Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Понятие идентичности и эпигенетическая модель развития человека 4
1.1. Понятие идентичности……………………………………………………….4
1.2 Сущность эпигенетической модели………………………………………….5
ГЛАВА II. Особенности идентичности современных подростков 9
2.1 Особенности идентичности подростка……….……………………………...9
2.2. Проявление кризиса идентичности………………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования идентичности определяется необходимостью ответа психологической науки на социальные вопросы, связанные с изменениями общества.
По психосоциальному подходу идентичность – это своеобразный эпицентр жизни каждого индивида. От качественных признаков идентичности, формируемых в молодом возрасте, зависят функциональные качества личности в самостоятельной жизни взрослого человека.
Наши времена характеризуются активным изменением социокультурной нормы в России, особенным состоянием общества России. Оно - не стабильная среда для подростков. Социальная среда характеризуется высокой ростом общей напряженности, разрывом многих отношений и связей, разрушением до сих пор устойчивой структуры.
В настоящее время проблема идентичности относительно мало изучена в российской психологии, так что исследование идентичности в подростковом возрасте представляет собой перспективное направление.
Проблема возникла потому, что для зарубежной психологии, хотя в ней и существует популярность этой проблемы, характерны многозначные понятия, нечеткость понятий, несогласованность различных подходов к трактовке идентичности.
Проблемный вопрос заключается в том, какие существуют особенности становления идентичности в юношеском возрасте.
Объект исследования - идентичность подростков.
Предмет исследования - особенности идентичности современных подростков.
Цель исследования – изучение особенностей идентичности современных подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению идентичности в зарубежной и отечественной психологии;
2. Выявить значимость этапа в становлении идентичности в подростковом возрасте;
3. Определить особенности идентичности современных подростков.
Гипотеза исследования: становление идентичности в подростковом возрасте будет протекать успешнее, если
- определяются типы идентичности посредством сочетания устойчивости представлений о себе в прошлом, настоящем, будущем и готовности к принятию решений в важных жизненных вопросов;
- путь становления идентичности обусловлен осознанием подростком личностных изменений и эмоциональная напряженность взаимоотношений с окружающими.
Методы исследования:
- теоретический: анализ и обобщение; синтез.
Теоретико-методологическая основу в работе представляют
- субъектно-деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский);
- динамический подход к становлению человека как субъекта Л.И.Анцыферовой;
- критерии сформированности личности как субъекта жизни К.А.Абульхановой;
- понятие самоопределения А.В.Петровского,
- концепция возрастных кризисов Л.С.Выготского;
- ряд положений концепции идентичности Э.Эриксона и его последователей;
- представления об уровнях идентичности в концепции социальной идентичности Дж.Тернера и Х.Тэшфела.
Научная новизна:
– уточнение характеристик понятия «идентичность в подростковом возрасте»;
– научное обоснование программы психологической поддержки подростка в становлении идентичности.
Теоретическая значимость работы заключается в выделении значимых составляющих становления идентичности: социально-психологическая адаптация, восприятие себя как субъекта жизни в важных жизненных сферах.
Практическая значимость. Результаты анализа литературы могут быть использованы для разработки и реализации социальных программ психологической поддержки подростков, в консультативной практике, при организации психокоррекционной работы с подростками, а также в целях оптимизации профконсультирования молодых людей.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, которая представлена 60 источниками.
ГЛАВА I. Понятие идентичности и эпигенетическая модель развития человека
1.1. Понятие идентичности
Если в словаре русского языка идентичность можно определить, как «тождественность, совпадение двух предметов или понятий», то в психологии считается, что абсолютно одинаковых людей не существует. Идентичность в рамках психологической науки можно охарактеризовать следующим образом: «идентичность, согласно Э. Эриксону, — чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития» [4].
«Исследования идентичности личности основывались на фундаменте развития концепций гуманистического анализа К. Хорни и А. Маслоу» [23]. Традиционно появление термина «идентичность» в психологии связывают с именем Э. Эриксона [2], но понятие личностной идентичности рассматривалось в психологии в рамках различных направлений:
Психоаналитическая парадигма: (теория Эго-идентичности Э. Эриксона, теория моделей идентичности Дж. Марсиа, динамическая теория идентичности А. Ватермана);
Символический интеракционизм (теория символического интеракционизма Дж. Мида, Ч. Кули и Ю. Хабермаса, игровая теория Э. Гоффмана);
Когнитивно-ориентированная психология (когнитивная теория идентичности Х. Тэджфела, Г. Брейкуэлла и Дж. Тёрнера).
По словам Э. Эриксона, идентичность меняется постоянно в процессе развития человека, от рождения до смерти. Она обеспечивает возможность видеть свою жизнь в процессе ее непрерывности, связывая прошлое и будущее, «включая их в переживания настоящего, адаптируясь к изменениям жизненной ситуации» [31].
«Э.Эриксон избегал однозначного определения идентичности» [25]. Он отмечал следующие моменты:
Индивидуальность: человек ощущает, насколько он уникален
Тождественность и целостность – человек чувствует связь между своим прошлым и будущим, чувствует и видит смысл в жизни.
Единство и синтез: личность ощущение гармонию внутри себя, внутренней гармонии и единства, целостность своих ролей, переживаний.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1 М. Педагогика, 1980.
2. 2.Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. - "Вопросы психологии", 1996г.
3. Белинская, Е. П. Изменчивость Я: кризис идентичности или кризис знания о ней? // Психологические исследования. - 2015. - № 8 (40).
4. Большой психологический словарь онлайн: https://www.psychologist.ru/
5. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2014. - 368 с
6. Гордеева О.А. Психологический анализ становления идентичности у подростков. – Московский педагогический университет
7. Жилина А.А., Селиванова О.А. Формирование социальной идентичности личности подростка в процессе онлайн-социализации: построение теоретической модели. - Мир науки. Педагогика и психология
8. Злоказов К. В. Влияние идентичности на предпочтение стратегии социального поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. №4 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-identichnosti-na-predpochtenie-strategii-sotsialnogo-povedeniya (дата обращения: 23.12.2022).
9. Знаменская М.В. Кризис самоидентичности – путь к целостности и внутренней свободе // Современные проблемы психолого-педагогических наук. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 17. Ч. 2. – Саранск, 2001. С. 21–24.
10. Иванов, Д. В. Психологическая коррекция негативной идентичности у девиантных подростков // Самарский научный вестник. - 2013. - № 3 (4). - С. 38-41.
11. Казанская В. Подросток. Трудности взросления. – Питер, 2008г.
12. Королева Н.Н, Богдановская И. М., Луговая В. Ф.. Влияние информационной среды на идентичность современных подростков. – Электронный научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика».
13. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., Загоруйко Е.Н.. Идентичность в норме и патологии. – Новосибирск, НГПУ, 2000. – 255 с.
14. Кун М., МакПарленд Т. «Кто Я?» // Психология самосознания. Хрестоматия по социальной психологии личности. Самара, 2000. С. 460—462.
15. Леонтьев, Д.А. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации / Д.А. Леонтьев, Е.Р. Калитеевская, Е.Н. Осин. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 258 с.
16. Марсия, Дж. Э., Разработка и подтверждение статуса эго-идентичности, Журнал психологии личности и социальной психологии,1966г.
17. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л.М. Митина // Вопросы психологии. - 2015. - № 6. - С.55.
18. Осин, Е.Н., Паттерны саморегуляции и психологическое благополучие в подростковом возрасте / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев, И.А. Буровихина // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: сборник научных статей. - Кисловодск: Арго, 2016. - С. 101.
19. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. — М.: Академия, 2000.
20. Попова М.В. Образно-символический план исследования идентичности подростков // Научные исследования: информация, анализ, прогноз / Под ред. Кирикова О.И. Книга 4. – Воронеж, 2004. С. 206–216.
21. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. — СПб.: Питер, 2011.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000г.
23. Савенко А.В. Психотерапия методом развития аутентичности,2016г.
24. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. Москва:Эксмо. 2005г.
25. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006
26. Шэффер Дэвид. Дети и подростки : Психология развития. – Питер, 2003г.
27. Трофименко, Г. С. Некоторые особенности личностной идентичности современных подростков // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 3. - С. 135-141.
28. Шавдарова Е.А., Гимаева Р.М. ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2. ;
URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13288 (дата обращения: 23.12.2022).
29. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2014. - 524 с.
30. Шнейдер, Л. Б. Психология идентичности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 328 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс).
31. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис /Э. Эриксон. - М.: Просвещение, 2013. - 365 с.