Фрагмент для ознакомления
2
Исследуемая тема актуальна, тем что в нынешнее время, полным ходом идет реформирование системы исполнительной власти. Все эти реформенные преобразования направлены на улучшения взаимодействия всех органов исполнительной власти. И во всем том важнейшую роль играет Правительство Российской Федерации. Правительство является центральным органом исполнительной власти. Всю важность данного органа мы можем видеть по его целям, задачам и структуре.
Правительство осуществляет государственное управление, с помощью разных механизмов, так же улучшение работы правительства связано с развитием современного общества. Поэтому для лучшего понимая, нужно разбираться в сферах деятельности различных органов государственного устройства. Поэтому хорошее понимание правительства, даст ясную картину, как действовать правительству для более эффективной работы в системе органов государственного устройства.
Объект исследования ‒ конституционно-правовые отношения, складывающиеся в процессе осуществления Правительством Российской Федерации возложенных на него полномочий, правовое регулирование деятельности Правительства Российской Федерации в системе государственной власти Российской Федерации.
Предметом работы являются нормы, закрепляющие конституционный статус Правительства Российской Федерации.
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить и проанализировать конституционный статус Правительства Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели определены следующие основные исследовательские задачи:
- раскрыть место Правительство РФ в системе разделения властей;
- рассмотреть компетенцию Правительства РФ;
- исследовать юридическую ответственность Правительства РФ;
- раскрыть акты Правительства РФ.
Методы исследования. При подготовке настоящего исследования использовались комплекс философских, общенаучных и частно-научных методов познания.
Методологической основой является диалектический метод как всеобщий метод научного познания.
Из общенаучных методов применялись такие, как системный, структурно-функциональный, дедукции, индукции, анализа, синтеза, моделирования, описания, наблюдения и другие.
Из специальных методов в ходе исследования использовались исторический, формально-логический, системно-структурный метод.
1. Правительство РФ в системе разделения властей
Функции исполнительной ветви власти заключаются в исполнении действующего законодательства, определении и разработке основных страте-гических и концептуальных направлений развития страны, организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по реализации указанных стратегий и концепций.
В России термин «исполнительная власть», как и теория и практика разделе¬ния властей в целом, являются феноменами новейшего времени, утвердивши¬мися с принятием в 1993 г. Конституции РФ. И хотя в профессиональной пра¬вовой среде понятие «исполнительная власть» присутствовало ранее, вместе с тем, единого понимания исполнительной власти не сложилось. В настоящее время в литературе встречаются следующие ее трактовки:
- правительственная власть, т.е. реализуемая правительством ;
- министерская власть, осуществляемая как бюрократия или как чрезмерная всепоглощающая опека ;
- право и возможность руководить кем-либо, издавать властные акты и под¬чинять своей воле других людей, т.е. власть в управленческо-правовом контек¬сте ;
- деятельность публичной администрации и компетенция ее органов и слу¬жащих, т.е. власть в политологическом контексте ;
- как государственная власть, которая посредством органов государственно¬го управления общей компетенции осуществляет реализацию норм, установ¬ленных субъектами законодательной власти ;
- в узком смысле - как право и возможность должностного лица прини¬мать решения, реализуемые нижестоящими должностными лицами; в широ¬ком смысле - как иерархия органов государственного управления, наделенная властными полномочиями в целях организации жизнедеятельности общества .
Как видно, спектр толкований понятия «исполнительная власть» достаточ¬но широк - начиная от бюрократического аспекта власти и заканчивая орга¬низационно-правовыми моментами обеспечения ее деятельности. В рамках настоящего исследования мы предлагаем придерживаться подхода, согласно которому, исполнительная власть понимается в ее правительственно-админи¬стративном и публичном аспектах, как власть, реализуемая правительством посредством иерархически выстроенной системы органов государственного управления и деятельности государственных служащих, наделенных соответ¬ствующими полномочиями.
Отметим также, что с принятием Конституции РФ 1993 г. широко приме¬нявшийся в советскую эпоху термин «государственное управление» оказался практически полностью вытеснен из лексикона понятием «исполнительная власть». Но если все-таки рассматривать взаимосвязь этих понятий, то право¬веды сходятся в том, что термин «государственное управление» шире понятия «исполнительная власть» .
В отношении определения функций или полномочий исполнительной власти в научной среде также существуют различные подходы:
- многоуровневый подход, выделяющий основные и вспомогательные функ¬ции, а именно:
а) основные функции исполнительной власти - охрана общественного по¬рядка и обеспечение нац
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации. 2020. № 45. Ст. 7061.
3. О парламентском контроле: федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 77-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации. 2013. № 19. Ст. 2304.
4. О Регламенте Государственной думы Федерального собрания Российской Фе¬дерации: постановление ГД ФС РФ от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД // Собрании законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 801.
5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
6. Указ Президента РФ от 21.01.2020 г. № 21 (в ред. от 20.11.2020 г.) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета от 22 января 2020 г. № 11.
7. Указ Президента РФ № 400 от 02.07.2021 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.
Научная литература
8. Авакьян С.А. Конституционная реформа 2020 и российский парламентаризм: реальность, решения, ожидания / С.А. Авакьян // Вестник Московского государственного об¬ластного университета. Серия: Юриспруденция. 2020. № 3. С. 7-33.
9. Авакьян С.А. О возможных конституционно легитимных путях изменения баланса властей в Российской Федерации / С.А. Авакьян // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 3. С.43.
10. Алдабергенов С.Е. Правовой статус правительства РФ / С.Е. Алдабергенов // В сборнике: Развитие современной юриспруденции: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 13-15.
11. Авдеев Д.А. Баланс полномочий высших органов государственной власти: принцип разделения или распределения? / Д.А. Авдеев // Государство и право. 2014. № 4. С.39-46.
12. Боброва Н.А. Ответственность в системе гарантий конститу-ционных норм / Н.А. Боброва, Т.Д. Зражевская. Воронеж, 1985. 238 с.
13. Выскребенцева М.Ю. Коллегиальная (коллективная) ответственность прави¬тельства / М.Ю. Выскребенцева // Исторические, философские, политические и юридические науки, куль¬турология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 11—2. С. 54.
14. Горбачева С.В. Функции и принципы самозащиты прав / С.В. Горбачева // Современные про¬блемы государства и права: сборник научных трудов / под ред. В.М. Баранова, В.А. Толстика, А.В. Никитина. Вып. 9. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2005. С. 77.
15. Занко Т.А. Конституционные поправки 2020: влияние на феде-ральную исполнительную власть / Т.А. Занко // Вопросы государственного и муници¬пального управления. 2020. № 3. С.7-22.
16. Крысанов А.В. Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации и его должностных лиц: основания и порядок реализа¬ции / А.В. Крысанов // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 45 - 48
17. Кулешова Н. В. Проблемы становления и развития института конституционно-правовой ответственности федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации / Н.В. Кулешова, А.Д. Косова // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации.2018. № 1. С. 78-83.
18. Мамитова Н.В. Совершенствование российского зако-нодательства в сфере ответственности Правительства Российской Федера¬ции / Н.В. Мамитова, А.В. Чепус // Журнал российского права. 2015. № 7 (223). С. 13-20.
19. Медяник О. В. Парламентский контроль и парламентские расследования в Российской Федерации / О.В. Медяник // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 49. С. 123-126.
20. Нечкин А.В. Ответственность правительства и его отдельных членов в государствах СНГ / А.В. Нечкин // Право и государство. 2016. № 2 (71). С. 51-54.
21. Опанасенко В.Г. Совершенствование конституционно-правовой ответственно¬сти Правительства РФ / В.Г. Опанасенко // Юридический вестник Кубанского государственного уни¬верситета. 2013. № 4. С. 22.
22. Романова В.В. Юридическая ответственность государства/ В.В. Романова // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 3. С. 25.
23. Стрельников А. О. Конституционно-правовая ответственность Правительства перед Парламентом в Российской Федерации / А.О. Стрельников // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 1. С. 35-40.
24. Суэтин А.К. Парламентский контроль в Российской Федерации / А.К. Суэтин // Право и управление. XXI век. 2009. № 4. С. 84 -89.
25. Топоркова М.К. Конституционно-правовой статус членов Прави-тельства Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / М.К. Топоркова. М., 2004. 28 с.
26. Фридинский С.А. Конституционная ответственность Правительства Россий¬ской Федерации / С.А. Фридинский // Вестник науки и образования. 2018. № 7. Том 2. С. 61—64.
27. Чепус А. В. Парламентская ответственность Правительства: Конституционно-правовое и сравнительное исследование реализации: автореф. дис...доктора юрид. наук 12.00.02. / А.В. Чепус. М., 2020. 32 с.
28. Чупилкина А.Ф. Конституционно-правовая ответственность Председателя Правительства Российской Федерации: экономический концепт действительно¬сти / А.Ф. Чупилкина // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 7. С. 10-14.
29. Шумакова О. С. Современные проблемы реализации парламентского контроля в России / О.С. Шумакова // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 3. С. 34-38.
30. Щуковский А.В. Вотум недоверия как форма парламентского кон¬троля за деятельностью Правительства Российской Федерации / А.В. Щуковский // Совре¬менные тенденции развития права в условиях глобализации: сравнительно-правовой аспект: сб. науч. ст. М., 2018. С. 216-221.