необходимую информацию. [9]
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, 2019.
2. Алёшин В.В. Правовое регулирование вооружённых конфликтов и его роль в обеспечении безопасности Российской Федерации: дисс. ... д-ра юрид. наук. Дипакадемия МИД России. М., 2017
3. Артамонов Д.Н. Институт военного положения по советскому праву. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2021
4. Бабурин С.Н. Территориальные режимы и территориальные споры: государственно-правовые проблемы. М., 2021
5. Байманов С.С. Правовое регулирование пограничной деятельности ФСБ России. М., 2018.
6. Бахрах Д.Н. Административное право России. Изд. 5-е, перераб. и доп. М., 2020.
7. Бачило И.Л. Организация советского государственного управления: правовые проблемы. М., 2019.
8. Горбунов Ю. Закон против террора. Формируется национальная правовая система противодействия терроризму / / Российская газета. 2016. 9 авг.
9. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. М., 2019.
10. Зиборов О.В. Федеральный конституционный закон «О военном положении»: проблемы и перспективы разработки и принятия // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел. Межвузовский сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2020, Ч. 1. - С. 12-15
11. Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления. М.: ГУУ, 2022.
12. Колотуша В.В. Социально-философская концепция силового принуждения как методологический подход к обеспечению государственной безопасности от угроз силового характера // Концептуальные основы обеспечения государственной безопасности Российской Федерации: Сб. матер. межвед. науч.-практ. конф. (7 декабря 2010 г.). Академия ФСБ России. М., 2021. С. 130-139.
13. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Ю.В. Кудрявцева. М.,2016.