Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. На сегодняшний день система государственных закупок играет важную системную роль в российском обществе, представляя собой ключевой механизм, обеспечивающий и отражающий качество реализации отношений между государством, бизнесом и обществом.
Важность эффективной контрактной системы обусловлена нынешними экономическими потрясениями.
Россия в последнее время очень часто подвергается экономической и финансовой блокаде со стороны международного сообщества. В таких условиях государству приходится полагаться на свои силы, поднимать приходящие в упадок отрасли, создавать новое производство и т. д.
Глава 1 Теоретические аспекты исполнения контракта
1.1 Понятие государственного контракта
Договор является основным инструментом отношений между заказчиками и поставщиками в Законе № 44-ФЗ.
Не случайно он фигурирует в его названии. И объединяет этот термин в части государственных закупок, гражданско-правовых контрактов бюджетных учреждений, а также государственных и муниципальных контрактов (п. 3 ч. 1 ст. 100 НК РФ). 1 № 44-ФЗ) [3].
Для целей законодательства о контрактной системе под договором понимается гражданско-правовой договор, предметом которого является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг (в том числе приобретение недвижимости или аренда имущества), заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или
Частным случаем контракта является государственный (муниципальный) контракт-контракт, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком соответственно для обеспечения государственных нужд, муниципальные нужды (п. 8 ст. 3 Закона № 44-ФЗ) [17].
Исходя из данного определения, контракт будет считаться государственным (муниципальным) контрактом при наличии трех характеристик:
- договор заключается не от имени заказчика, а от имени публичного юридического лица (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования). Эта характеристика напрямую связана со стандартом п. 5 ст. 161 НК РФ, согласно которому заключение государственных учреждений (и иных получателей бюджетных средств с учетом пункта 11 ст.;
- заказчиком по договору выступает исключительно государственный или муниципальный заказчик, то есть лицо, уполномоченное брать на себя бюджетные обязательства - получатель бюджетных средств (п. 5 и б ст. 38 ст. 10). 6 от Британской Колумбии) [1];
- договор заключается для обеспечения государственных или муниципальных нужд. 1 и статья. 13 Закона № 44-ФЗ бюджетные учреждения также заключают контракты на государственные или муниципальные нужды (категория» потребности бюджетных учреждений " в действующем законодательстве отсутствует) [31].
1.2 Контроль за исполнением контракта в современных условиях
Одним из основополагающих аспектов контрактной системы является регулирование не только этапа закупок, когда определяется победитель и с ним заключается контракт, но и этапа исполнения контракта.
В Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнению контракта посвящены как отдельные положения статьи 34, так и отдельные положения статьи 34. статьи 94 и 95 [12].
В соответствии со ст. 101 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан контролировать исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий договора в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, большая часть полномочий по контролю за выполнением заключенных контрактов лежит непосредственно на клиентах [28].
Итак, что именно должен контролировать клиент в связи с выполнением контракта?
Важно понимать, что заказчик должен контролировать не только исполнение обязательств своим контрагентом (поставщиком, подрядчиком, исполнителем), но и выполнение обязательств по договору, заключенному им самим. Хотя последнее не вытекает из каких-либо императивных положений закона, оно должно применяться в первую очередь в интересах самого клиента.
Рассмотрим последовательно эти два направления контроля.
Контроль исполнения обязательств поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
В рамках этого контроля клиент должен «отслеживать " следующее.
1.своевременность исполнения контрагентом своих обязательств (соблюдение сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи технической документации и других обязательств, сроки выполнения которых определяются договором).
2.Соответствие поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг условиям договора [8].
В рамках контроля в этой области заказчик должен контролировать не только конечный результат, но и, если в договоре предусмотрены требования к процессу выполнения работ, оказания услуг, соответствие этого процесса условиям договора.
Например, если в договоре на ремонт было указано, что работы должны регистрироваться ежедневно и что работы должны выполняться ежедневно с 9 до 18 часов, заказчик также должен был обеспечить выполнение подрядчиком этих обязательств.
3. привлечение поставщика (исполнителя, подрядчика) к исполнению договора соисполнителей, субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, если заказчиком при объявлении о закупке были установлены льготы для субъектов малого предпринимательства.
Предприятие, социально ориентированные некоммерческие организации в соответствии с 30 Закона № 44-ФЗ (в уведомлении было установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), который не является субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, привлекать субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) [20].
Следует иметь в виду, что существует ряд разъяснений Министерства экономического развития России по вопросу закупок среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Так, согласно письму Минэкономразвития России от 23 сентября 2013 г. № Д28и-1070:
-в соответствии с ч. 1, 2 ст. 101 Закона № 44-ФЗ осуществляется контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий договора, а также предусмотренных стороной. 5 статья. 30 Закона № 44-ФЗ привлечение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению договора субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации [14];
- документами, которые могут подтвердить привлечение исполнителем договора субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, могут быть копии договоров, акты выполненных работ, платежные поручения и т. д люкс.
Глава 2 Досудебные процедуры взаимодействия сторон контакта и расторжение государственного контракта
2.1 Одностороннее расторжение государственного контракта
Самый простой способ расторгнуть государственный контракт для заказчика - это односторонний отказ от его исполнения. Для поставщика Это может привести к негативным последствиям. Однако договор может быть расторгнут в одностороннем порядке и по его инициативе.
Заказчик и поставщик имеют равные права на расторжение государственного контракта. Для этого необходимо, чтобы одновременно выполнялись два условия:
Договор содержал положения об одностороннем отказе.
Существовали предусмотренные гражданским законодательством основания для отказа в исполнении определенных видов обязательств.
Заказчик обязан расторгнуть государственный контракт, если он обнаружил, что исполнитель или его товары не соответствуют требованиям закупочной документации. Кроме того, такое обязательство перед заказчиком возникает в случае расторжения специального или государственного инвестиционного контракта по регулируемым ценам, в соответствии с которым на территории Российской Федерации создается, модернизируется или осваивается товарное производство [27].
Закон № 44-ФЗ относится к гражданскому законодательству, но не указывает, какие нормы Гражданского кодекса являются основанием для одностороннего отказа от исполнения государственного контракта. В связи с этим Минэкономразвития и антимонопольная служба рекомендуют заказчикам включать некоторые из этих оснований в государственные контракты (письмо Минэкономразвития РФ № 324-его / Д28и, ФАС РФ № АС /9777/16 от от 18.02.2016). Список в письме не закрыт — контролирующие органы привели только самые распространенные. Их наличие или отсутствие в тексте договора не повлияет на возможность его расторжения. Указанные основания рекомендуется включать в документ исключительно для удобства сторон, чтобы они имели представление о возможных причинах одностороннего расторжения государственного контракта.
Если вы изучите Гражданский кодекс, то сможете найти множество оснований для одностороннего расторжения различных видов договоров. Далее рассмотрим наиболее распространенные из них.
Для расторжения договора купли-продажи существуют следующие основания:
Продавец отказывается передать покупателю товар или его принадлежности (пункт 1 статьи 463 и пункт 2 статьи 464 Гражданского кодекса).
Изделие содержит неисправимые дефекты или дефекты, которые не могут быть устранены без больших затрат (финансовых или временных), или дефекты, выявленные повторно, в том числе после их устранения, а также другие дефекты этого типа. Наличие таких дефектов является существенным нарушением требований поставщика к качеству товара (пункт 2 статьи 475 Гражданского кодекса) [24].
Продавец отказывается в разумный срок завершить поставленный товар (пункт 1 статьи 480 Гражданского кодекса).
Договор поставки может быть расторгнут в одностороннем порядке в соответствии со статьей 523 Гражданского кодекса. Это следующие случаи:
- поставщик поставил товар с дефектами, которые не могут быть устранены в приемлемые сроки;
- поставщик неоднократно нарушал сроки поставки;
- клиент неоднократно нарушал сроки оплаты;
- клиент неоднократно признавал не выбор товара [5].
Что касается договора на оказание компенсационных услуг, то в соответствии со статьей 782 Гражданского кодекса одна из сторон имеет право отказаться от исполнения своих обязательств. Но есть одно условие — расходы на вторую часть должны быть возмещены. Клиент может расторгнуть договор по собственной инициативе, если он оплатит расходы, фактически понесенные исполнителем, и исполнитель, если он возместит убытки клиента.
Рекордсменом по количеству оснований для одностороннего расторжения является трудовой договор. У клиента они следующие:
-если подрядчик своевременно не приступил к выполнению своих обязательств по договору или если скорость его работы свидетельствует о том, что он явно не успеет завершить ее в установленный срок (статья 5 709 Гражданского кодекса);
-если подрядчик в установленный срок не устранит недостатки, указывающие на то, что работы будут выполнены ненадлежащим образом (пункт 2 статьи 715 Гражданского кодекса);
-если подрядчик нарушил условия договора или допустил недостатки в выполнении работ и не устранил их в разумные сроки или если эти недостатки являются существенными и не подлежат устранению (пункт 3 статьи 723 Гражданского кодекса);
-если клиент просто решил расторгнуть договор до тех пор, пока ему не будут переданы результаты работы (статья 717 Гражданского кодекса). В то же время он должен выплатить подрядчику стоимость выполненной работы и возместить убытки, которые повлекут за собой расторжение контракта, в пределах разницы между ценой контракта и суммой, уплаченной за выполненную работу [16].
2.2 Типовые нарушения законодательства о контрактной системе
На основе анализа документов контрольной деятельности контрольных органов в сфере закупок мы дадим обзор наиболее распространенных нарушений Закона «О контрактной системе».
1.недостатки в организации закупок.
При рассмотрении этого вопроса органы по надзору за закупками часто выявляют:
- несоблюдение принципа профессионализма в контрактной системе и неприменение профессиональных стандартов. Напомним, что до 01.01.2017 сотрудником контрактной службы или менеджером по контракту может быть лицо, имеющее профессиональное или дополнительное профессиональное образование в области размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (часть 23 статьи 112 Закона «О контрактной системе»). С этой даты сотрудники службы контрактов, менеджер по контрактам должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в области закупок (часть 6 статьи 38 Закона «О контрактной системе»). Отметим, что с 01.07.2016 действуют обязательные профессиональные стандарты в части требований к квалификации работников, которые предусмотрены федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- достаточно распространенными ошибками являются решение о создании комиссии по реализации закупки после размещения уведомления о реализации назначенной закупки, несоответствие количества членов комиссии по реализации закупки требованиям части 3 настоящего Закона. Статья 39 вышеупомянутого закона, а также злоупотребление комиссией своими функциями в случае присутствия на заседании менее 50% от общего числа ее членов;
- нарушения в организации централизованных закупок (статья 26 Закона «О контрактной системе»);
- несоблюдение требований по закупке товаров, работ и услуг у малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций (часть 1 статьи 30);
- отсутствие утвержденных требований к определенным видам товаров, работ, услуг, в том числе предельных цен на них, и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков (статья 19) [13].
2.несоблюдение требований к планированию закупок.
В соответствии со ст.16 Закона «О контрактной системе» бюджетные учреждения должны планировать закупки на основе определенных с учетом положений ст. 13 названного закона цели закупок путем обучения, утверждения и проведения: планы закупок планы-графики закупок.
Нарушения в планировании закупок включают:
- нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок, порядка размещения его в открытом доступе;
- нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе;
- несоблюдение требований к форме и содержанию планов-графиков (планов закупок), в том числе отсутствие необходимых реквизитов [29].
Следует отметить, что на практике организации часто не выполняют свои обязательства по представлению информации о закупках. Таким образом, довольно часто документы, относящиеся к закупке, протоколы, составленные в ходе закупки, отчеты об исполнении контракта и другие документы, относящиеся к закупке, в том числе; публикация обязательна, не публикуются и не публикуются на официальном сайте.
Заключение
Государственные или муниципальные нужды - это потребности в имуществе, необходимом для осуществления функций Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, выполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации государственных программ государственного уровня. соответствующей (федеральной, региональной) и разрешающей
Государственный заказ - это совокупность государственных контрактов, заключенных на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств государственного бюджета. Муниципальный заказ - это заказ органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 21.11.2022)
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ
3.Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция)
4. Алтынцев, А.В. Государственные и муниципальные закупки работ и услуг с интеллектуальной составляющей: современное правовое регулирование и практика. - М.: ЭкООнис, 2019.-186 с.
5. Андреева, Л.В. Понятие контрактной системы и основные правила ее функционирования. – М.: Буквовед, 2019. – 316 с.
6.Белов, В.Е. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок: содержание и реализация. – М.: Юстицинформ, – 2020. – 176 с.
7. Борисов, А.Н., Комментарий к Федеральному закону от 05.04.2019 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». – М.: Деловой двор, 2021.-412 с.
8. Васильев, М. О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения госнужд // Налоговый вестник.-2021.-№6.- С.19.
9.Гапанович, А.В. Профессионализм заказчика как принцип контрактной системы в сфере закупок // Юрист. – 2021. – № 12. – С. 16 - 20.
10. Горбунцов, М.А. Современная система государственных закупок. Размещение заказов и санкционирование расходов // Бюджетный учет. -2019. - №11.- С.12.
11.Дмитриева, И.К. Государственная контрактная система в смешанной экономике: дис. – М., 2020. – 172 с.
12. Кичик, К.В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения – СПб.: Питер, 2019 -106 с.
13. Ловидова, А.Г. Повышение эффективности осуществления госзакупок: проблемы и перспективы // Госзакупки.ру. - 2021.- №4.- С.16-18.
14. Малыхина, Е.А. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: особенности финансово-правового регулирования: дис. – Саратов, 2021. –205 с.
15. Манохова, С.В. Поставка товаров по государственному контракту: ответственность поставщика //Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2021.- №5.- С.17.
16.Матевосян С.С. Принцип эффективности при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Финансовое право. – 2019. – № 8. – С. 8 – 11.
17. Некрасов А. Сложности обеспечения госконтракта третьим лицом // ЭЖ-Юрист. - 2022. - N 1. - С. 12.
18. Павлов И.И. Система контроля государственных и муниципальных закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2019 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Налоги. - 2021. - N 1. - С. 27 - 30
19. Перцев, Л.В. Контрактной системе быть // Бюджет. - 2021.- №5. - С.14.
20. Потрашков С. Особенности государственных и муниципальных контрактов: споры // Административное право. - 2021.- N 4. - С. 21 - 25.
21. Потрашков С. Процесс согласования контракта с единственным поставщиком по Закону о контрактной системе // Административное право. - 2021. - N 1. - С. 35 - 39.
22.Семенов, Р.В. Трехсторонний государственный или муниципальный контракт // Законодательство.- 2020.- №7.- С.34.
23.Свининых, Е.А. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как юридическая категория // Современное право. – 2022. – № 7. – С. 85 - 89.
24. Смоленский, И.Н. Споры по контракту // Конкурентное право.- 2020.- №11.- С.31.
25. Федоров, А.А. Государственный (муниципальный) контракт и гражданско-правовой договор в контексте законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд // Законодательство.-2019.- №12.- С.17.
26. Халяпин А.А. Теоретические основы госзакупок // Символ науки. - 2022. - № 9-1. - С. 167-169.
27. Храмкин, А.А. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Федеральный закон от 05.04.2019 № 44-ФЗ. – М.: Наука, 2019. – 260 с.
28. Храмцова, Р.В. Проблемы Закона о КС и пути их решения в интересах добросовестного поставщика // Госзаказ в образовании.- 2021. - №9. - С.13.
29. Чорновол, Е.П. Понятие контрактной системы России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Право и экономика. – 2020. – № 4. – С. 42 - 46.
30. Чуряев, А.В. Сложные вопросы применения законодательства о КС // Госзаказ в вопросах и ответах - 2021.-11.- С.33-35.
31.Яргунова, А.И. Сравнительная характеристика процедур связанных с контрактом по Закону о КС и Закону №94-ФЗ // Госзакупки.ру.- 2020.-№12.- С.13-15.
32. Обзор судебной практики - https://sudact.ru/law/obzor-sudebnoi-praktiki-primeneniia-zakonodatelstva-rossiiskoi-federatsii/