Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Русская радикальная интеллигенция XIX века способствовала развитию нового течения «нигилизма», главной особенностью которого стало отрицание устоявшихся традиционных ценностей и общепринятых норм. Молодые люди той эпохи создавали революционные кружки, где пропагандировали новые веяния и подрывали духовные и моральные основы современного общества.
Главной чертой нигилистов становится возведение культа денег, поклонение потребительству и меркантилизму. Становится так, что культурное наследие превращается в наживное, традиционные ценности выдаются за устаревшие нормы, которые не могут иметь место быть в современном обществе.[8]
Поэтому Иван Тургенев, осознавая происходящее в России, стремиться показать явление «нигилизма» и его ярких представителей в своем творчестве, создавая роман за романом.
Например, создавая «нигилиста» Евгения Базарова из романа «Отцы и дети», Иван Тургенев взял образ реального человека, с которым ему удалось повстречаться и который вызвал в нем противоречивые чувства.
Однажды Иван Тургенев, путешествуя на поезде, встретил молодого человека, врача, разговор с которым поразил Ивана Тургенева до глубины души. Казалось, что вполне обычный разговор не мог натолкнуть Тургенева на создание противоречивого персонажа, но тем не менее, факт остается фактом.[3]
Врач сказал о том, что поездка его совершается с целью узнать о новом лекарстве, которое помогает от сибирской язвы, и заодно задал Тургеневу вопрос «а вы кто?». Иван Тургенев с гордостью начал представлять себя, имея в запасе уже несколько написанных и опубликованных романов, но на молодого врача это не произвело никакого впечатление, кроме того он спокойно ответил Ивану «Это меня не интересует!».
Такой странный жест вызвал в душе Тургенева массу эмоций, что и сподвигло создать образ того самого знаменитого «нигилиста» Евгения Базарова. А затем повторить образы «нигилистов» и само явление в других его романах, таких как «Дым» и «Новь».
Герои романов, которые будут рассмотрены в настоящей курсовой, как раз являются представителями современной революционной молодежи, которая презирает социальные условности, культуру, общепринятые нормы поведения, романтизм, религию, общественный строй.[4] Стоит отметить, что «нигилисты» представлены как лохматые, нечёсаные, грязные мужчины и утратившие всякую женственность и скромность женщины.
Актуальность темы исследования обусловлена обесцениванием социальных и нравственных норм, а также необходимостью противодействия экстремизму, одним из источников которого является моральный и правовой нигилизм.
Цель работы - рассмотреть содержание романов «Отцы и дети», «Дым», «Новь» в многогранном историко-культурном контексте: идеологическом, литературно-художественном, общекультурном, главной целью которого станет создание типологии нигилистов на материале указанных романов И.С. Тургенева.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть романы «Отцы и дети», «Дым», «Новь» в идеологическом контексте своего времени;
- раскрыть личности и образы главных героев;
- рассмотреть противоречивость личностей главных героев;
- раскрыть черты «нигилизма», присущие главным героям романов.
Предмет исследования - нигилистические идеи героя романов И.С. Тургенева «Отцы и дети» Базарова, «Дым» Литвинова и «Новь» Нежданова» и представителей современных молодежных субкультур.
Глава 1. Евгений Базаров и его «ученики»
1.1 Первый нигилист в русской литературе. Личность Евгения Базарова
При упоминании романа Ивана Тургенева «Отцы и дети», на ум сразу приходит термин «нигилизм», который неразрывно связан с этим произведением. Именно главный герой романа – Евгений Базаров, стал явным и четким прообразом нигилиста в русской литературе XIX века.
Персонаж довольно нетипичный для русской классики того времени и в тоже время он сочетает в себе современные, молодежные взгляды на жизнь человека, который отказывается признавать авторитет старшего поколения и не приемлет традиционные человеческие ценности и традиции.
Личность Евгения Базарова формировалась в полноценной семье, где он был единственным сыном. Его детство прошло в небольшом имении, которое мать Евгения получила в наследство. Иван Тургенев делает в романе акцент на то, что дом, где живет главный герой, небольшой «весь его домик состоял из шести крошечных комнат».
Евгений не имел никаких титулов, его отец был простым полковым лекарем, а мать мелкопоместной дворянкой. Тем не менее, молодому человеку были присущи такие качества как высокомерие, циничность и честолюбие.[10]
Базаров был ярым противником всего старого, он отрицал искусство и романтизм во всех их проявлениях.
Явление «нигилизма» так широко не обсуждалось в обществе того времени, но уже начали появляться группы, осуждающие традиционные ценности и общепринятые нормы поведения. Базаров был именно таким человеком.
В романе очень четко и ярко описана внешность Базарова, поэтому при прочтении романа складывается определенный образ, который гармонирует с внутренним миром главного героя.
Раскрытие личности Базарова, прежде всего, идет путем понимания, как выглядит главный герой и какие ему присущи индивидуальные черты. Так, Евгений предстает перед нами человеком с развитым интеллектом, о чем могут говорит строки из романа: «…показал Николаю Петровичу все свое лицо. Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум…». То есть черты лица Базарова имели весьма выразительные отличия и показывали наличие ума.
Личность Базарова, как будущего дипломированного доктора, скромная, у него нет особых притязаний и он «чудесный малый, такой простой – ты увидишь». Главного героя наделили качествами умного молодого человека. По ходу сюжета его личность раскрывается все сильнее и становится ясно, почему он стал «нигилистом». [12]
Ведь «нигилист» представляет собой смесь тех конфликтов, которые присутствовали в то время: вечная борьба между «отцами» и «детьми», верой и неверием. Чтобы раскрыть эти вечные конфликты Иван Тургенев сделал главного героя Базарова нигилистом и создал для него испытание любовью, что создает противоречие его идеалам, но, тем не менее, от любви он отказаться не может.[13]
Тот факт, что главный герой «отрицает» разрушает его самого, как личность, изнутри, однако при этом устои сохраняются. Базаров ощущает одиночество в этом мире, где отсутствует что-то вечное.
Про «отрицание» главного героя Иван Тургенев писал, что «в отрицании, как в огне, есть истребляющая сила», главного героя именно эта сила и истребила. Базаров был уверен, что если есть смерть, а затем просто пустота, в которой ничего нет, то не имеет смысла творить и создавать что-то на земле, тогда теряется смысл всех трудов и достижений. Нет смысла самой жизни и чувствам.
Базаров не верит в любовь, однако желает узнать ее, когда влюбляется в Анну Одинцову. Его личность, яро отрицающая романтизм, вдруг возжелала ощутить все романтические моменты и Базаров выискивает в себе романтические нотки. Именно испытание любовью показало, насколько глупа теория Базарова как нигилиста, и насколько она несовершенна. Поэтому результат – теория терпит провал. [15]
1.2 Образ Евгения Базарова
Главный герой романа «Отцы и дети» очень ярко прописан. Это молодой человек, примерно 28 – 30 лет, который влюбляется в Анну Одинцову, которой 28 лет.
При всем при том, что Базаров обычного происхождения, он умудряется подружиться с очень состоятельным и влиятельным молодым человеком Аркадием Кирсановым, который еще и потомственный дворянин.
Но в романе отмечается, что Евгений имеет дворянские корни по материнской линии, однако предпочитает об этом не говорить и не считает себя дворянином.
Евгений всегда говорит о дворянах так, словно сам не относится к их числу: "Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки" (Базаров - Аркадию).
Художественный образ Евгения Базарова, прежде всего, предстаёт перед нами как человека, не идущего в ногу с модой, а, следовательно, имеющего свои отличительные манеры и характер поведения.
Например, Евгения ничуть не заботит собственный облик, и он не придает никакого значения тому, как и во что он одет и тем самым, не ставит своей целью произвести впечатление на окружающих его людей. То есть, Базаров неряшливый молодой человек и его это ничуть не заботит. Его образ описан в романе как «...человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями...".
Характер Базарова прописан ярко и вырисовывается образ молодого человека: решителен и смел, за словом в карман не полезет, умеет поддержать разговор благодаря умственным способностями и твердой памяти, имеет убеждения, которых яростно придерживается и отстаивает, при этом с ним довольно легко общаться, что складывается смысл, что общение вызывает в нем скуку, так как проскальзывает небрежность, развязность и напускное безразличие, - эти качества присущи тому, что Базаров одержим идеей нигилизма и сам при этом является ярким примером нигилиста своего времени.
Базаров увлекается естественными науками, в частности физикой. При этом, сам молодой человек учится на врача. Здесь переплетается его «отрицание», так как врачом он решил стать сам, но при этом будучи потомком лекаря, «я будущий лекарь и лекарский сын», говорит о себе Базаров.
Создание образа Базарова акцентируется на его уме и отличных умственных качествах, он умело применяет знания и постоянно учится, совершенствуя их. Даже его отец говорит о сыне, как о незаурядном человеке.[21]
Однако Анна Одинцова считает Базарова довольно странным молодым человеком, но при этом наделила его добротой, в которую сама поверила и стала испытывать доверие к Евгению: «я вам доверяю, потому что вы, в сущности, очень добры». Одновременно Анна полагала, что Базаров самовлюбленная и циничная личность.
Сам же Базаров удивлен и полагает, что он не добрый, неинтересный и не умеющий красиво говорить, человек. А вот Аркадий и Фенечка наоборот считают Базарова эталоном и человеком, с которым легко находить общий язык и общаться. Аркадий при этом, впрочем, как и отец Базарова, считает Евгения бескорыстным и честным.