Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития общества происходят принципиально важные изменения: распадаются многие, традиционно устоявшиеся, структуры. Мир подвергается развитию плюралистических воззрений, появляется информационное многообразие. Мир, в современном представлении, переходит в стадию постиндустриального общества. Наше общество достигло достаточно высокой степени развития во всех областях деятельности.
По разным причинам в современном обществе нравственность и этика
как ее теоретический уровень оказались в тени. Наиболее явно их дефицит виден в профессиональных областях, где, условно говоря, под удар зачастую ставится сам человек, а значит, и общество в целом. Речь, в частности, идет о медицине, об образовании, о сфере услуг и, конечно же, о праве. А ведь последнее самим обществом призвано адекватно реагировать на проблемы в любой области жизни и деятельности, включая их технологическое обеспечение.
В условиях реформирования общественной деятельности нравственно – этическое воспитание играет важную роль и в жизни государственных служащих. Ведущим регулятором направленности личности становится моральная направленность личности.
Целью данной работы является рассмотрение роли этики и этического знания в нравственном совершенствовании человека.
Задачи:
- рассмотреть этические теории Гегеля, И. Канта;
- изучить взаимосвязь нравственности, морали и этики. профессиональную этику;
- проанализировать этические и нравственные аспекты в работе сотрудника таможенных органов, систему нравственности сотрудника органов внутренних дел;
- изучить профессиональную деонтологию сотрудников органов внутренних дел.
Объект исследования – этика и ее роль в развитии нравственности человека. Предмет исследования – роль этического знания в нравственном совершенствовании служащего государственной службы.
Глава 1 Теоретические основы этики, этического знания и нравственности
1.1 Мораль и этика: этические теории Гегеля, И. Канта
Основу общества составляет этическая система, отражающая конкретную мораль как эталон нравственной личности и добродетельного образа жизни в обществе. Конкретная же мораль выражается в определенном представлении о нравственности, приближенной к индивидуальному сознанию субъекта морали.
Такая концепция отражает извечную проблему соотношения сущего и
должного, проблему происхождения потребностей в эталонах должного, которые, как полагал Гегель [13], происходят из «нравственного чувства», присущего человеку вообще. Он придавал нравственности более высокий смысл, чем морали, рассматривая нравственность в качестве ступени развития «мирового духа» и в качестве всеобщей формы выражения абсолютной идеи морального сознания.
Отсюда возникает проблема осмысления нравственности в мировом процессе с позиции концепции Мира и места человека в нем. Это означает, что нравственность может быть истинной и ее сущность скрывается в представлениях о конечных целях, смысле бытия и средствах их достижения,
поэтому выражает скорее ценностное отношение к Миру, чем познавательное.
Так, онтология, аксиология и экология бытия пересекаются, образуя общую область этических проблем, когда речь идет об истинной нравственности и ее происхождении.
Кант же полагал, что основа нравственности заключается в сознании долга, которое есть свойство человека, не происходящее из пользы, а смысл и цель человеческой жизни находятся не вне его, но внутри и, следовательно, имманентны личности. При этом идея выступает в качестве причины и источника смыслообразования жизни, и она принимает вид нравственного закона, долга, будучи доведенной до полноты понятия высшего блага – свободы и независимости от механизма всей природы.
Этика как раздел философии оперирует понятиями моральных и нравственных норм.
Слова «этика» и «мораль» - иноязычного происхождения. Русское слово «нравственность» лексически закреплено в «Словаре Академии Российской» (1793). Так же, как греческое слово этос, латинское слово мораль, немецкое Sittlichkeit, нравственность этимологически восходят к слову «нрав», «норов» (ср. «своенравный» о характере). В языках, где употребляются одновременно оба слова, они расходятся по значению.
В философском словаре слово мораль объясняется как понятие, с помощью которого человек проявляет себя «как разумное, сознательное и свободное создание (существо)». С понятием морали связаны другие понятия из области культурологии: традиция, народный обычай, нрав, характер. В философской этике понятие морали развивает идею добра и благого. Гегель в «Философии права» (1821) говорит о концептуальном различии в содержании понятий «мораль» и «нравственность», состоящем, по его мнению, в том, что нравственность - это «в себе и для себя сущие законы и учреждения». Непосредственными же проявлениями нравственности являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство.
Как известно из философии и этики, произвол человека должен ограничиваться либо его собственным (внутренним) долженствованием, либо внешним ограничением свободы воли. Нравственность - это осознанная необходимость. «Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление нравственности» [2, с. 12]. Нравственность как полагаемый «изнутри-побудительный» характер императивности» в русском языке получил отражение в понятиях долга и совести, причем понятие совесть не имеет полных лексических эквивалентов в других европейских языках.
Долг (от греч. deon) обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам. Долг - это нравственная необходимость как субъективный принцип поведения. Мотивированные долгом действия называются обязанностями. Существуют обязанности служить отечеству, заботиться о семье и детях. «Действие совершается по моральным основаниям тогда, когда оно совершается не из-за внешних по отношению к нему соображений (по приказу, ради выгоды, из-за склонности и т. д.), а на том основании, что оно само в себе содержит нравственную ценность, является для субъекта личностно значимым» [21, с. 95]. Отсюда понятно второе значение, возникшее у слова «долг»: то, что необходимо вернуть (русская пословица: Долг платежом красен). Как заключает Анисимова [4, c. 9–20], совесть — это «способность человека к нравственной оценке своих поступков». Носители русского языка сближают совесть с чувством вины и стыдом. Совесть (со-весть — совместное знание, сознание, осознание, образ, идеал), в словаре C. И. Ожегова определяется как «чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом».
На сегодня большая часть людей на уровне личности и социума, при размышлении о социальной свободе, не обременяется представлениями долга, совести и ответственности. И свобода часто, по факту, подменяется вседозволенностью, что не представляется верным. Поэтому обращение к этической теории И. Канта является крайне актуальным. Философ продемонстрировал, что свобода не существует отдельно от долга и ответственности. И это дает ключ к понимаю поведения людей в социуме.
По Канту, абсолютно все в мироздании принадлежит к одному из вышеназванных миров и есть или ноумен, или феномен. Человек – это уникальное существо, которое одновременно принадлежит двум мирам.
Человек, по мнению философа, сам создает для себя категоричные нормы морали и законы нравственности, которые устанавливают для его поведения определенные границы, за пределы которых он не имеет право выходить, чтобы не потерять свое достоинство в этом мире.
Моральность – это «чувство красоты и чувство достоинства человеческой природы» [12, с. 138]. Человек не только устанавливает данные границы, но и живет в соответствии с такими правилами и законами. Нормы морали и законы – это не следствие факторов жизни. Они предшествуют всему этому, существуют априори. Поэтому существует чистая этика, предшествующая антропологии на практике. Если человек хочет быть моральным, он соблюдает граница «чистой» морали, независимо от внешних факторов.
Мир ноуменов и феноменов связываются между собой при помощи мира доброй воли, которая связана с долгом и разумом. Все, что человек совершает без чувства долга, не являются моральными. И воля, и долг не имеют цель получить пользу для человека. При помощи доброй воли долг взаимосвязан с разумом. Исполнять долг могут только люди, поскольку обладают разумом.
Кант говорит о нравственном законе. Этот закон объективен, поскольку зависит от доброй воли разума. Данный закон говорит о разумности.
В мире же феноменом часто оказывается, что поступки, соответствующие морали, для человека не только не выгодны, а вредны. Кроме случая морали. Значит, для соблюдения морального закона доброй воле нужно заставлять человека совершать его. Данная форма и есть «императив Канта».
Кант выделяет два вида императивов: гипотетические и категорический. Гипотетические императивы – это «условные». Они похожи на советы, поскольку рассказывают о том, что и как нужно сделать.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Проект Приказа МВД России "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»// http://www.consultant.ru/law/hotdocs/61979.html (дата обращения 29.11.2022)
Статьи, учебники, монографии
2) Акимова И. И., Лопатин Б. В., Аликберова К. А. Семантический анализ слов-концептов русской культуры, формирующих поле «нравственность», «долг», «совесть», «милость»//ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО. Материалы заочной межвузовской научно-практической конференции. Составители: В.Н. Устюжанин, Л.Г. Голяшова. 2021. С. 12-18
3) Алексеева Е.В. Коррупция в деятельности таможенных органов Российской Федерации: причины возникновения и возможность применения зарубежного опыта противодействия / Е.В. Алексеева, Е.Д. Воробьева // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – С. 42–46.
4) Анисимова О. К. Культурный фон слова совесть и его освоение иностранцами, изучающими русский язык // Научный диалог.— 2016. — No 6 (54). — С. 9–20
5) Балясникова, Е. В. Влияние спорта на нравственное воспитание личности / Е. В. Балясникова, В. М. Ананишнев // Актуальные проблемы нравственности в социологии, психологии и маркетинге. – М., 2020. – С. 50–54.
6) Брехова Ю. М. Психологические особенности формирования нравственности в современной психологии// ВЕСЕННИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти почётного профессора АГУ А.В. Буровой. Астрахань, 2021. С. 12-15
7) Брюхова, Н. Г. Способность студентов к саморазвитию в их нравственном самоопределении и принятии решений / Н. Г. Брюхова // Акмеология. – 2018. – Т. 67, No 3. – С. 39–43.
8) Брюхова, Н. Г. Ответственность как нравственная основа личностного развития молодежи / Н. Г. Брюхова, Ю. В. Ильященко // Социосфера. – 2013. – No 4–1. С. 133–134.
9) Витольник Г.А., Матвеева И. А., Витольник В.Н. Нравственно-этическое воспитание сотрудников органов внутренних дел//ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ. 2021. № 11. С. 98-102
10) Зверева, О. С. Основные подходы к пониманию нравственности в психологии и педагогике / О. С. Зверева // Информационные приоритеты и экономические ориентиры социального развития регионов России. – Ставрополь, 2020. – С. 195–197.
11) Илларионова, Н. А. Понятие морали и нравственности в психологии/ Н. А. Илларионова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. – Новосибирск, 2016. – С. 52–56.
12) Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964
13) Лапшов В. Ю. Идеалистическая философия//ГУМАНИТАРНЫЙ ТРАКТАТ. 2019. № 54. С 78-79
14) Лозбенко Л.А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности: монография. – М.: РИО РТА, 2000.
15) Непарко М.В. Методология оценки деятельности таможенных органов и ее совершенствование / М.В. Непарко, В.М. Долбин // Вестник Академии знаний. – 2019. – С. 216–221.
16) Профессиональная деонтология: учебное пособие / Н. В. Сердюк, О. М. Боева, А. С. Семченко. –М.: Академия управления МВД России, 2020 –104 с.
17) Профессиональная подготовка полицейских: учебник. Ч. 1 / под общ. ред. В.Л. Кубышко. - М.: ДГСК МВД России, 2017. 264 с.
18) Прудникова, О. А. Составляющие семейно-нравственного воспитания/ О. А. Прудникова, Э. Н. Рычихина // Актуальные проблемы нравственности в социологии, психологии и маркетинге. – М., 2020. – С. 39–43
19) Смирнова Я.А. Добросовестность в системе пределов осуществления субъективных гражданских прав // Законодательство. 2017. No 5. С. 11-18.
20) Тищенко, Р. К. Понятия морали и нравственности в психологии и философии / Р. К. Тищенко // Инновационные процессы в сфере информационных технологий и современного образования в регионах России. – Ставрополь, 2020. – С. 422–425.
21) Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. — Москва: Гардарики, 2004
22) Честь и долг сотрудника органов внутренних дел: Учебное пособие / под общ. ред. доктора юридических наук, профессора В.Я. Кикотя. М.: ЦОКР МВД России, 2016
23) Чигрова Е. С., Рыбакова Е. В. Этика сотрудников таможенных органов// https://phsreda.com/e-articles/10381/Action10381-101876.pdf (дата обращения 29.11.2022)
24) Шинкевич П.П. Проблемы формирования профессиональной этики полицейских-водителей изоляторов временного содержания и подразделений охраны и конвоирования//ВЕСТНИК ТЮМЕНСКОГО ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ. 2021. № 1. С. 65-72