Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что каждое государство является регулятором всех общественных отношений, которые существуют на его территории. Для этого ему нужны эффективные инструменты, которые связаны с возможностью оказания воздействия на различные общественные институты
Одним из таких инструментов является информационная политика, которая позволяет управлять общественным настроением, регулировать основные социальные процессы и приводить обществу к тому состоянию и мировоззрению, которое на данный момент необходимо государству.
Цель исследования – провести анализ формирования и развития информационной политики Псковской области.
Объект исследования – информационная политика Псковской области.
Предмет исследования – формирование и развитие информационной политики Псковской области.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Раскрыть содержание понятия информационной политики.
2. Рассмотреть инструменты государственного регулирования информационной политики.
3. Проанализировать нормативно-правовое регулирование информационной политики.
4. Определить уровень инвестиционной привлекательности Псковской области.
5. Выявить основные показатели информационной политики Псковской области.
6. Провести SWOT-анализ информационной политики Псковской области.
7. Осуществить анализ инструментов государственного регулирования информационной политики Псковской области.
8. Разработать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования информационной политики Псковской области.
Гипотеза исследования: информационная политика Псковской области развита на среднем уровне и нуждается в совершенствовании со стороны органов региональной власти.
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативных актов, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, хронологический, моделирование, SWOT-анализ, проектирование.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме информационной политики государства. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена изучением различных показателей информационной политик Псковской области. Полученные данные важны для разработки стратегии совершенствования информационной политики данного региона на долгосрочную перспективу.
Научная новизна исследования основана на разработке рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования информационной политики Псковской области.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе курсовой работы, «Теоретические аспекты и нормативно-правовое регулирование информационной политики» характеризуется само понятие информационной политики государства, определяются основные инструменты государственного регулирования информационной политики, характеризуются основные нормативно-правовые акты в данной сфере.
Вторая глава курсовой работы, «Анализ состояния информационной политики псковской области», включает в себя анализ инвестиционной привлекательности Псковской области, изучение основных показателей информационной политики в данном регионе, а также SWOT-анализа информационной политики Псковской области.
В третьей главе курсовой работы, «Совершенствование государственного регулирования информационной политики Псковской области», проводится анализ государственного регулирования информационной политики Псковской области, а также предлагаются рекомендации по совершенствованию ее инструментов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Содержание понятия информационной политики
На сегодняшний день в научной литературе существует большое количество подходов к определению и изучению информационной политики как важнейшего направления деятельности государства.
Под информационной политикой В.Д. Попов понимает специфическую социальную сферу, которая выполняет функцию создания и распространения информации, важной для государства и общества которая нужна для позитивного взаимодействия членов общества между собой .
По мнению К.В. Маркелова, под государственной информационной политикой следует понимать набор возможностей и способностей каждого государства оказывать серьезное воздействие на сферу информации и коммуникации в обществе .
А.А. Лихтин и А.А. Ковалев считают, что информационная политика напрямую зависит от ряда факторов, к которым относятся политическая культура общества и состояние гражданского общества государства. При этом исследователи отмечают, что именно информационная политика оказывает максимальное влияние на все существующие политические технологии .
По мнению И.В. Радикова, современная информационная политика в большей степени направлена на формирование деструктивных политических и общественных стереотипов, пропаганду насилия и формирования коммуникативных барьеров между представителями различных социальных и этнических групп .
При этом, как считает В.В. Мистюков, в Российской Федерации на сегодняшний момент наблюдается активный процесс развития информационной политики, однако говорить об ее окончательном становлении пока рано .
Ю.А. Куварзина, М.И. Белякова и С.М. Торбенко в своем исследовании отмечают, что реализация информационном политики осуществляется в специфическом пространстве, которое характеризуется как «медиа» или «информационное» .
На сегодняшний день, как указывают И.М. Четвертакова, А.А. Сулейманова и П.И. Иванов, именно на информационной политике государства выстраиваются самые важные социальные и политические процессы, т.к. она характеризуется как стержневая в российском обществе и представляет собой базовую основу для развития государства и общества .
Информационная политика государства, как считают П.И. Велигодская и И.М. Суворова, строится на базовых концепциях массовой коммуникации, которая имеет выраженно социальный характер. Учитывая, что все действия государственной власти в идеале должны быть направлены на удовлетворение потребностей граждан страны, информационная политика должна обеспечить такие социальные коммуникации, которые упростят данный процесс и улучшат возможности государства в данном направлении .
Как уже было сказано ранее, местом для реализации информационной политики государства является информационное пространство, которое выступает как комплексное явление и представляет собой, по данным М.А. Аристарховой, В.В. Медведева и Т.А. Басовой, социально-политическая ситуация реализации массовых коммуникаций, основные источники информации, которые являются средством для взаимодействия государства и общества и обладают масштабным набором инструментов для социально-политического воздействия .
Для современных демократических государств характерно такое явление как прозрачная информационная политика. Однако такое утверждение, по мнению М.А. Шереметьевой, реально только в теоретическом аспекте, т.к. наличие прозрачности в данной сфере обесценивает сущность информационной политики и лишает ее практических воздействующих на общество функций .
В.А. Артемьева, М.И. Соколова и Р.А. Прянишный отмечают, что кроме этого, информационная политика государства должна обеспечивать общество социально значимой информацией, поскольку именно в ней заключается основной источников формирования политического и идеологического мировоззрения населения, которое важно для государственной власти и общества в целом .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационная политика государства является важным инструментом не только для конструктивного взаимодействия государства и общества, но и доминирующего влияния политической власти на все общественные институты. Именно поэтому эффективность информационной политики государства определяет развитие всех ветвей власти и уровень политической координации общественного сознания.
1.2. Инструменты государственного регулирования информационной политики
Государственное регулирование информационной политики является одной из главных задач современного государства, что связано с важностью налаживания эффективного взаимодействия государства и общества, а также обеспечения эффективного воздействия государственной власти на население и общественные институты.
Существующие инструменты государственного регулирования информационной политики Российской Федерации применяются повсеместно, их действие распространяется на все регионы страны, вне зависимости от уровня их социально-экономического развития и географического положения.
В качестве инструментов государственного регулирования информационной политики в Российской Федерации выступают различные стратегии, программы и подпрограммы, которые разрабатываются и утверждаются на государственном уровне и применяются для регулирования информационных процессов в российском обществе.
В частности, в первую очередь, важным инструментом государственного регулирования информационной политики в Российской Федерации выступает «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» .
Данная Стратегия необходима для государственного регулирования информационного общества, определения наиболее эффективных методов управления информацией на территории Российской Федерации, обеспечении информационной безопасности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конвенция Организации объединенных наций № 60/21 «Об использовании электронных сообщений в международных договорах» от 23 ноября 2005 года (в действ. ред.) // Конвенции и соглашения. – 2022. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/elect_com.shtml (дата обращения: 12.12.2022).
2. Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации ETS № 185 от 23 ноября 2001 года (в действ. ред. от 01 июля 2004 года) // Гарант. Информационно-правовой портал. – 2022. – URL: https://base.garant.ru/4089723/ (дата обращения: 13.12.2022).
3. Окинавская хартия глобального информационного общества от 22 июля 2020 года (в действ. ред). // Кодекс. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – 2022. – URL: https://docs.cntd.ru/document/901770887 (дата обращения: 12.12.2022).
4. Федеральный закон Российской Федерации № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 года (в действ. ред. от 05 декабря 2022 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 12.12.2022).
5. Закон Российской Федерации № 2124-1 «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года (в действ. ред. от 05 декабря 2022 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 10.12.2022).
6. Закон Российской Федерации № 5485-1 «О государственной тайне» от 21 июля 1993 года (в действ. ред. от 05 декабря 2022 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481/ (дата обращения: 12.12.2022).
7. Указ Президента Российской Федерации № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» от 09 мая 2017 года (в действ. ред. от ) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 12.12.2022).
8. Указ Президента Российской Федерации № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 02 июля 2021 года (в действ. ред.) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/1ee5bf046ecce1cfb3a4924023dd0ed2c7d89da5/ (дата обращения: 13.12.2022).
9. Указ Президента Российской Федерации № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности» от 05 декабря 2016 года (в действ. ред.) // Совет безопасности Российской Федерации. Официальный сайт. – 2021. – URL: http://www.scrf.gov.ru/security/information/document5/ (дата обращения: 12.12.2022).
10. Постановление Правительства Российской Федерации № 313 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»» от 15 апреля 2014 года (в действ. ред. от 25 ноября 2022 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/8291a6f22ea6d427122e37c49b5d74c4fd54f034/ (дата обращения: 12.12.2022).
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2769-р «Об утверждении Концепции региональной информатизации» от 29 декабря 2014 года (в действ. ред. от 18 октября 2018 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173678/ (дата обращения: 12.12.2022).
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2816-р «Об утверждении Перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года» от 06 октября 2021 года (в действ. ред.) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/53aa7b1bc3bf7796d446b4fef170e4eddce2a847/ (дата обращения: 12.12.2022).
13. Послание Президента Российской Федерации к Федерального Собранию от 15 января 2020 года // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2022. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/ (дата обращения: 12.12.2022).
14. Закон Псковской области № 2289-ОЗ «О порядке утверждения перечней информации о деятельности государственных органов Псковской области, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» от 24 декабря 2009 года (в действ. ред. от 06 октября 2022 года) // Кодекс. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – 2022. – URL: https://docs.cntd.ru/document/924020489 (дата обращения: 12.12.2022).
15. Распоряжение Администрации Псковской области № 153-р «О разработке Стратегии социально-экономического развития Псковской области на период до 2035 года» от 03 апреля 2018 года (в действ. ред. от 29 мая 2020 года) // Кодекс. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – 2022. – URL: https://docs.cntd.ru/document/462718984 (дата обращения: 13.12.2022).
16. Распоряжение Администрации Псковской области № 220-р «Об утверждении Плана реализации Государственной программы Псковской области «Развитие информационного общества на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»» от 11 февраля 2021 года (в действ. ред. от 24 декабря 2021 года) // Кодекс. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – 2022. – URL: https://docs.cntd.ru/document/462725764 (дата обращения: 12.12.2022).
17. Аристархова, М.А., Медведев, В.В., Басова, Т.А. Теоретико-методологические проблемы изучения массовой коммуникации и информационного пространства: современные аспекты / М.А. Аристархова, В.В. Медведев, Т.А. Басова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы массовой коммуникации в современном мире». – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2022. – С. 100–109.
18. Артемьева, В.А., Соколова, М.И., Прянишный, Р.А. Значение информационной политики в управлении современным государством: теория и методика исследования / В.А. Артемьева, М.И. Соколова, Р.А. Прянишный // Сборник статей Тамбовского государственного университета. Вып. 1. Государственное управление. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2022. – С. 28–37.
19. Велигодская, П.И., Суворова, И.М. Массовая коммуникация как основа информационной политики государства // П.И. Велигодская, И.М. Суворова // Теория и методика социологии массовой коммуникации. – 2022. – № 7. – С. 33–40.
20. Вячеслав Федюнин о привлекательности для инвесторов и экономическом иммунитете Псковской области // Псковская лента новостей. – 2021. – URL: https://pln-pskov.ru/business/420996.html (дата обращения: 13.12.2022).
21. Информационная политика. Учебник / Под общ. ред. В.Д. Попова. – М.: Издательство Российской академии государственной службы, 2003. – 430 с.
22. Куварзина, Ю.А., Белякова, М.И., Торбенко, С.М. Принципы исследования информационной политики государства в современных социально-экономических условиях: проблемы и перспективы / Ю.А. Куварзина, М.И. Белякова, С.М. Торбенко // Сборник статей Кемеровского государственного университета. Вып. 4. Социология и политология. – Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 2022. – С. 85–97.
23. Лихтин, А.А., Ковалев, А.А. Теоретические аспекты понятия «информационная политика» и особенности ее реализации в современной общественно-политической реальности / А.А. Лихтин, А.А. Ковалев // Управленческое консультирование. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-ponyatiya-informatsionnaya-politika-i-osobennosti-ee-realizatsii-v-sovremennoy-rossiyskoy (дата обращения: 13.12.2022).
24. Маркелов, К.В. Общественный идеал как объект информационной политики. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. полит. н. / К.В. Маркелов. – М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2006. – 180 с.
25. Мистюков, В.В. Информационная политика современной России в контексте формирующегося гражданского общества. Дисс. на соиск. учен. степ. к. полит. н. / В.В. Мистюков. – М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2012. – 182 с.
26. Михеев, А. О развитии экономики и инвестициях в Псковской области / А. Михеев // Псковское агентство информации. – 2022. – URL: https://informpskov.ru/news/364447.html (дата обращения: 13.12.2022).
27. Псковская область // Инвестиционный потенциал регионов России. – 2021. – URL: https://www.investinregions.ru/regions/60/ (дата обращения: 13.12.2022).
28. Пузыня, Т.А. Оценка инвестиционной привлекательности Псковской области / Т.А. Пузыня // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-investitsionnoy-privlekatelnosti-pskovskoy-oblasti (дата обращения: 13.12.2022).
29. Радиков, И.В. Война в XXI веке и новая семантика военной доктрины России / И.В. Радиков // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2015. № 5. Ч. 1. – С. 150–153.
30. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Псковской области. Официальный сайт. – 2022. – URL: https://pskovstat.gks.ru/folder/58637 (дата обращения: 12.12.2022).
31. Четвертакова, И.М., Сулейманова, А.А., Иванов, П.П. Роль информационной политики в развитии современного государства / И.М. Четвертакова, А.А. Сулейманова, П.П. Иванов // Вестник Волжского государственного университета. – 2021. – № 12. – С. 70–80.
32. Шереметьева, М.А. Информационная политика России: проблемы и перспективы развития / М.А. Шереметьева // Современные политические процессы. – 2022. – № 3. – С. 40–49.