Фрагмент для ознакомления
2
Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных учреждениях любого уровня, в том числе и дошкольных (ДОУ), должна осуществляться охрана здоровья детей. Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста — одно из главных условий гармоничного развития, высокого уровня познавательной и физической активности [4].
Система ценностных ориентаций является одной из важнейших характеристик личности, определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее мировоззрения и жизненной позиции. Различные аспекты ценностных ориентаций рассматриваются философами (JI.M. Архангельский, О.Г. Дробницкий, С.М. Мукасова, В.П. Тугаринов и др.), социологами (А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, Т.Т. Шаршембиева и др.), психологами (Б.Г. Ананьев, Конурбаев, Д.А. Леонтьев, Ч.А. Шакеева, BA. Ядов и др.), педагогами (Н.А. Асипова, С.Г. Гладнева, М.И. Мамырова, Е.В. Поленякина и др.).
В педагогической науке исследованы и определены условия формирования следующих видов ценностных ориентаций: эстетических ценностных ориентаций (А.Г. Бабаян), экологических ценностных ориентаций (Л.И. Евдокимова, М.Ж. Джумагулов), профессионально-ценностных ориентаций (Н.А. Асипова, Е.Л. Руднева, Е.Г. Слободнюк), гражданских ценностных ориентаций (И.В. Вахрушева), социокультурных ценностных ориентаций (Д.П. Даянова), национально-культурных ценностных ориентаций (О.Е. Зубов, М.И. Мамырова), ценностных ориентаций личной жизни (З.А. Болатова), духовно-нравственных ценностных ориентаций (Г.А. Аргунова, Н.Г. Набиулина), социально-нравственных ценностных ориентаций (Т.В. Ромашкина), нравственных ценностных ориентаций (Э.В. Зауторова, В.В. Копусова) и других.
Дошкольный возраст – это решающий возраст в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет интенсивно развиваются органы, и происходит становление функциональных систем организма ребенка, происходит закладывание основных черт личности, формирование характера. Важно на этом этапе сформировать у детей основу знаний и практических навыков и ценности здорового образа жизни. В ДОУ сохранение и укрепление детского здоровья имеет особый смысл, и может быть целенаправленно воплощено посредством ряда мероприятий, в том числе и закаливания.
В качестве объекта исследования выбираем процесс закаливания детей дошкольного возраста.
Предметом исследования ставим закаливание – как средство формирования ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования выступает мнение о том, что, методически правильное проведение закаливающих процедур способствует формированию ценностных ориентаций у детей старшего дошкольного возраста.
Согласно цели, объекту и предмету исследования, ставим перед собой ряд задач:
1) выяснить значение ценностных ориентаций для развития детей дошкольного возраста;
2) описать закаливающие процедуры как средство формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста;
3) организовать и провести констатирующий эксперимент по выявлению начального уровня сформированности ценностей у детей дошкольного возраста;
4) повысить уровень сформированности ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством закаливания.
Методологическую базу исследования составляют разработка вопроса формирования здорового образа жизни А.И. Антонова [4], И.И. Брехман [7], О.С. Васильевой [9], И.М. Новиковой [7], Т.Д. Колесниковой [3], В.П. Петленко [28]; теоретические положения об особенностях психологического развития детей дошкольного возраста Л.С. Выготского [11], теоретические положения об особенностях образования детей дошкольного возраста В.А. Сластенина [3].
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической литературы, законодательной базы в области дошкольного образования; эмпирического характера – констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.
Глава 1. Теоретические основы формирования ценностных ориентаций у дошкольников
1.1. Сущностная характеристика понятия «ценностные ориентации»
Проявление интереса к проблеме формирования ценностей личности и общества всегда возрастало на рубеже эпох, в переломных и кризисных моментах истории человечества. Развитие общества в XX -XXI вв. привело к рассмотрению проблем осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания. Ценности выступают как важнейшие компоненты культур народов, этносов и государств, определяющие собой основные параметры жизни людей во все времена каждой исторические эпохи.
Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» включают в себя аспекты философских, социологических, культурологических, психологических, педагогических и этнопедагогических исследований [16].
В психолого-педагогической литературе встречается использование понятий, сходные по содержанию к «ценностным ориентациям». Рассмотрим некоторые из них: А.Н. Леонтьев («личностный смысл»), Д.Н. Узнадзе («установка»), В. Н. Мясищев («отношение»), В.А. Ядов («диспозиция»), Л.И. Божович («внутренняя позиция личности», или направленность), Б.Д. Парыгин («умонастроение»), Б. С. Братусь («смысловые ценности»), Д. А. Леонтьев («смысл»), А. Маслоу («метамотивы»), М. Рокич (ценностные ориентации, «руководящие принципы жизни»), их развитие на основе формирования системы доминирующих мотивов (В. С. Мухина; С.В. Гани и др.). Ценностные ориентации, относящиеся к одной из базовых личностных основ, представлены в более широком понятии «направленности» личности, содержащая доминирующие ценностные ориентации и установки, показывающие себя в любой ситуации (С. Г. Якобсон, В. Г. Шчур; Э. В. Субботский и др.).
Наряду с терминами «ценностные ориентации» и «ценность» в научной литературе часто встречается применение понятия «ценностность». По мнению Н.И. Непомнящей, «ценностность характеризуется единством определенной внешней ориентации личности и ее представления о себе (представления о собственном Я). Когда оба эти содержания связаны друг с другом таким образом, что каждое из них реализуется через другое, то есть когда они оказываются двумя сторонами одного и того же, мы говорим о личной ценностности» [2]. Ценностность - это те области существования, отраженные субъектом, где осуществляется его самоопределение, становление собственного «Я»
Опираясь на исследования Н.Ф. Добрынина, Н.И. Непомнящая доказывает, что ценностность представляет собой некоторое единое интегративное образование, где объединено собственно-личное и внешнее, объективное. Личность позиционирует и осознает себя через свое отношение к той определенной стороне действительности, которые становятся личностно-значимыми и принимают для субъекта личностный смысл. «Ценностность - это единство личностной валетности действительности и объективной валетности личности» [5].
Ценность является интегративной категорией и тесно связаны с нравственными ценностями личности, которые из совокупности человеческих ценностей занимают особо важное место. Проблема формирования нравственной культуры молодежи изучается в работе Н.А. Асиповой, где раскрывается роль нравственного аспекта в межнациональных отношениях и коммуникациях и отмечает, что содержание, характер межкультурных коммуникаций, как разновидность социального общения, обусловлены этическими установками и нравственной культурой личности [16].
Таким образом, в научной литературе можно найти десятки научных определений понятий «ценности» и «ценностные ориентации», содержание которых варьирует в зависимости от выбора авторами конкретного теоретического концепта и имеют ярко выраженную связь друг с другом.
При объяснении сущности феномена «ценностные ориентации» в работах различных исследователей можно определить следующие общие
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белая, К.Ю. Педагогический совет и деловые игры в ДОО [Текст] / К.Ю. Белая - М.: Изд-во «ТЦ Сфера». - 2017.
2. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста: учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] /В.Н. Белкина. - 2-е изд. - М.: Изд-во Юрайт, 2019. - 170с.
3. Бурлакова, И.А. Теория и практика современного отечественного дошкольного образования // Психологическая наука и образование [Текст] / И.А.Бурлакова - 2015. - Т. 20. № 3. - C.35-43.
4. Валявко, С.М., Аверьянова Е.В. Методика исследования ценностных ориентаций дошкольников: опыт конструирования [Текст] / С.М. Валявко, Е.В. Аверьянова // Экспериментальная психология. - 2012. - Т.5, № 2. - С. 83 - 95.
5. Валявко, С.М., Аверьянова Е.В. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушенным и нормативным речевым развитием [Текст] / С.М. Валявко, Е.В. Аверьянова // Монография - М.: 2013. - 142 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2017.
7. Гогоберидзе, А.Г. Ценностные ориентации дошкольников в условиях современной социокультурной среды [Текст] /А.Г. Гогоберидзе //Матер. II Междунар. Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» /под редакцией А.А. Северного, Ю.С. Шевченко. - Минск, 2013. - С. 100-101.
8. Горькая, Ж. В. Психология ценностей [Текст]: учебное пособие / Ж. В. Горькая. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2014. - 92 с.
9. Гузева, М.В. Ценности и ценностные ориентации личности в структуре духовно-нравственного воспитания [Текст] / М.В.Гузева //АНИ: педагогика и психология. - 2016.- Т. 5. -№ 2(15).- С.40-43.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: [Текст] / Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с
11. Дерябина, А. В. Диагностика ценностей, методы и средства их формиро¬вания [Текст] / А.В. Дерябина // Молодой ученый. - 2017. - № 41 (175). - С. 157-159.
12. Дошкольная педагогика: учеб. пособие [Текст] / сост. Н.А.Курочкина; под ред. В.И.Логиновой. - М.: Просвещение, 1988. - 136 с.
13. Дюркгейм, Э. Ценностные и «реальные» суждения [Текст] / Э. Дюркгейм // Соц. исследования. - 1991. - № 2. - С. 106-114.
14. Евсикова, Н. Г. Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников [Текст] / Н. Г. Евсикова, Л. Н. Муссугалиева // Молодой ученый. - 2019. - № 9.1 (247.1). - С. 78-85.
15. Ежкова Н.С. Приобщение дошкольников к ценностям: теория и методика. [Текст] / Н.С. Ежкова. -Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2016. - 119 с.
16. Клопотова, Е.Е. Особенности ценностных ориентаций современных дошкольников [Текст] / Е.Е. Клопотова // Психологическая наука и образование. - 2017. - Том 9, № 1. - С. 96-105.
17. Корж, Н.В. Проблема ценностей и установок в социологии [Текст] / Вопросы современной науки и практики. - 2011. - №3(34). - С. 327-332.
18. Мощанская, О.В., Хайбуллаева, Ф.Р. Народная игра как средство формирования личности младшего школьника / О.В. Мощанская, Ф.Р. Хайбуллаева : сборник статей II международной научно-практической конференции: в 2 частях. пенза издательство: Наука и просвещение, 2017. - С.31- 33.
19. Полковникова, Н. Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент социализации [Текст] / Н. Полковникова // Дошкольное воспитание. - 2020. - № 10. - С. 96-105.
20. Степаненкова Э.Я. «Методика проведения подвижных игр», изд. «Мозаика-синтез», Москва, 2019 г.
21. Уметов, Т.Э. Народные игры как средство формирования навыков, необходимых для работы с информационными технологиями [Текст] / Т.Э. Уметов // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании / Матер. IV- Междунар. науч. конф. - Красноярск, 2020. - С. 543-547.
22. Уранцэцэг, Л. Особенности ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста внутри традиций разных культур [Текст] : автореф. дис. ... канд. псих. наук: 13.00.01 / Л. УРАНЦЭЦЭГ. - Москва, 1978 - 24с.
23. Голубков, В. О. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания / В. О. Голубков, А. В. Кузнецова, М. Ю. Ушков // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - № 3 (6). - С. 14-17. - Режим доступа: https://moluch.ru/th71/archive/41/1329/