Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Творческий путь Алексея Максимовича Горького (Пешкова) начался в непростой период мировой и российской истории. Рубеж XIX-XX веков ознаменовался множеством изменений в сфере технологий, экономики, социального устройства и, конечно, в культуре. На стыке двух эпох в литературе начинают возникать новые направления, новые жанры и новые авторы. Одним из самых значимых имён в литературе 20 века стало имя Максима Горького, писателя, критика и публициста. Деятельность автора была направлена на то, чтобы в своих произведениях воплотить жизнь русского народа с точки зрения писателя, поэта и художника. Через произведения Горького мы можем увидеть формирование самосознания русского народа, начало активной борьбы за свободу и равноправие. Проведение комплексного анализа произведений А. М. Горького поможет нам выявить особенности проблематики и художественного стиля автора, что сможет стать основой будущих литературоведческих исследований творчества писателя.
Цель исследования – выявить основные проблемы и темы, поднимаемые А. М. Горьким в своих произведениях, а также охарактеризовать ключевые особенности художественного стиля автора.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
1. изучить научную литературу по данной теме;
2. охарактеризовать особенности литературного процесса в России кон. 19 – нач. 20 вв.;
3. рассмотреть хронологию жизненного и творческого пути А. М. Горького;
4. выполнить анализ проблематики произведений автора;
5. выявить характерные черты художественного стиля А. М. Горького.
Объектом исследования является проза А. М. Горького, предмет исследования – особенности проблематики и художественная специфика произведений автора.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды таких отечественных литературоведов и филологов как В. В. Агеносов, С. А. Балухатый, В. Д. Лебедев, А. А. Свистунов и другие.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО А. М. ГОРЬКОГО В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА
1.1 Русская литература начала 20 века
Рубеж XIX–XX вв. ознаменовался во всём мире и в России огромными социальными, технологическими и культурными изменениями. Экономические реформы, участие в Первой мировой войне, рабочее движение, революции, Гражданская война – всё это, несомненно, оставило свой отпечаток на литературе, в которой начало появляться множество новых тем, направлений и, безусловно, новых имён.
В литературоведении принято называть этот период «Серебряным веком», то есть веком нового расцвета русской литературы, веком культурного возрождения. Главенствующими литературными направлениями в данный период являлись реализм, символизм, акмеизм и футуризм; некоторые авторы также предпочитали быть вне рамок течений и групп.
Исследователи связывают развитие русского реализма с поздними произведениями Л. Н. Толстого, написанными в 1880-1890-е гг. В этот период в творчестве писателя (а именно в романе «Дьявол» (1890), в повести «Отец Сергий» (1898) и др.) начало возникать больше тем, связанных с нравственностью, моралью, вопросами брака и семьи. Последний роман писателя – «Воскресение» (1899) – представил читателям совершенно новую жанровую форму, а именно социальную панораму, охватывающую практически все слои современного самому Л. Н. Толстому населения. Критики также отмечают явное сближение речи героев и авторской речи, что добавляет ощущение присутствия личности автора в произведении и является ещё одним шагом на пути к расцвету реалистической литературы.
Также рубеж веков тесно связан с именем А. П. Чехова, чья проза стала своеобразным связующим звеном между русской классической традицией и литературными экспериментами начала 20 века. Такие произведения как «Палата №6» (1892) и «Человек в футляре» (1898) посвящены «маленькому» человеку и его обыденной жизни, имеют крайне концентрированное повествование, обладают лаконичностью, но вместе с тем наполнены тонким психологизмом и глубоким символизмом, побуждают читателя задуматься о его собственной, реальной жизни.
Идею более активного воздействия литературы на жизнь и проповеднической роли писателя в данный период начал развивать А. М. Горький. В конце 19 века писатель отходит от идей Ф. Ницше, которые просматривались в его ранних произведениях («Мальва (1892), «Макар Чудра» (1897) и др.) и сближается с идеологией социализма и идеей борьбы с установившимися общественными порядками. В своих произведениях начала 20 века – «Мать» (1906), «Трое» (1900), «На дне» (1903), «В людях» (1916) – автор представляет читателю подробную картину социальной жизни России на рубеже веков. Герои А. М. Горького – от бедняков и бродяг до интеллигенции и чиновников – олицетворяют непримиримые социальные конфликты, которые стали предтечей восстаний и революций, потрясших страну в начале столетия.
Важным событием в литературной жизни стало создание Н. Д. Телешовым в 1899 году кружка под названием «Московская литературная среда», просуществовавшего 17 лет и объединявшего писателей-реалистов. Постоянными участниками собраний «Среды» стали И. А. и Ю. А. Бунины, А. М. Горький, А. С. Серафимович, С. Г. Скиталец (Петров), а также певец Ф. И. Шаляпин, композитор С. В. Рахманинов, художники И. И. Левитан и В. И. Россинский. В то же время А. М. Горький начинает сотрудничество с книгоиздательским товариществом «Знание», где начинают активно выпускаться собрания сочинений писателей реалистического направления.
В 1900-1910-е гг. внутри реалистического направления возник новый реализм или неореализм, основанный на опыте модернистской литературы. Неореалистические тенденции проявились в творчестве
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агеносов, В. В. История русской литературы XX века в 2 ч. Часть 1 [Текст]: учебник для академического бакалавриата / В. В. Агеносов. — Москва.: Издательство Юрайт, 2019. — 795 с.
2. Алешкин, А. В. Горький Максим [Текст] / А. В. Алешкин, А. М. Каторова // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. – 2022. – № 1(61). – С. 202-203.
3. Балухатый, С. А. М. Горький. 1868–1936 [Текст]: Классики русской драмы / С. А. Балухатый. – Л.-М.: Искусство, 2014. С.33–78.
4. Википедия. Максим Горький. [Электронный ресурс]. – https://ru.wikipedia.org/wiki/Максим_Горький
5. Горький, М. Женщина [Электронный ресурс]. – https://www.livelib.ru/book/136933/read-zhenschina-maksim-gorkij
6. Горький, М. Детство [Электронный ресурс]. – https://www.livelib.ru/book/17814/read-detstvo-maksim-gorkij
7. Горький, М. Жизнь Клима Самгина [Электронный ресурс]. – https://www.livelib.ru/book/198210/read-zhizn-klima-samgina-proschalnyj-roman-pisatelya-v-odnom-tome-maksim-gorkij
8. Горький, М. Макар Чудра [Электронный ресурс]. – https://ilibrary.ru/text/484/p.1/index.html
9. Горький, М. Фома Гордеев [Электронный ресурс]. – https://www.livelib.ru/book/138599/read-foma-gordeev-maksim-gorkij
10. Груздев, И. А. Горький [Электронный ресурс]. – https://libking.ru/books/nonf-/nonf-biography/388906-ilya-gruzdev-gorkiy.html
11. Закирова, Н. Н. Владимир Короленко – наставник Максима Горького [Текст] / Н. Н. Закирова, Е. А. Кивелева // VII Островидовские чтения: материалы VII межрегиональной историко-церковной конференции, Глазов, 15 ноября 2021 года. – 2022. – С. 49-53.
12. Келдыш, В.А. На рубеже художественных эпох (О русской литературе конца XIX – начала XX века) / В.А. Келдыш // Вопросы литературы. – 1993 - №2.-C. 92-105.
13. Конюшенко, Е. И. Горький миф ХХ века (заметки и размышления о Максиме Горьком) [Текст] / Е. И. Конюшенко // Максим Горький: pro et contra, антология. Современный дискурс: Антология. – 2018. – С. 90-123.
14. Криковцева, А. В. Максим Горький. Жизнь и творчество под призмой эмиграции [Текст] / А. В. Криковцева // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 393-395.
15. Кунарев, А. А. Ранняя проза М. Горького. Нравственно-эстетические искания [Текст]: Русская литература. XX век: справочные материалы / А. А. Кунарев. — М.: Просвещение, 2012. — С. 234-238.
16. Лебедев, В. Д. Русская литература рубежа веков (1890-1917 гг.): курс лекций [Текст]: учебно-методическое пособие для вузов / В. Д. Лебедев. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2010. – 222 с.
17. Могушкова, Т. С. Романтизм в рассказах М. Горького 1890-х годов [Текст] / Т. С. Могушкова // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 405-407.
18. Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). М., 2000– 2001. Кн. 1–2.
19. Свистунов, А. А. Особенности словоупотребления в автобиографической трилогии М. Горького [Текст] / А. А. Свистунов // Культура. Литература. Язык: материалы 72-ой международной научной конференции «Чтения Ушинского», Ярославль, 01–02 марта 2018 года. – 2018. – С. 33-38.
20. Семенова, А. Л. Русская литература от рубежа веков к рубежу веков: в поисках "нового реализма" [Текст] / А. Л. Семенова // Ученые записки Новгородского государственного университета. – 2022. – № 1(40). – С. 8-11.
21. Соу Умар. Марксистский феминизм и его реализация в романе "Мать" Максима Горького [Текст] / Соу Умар // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. – 2022. – № 3. – С. 49-51.
22. Спиридонова, Л. А. Творчество Горького и возникновение социалистического реализма [Текст] / Л. А. Спиридонова // Максим Горький: pro et contra, антология. Современный дискурс: Антология. – 2018. – С. 9-15.
23. Творчество Максима Горького в социокультурном контексте эпохи: Горьковские чтения 2004 г. [Текст]: материалы Международной конференции, Нижний Новгород, 28–29 марта 2004 года. – Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2006. – 597 с.
24. Чагин, А. И. Конец 19 века – начало 20 века [Электронный ресурс]. — https://bigenc.ru/text/5061813
25. Чони, П. Г. А. Алексинский: горькая жизнь Максима Горького [Текст] / П. Чони // Ученые записки Новгородского государственного университета. – 2020. – № 6(31). – С. 24.