Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из важнейших целей обучения иностранным языкам является обучение аудированию, то есть формирование и развитие у обучащихся навыков и умений понимать звучащую речь. Традиционно считается, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности, поэтому для интенсификации процесса овладения навыками и умениями аудирования и повышения мотивации учащихся к изучению иностранных языков учитель должен использовать различные средства обучения.
При обучении школьников младшего школьного возраста иностранному языку следует учитывать наглядно-репродуктивный характер их мышления, сочетать усвоение языкового материала с конкретными предметами и конкретными речевыми ситуациями; ограничить использование родного языка, потому что в этом возрасте легче развить способность напрямую выражать мысли на иностранном языке и развивать мышление, обучая школьников правильно рассуждать, находить причинно-следственные связи.
У учащихся начального уровня образования развиваются навыки и основные элементы учебной деятельности, выстраивается мышление, обеспечивающее усвоение учебных программ, появляется теоретическое и научное мышление.
В этом возрасте важно заинтересовать детей, увлечь их и погрузиться в изучение нового материала. С началом обучения в школе основная деятельность детей переходит от игры к обучению, в котором формируются основные психические новообразования.
С точки зрения современной методики обучение аудированию — это определенная программа манипуляций с услышанным текстом. Так как аудирование является внутренней деятельностью, не поддающейся наблюдению, учителю следует поэтапно учить школьников действиям, являющимся частью аудирования.
Конкретные действия в процессе аудирования представляют собой умение прислушиваться к мелочам. На всех этапах процесса слушания создаются необходимые механизмы слышания единиц речи, таких как словосочетания, словоформы, сверхфразовые единства и полностью весь текст.
В процессе изучения английского языка обучающиеся переходят на новые уровни владения предметом, но это только тогда, когда ученик тратит силы и время на овладение языком. Отсутствие мотивации или слишком непосильные задания ведут к уменьшению вовлеченности в процесс изучения.
Преподаватель иностранного языка в начальной школе должен не только свободно владеть этим языком, но и знать особенности организации и управления методами обучения, уметь точно и адекватно учитывать возрастные особенности учащихся, особенности структуры своего самосознания, интеллектуальной деятельности и поведения.
Целью данной работы является выявление специфических особенностей и трудностей обучения аудированию учащихся начальных классов.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть аудирование как вид речевой деятельности;
• Изучить особенности психологического развития младших школьников, влияющих на обучение аудированию;
• Определить трудности в обучении младших школьников аудированию;
• Проанализировать возможности использования аутентичных материалов для обучения младших школьников аудированию.
Объект исследования: процесс обучения аудированию.
Предмет исследования: специфика обучения аудированию учащихся начальных классов.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы обучения иноязычному аудированию на ступени начального образования
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности на уроках иностранного языка
Аудирование (восприятие иностранной речи на слух) является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования речевое общение невозможно. Умение воспринимать английскую речь на слух обеспечивает адекватное владение иноязычной речью, так как звуковая сторона является неотъемлемым компонентом всех видов речевой деятельности человека. Над этой темой работали многие специалисты, такие как И.А. Зимняя, Н.И. Гез, Н.Д. Гальскова, И.Н. Верещагина, Н.В. Елухина, М.В. Ляховицкий и др.
«Аудирование – рецептивный вид речевой деятельности, представляет собой одновременное восприятие и понимание речи на слух» [4, с. 28]. Это один из важнейших навыков в изучении английского языка, также как говорение, чтение и письмо и как и все остальные навыки, его нужно тренировать.
Устное общение состоит из говорения и слушания, которое в методике называют аудированием. Хотя понятия «аудирование» и «слушание» не являются синонимичными процессами. Слушание – это лишь акустическое восприятие звукового ряда, а аудирование – процесс восприятия звучащей речи, помимо слушания предполагающий еще и слышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации.
Цель аудирования – это обмен мыслями, получение новой информации через осмысление связного речевого сообщения. В
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Барменкова О.И. Эффективные приемы обучения английскому языку: пос. для учителя – Пенза: ПЕНЗА, 1997
2. Владимирова В.Г. Обучение аудированию и говорению на начальном этапе // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 3. – С. 55–59
3. Воробьева О.Г. Проблема развития логической памяти у младших школьников в условиях современного обучения / О.Г. Воробьева // Мериалы 38 науч.-практ. конф. студентов и аспирантов КГПУ, 12–13 апреля 1998 г., г. Комсомольск-на-Амуре. – Комсомольск-на-Амуре : Изд-во КГПУ, 1999. –С. 71-76.
4. Гебель С.Ф. Использование песни на уроке иностранного языка. [Текст] //ИЯШ №5, 2009
5. Гончар И.А. Модель обучения аудированию иноязычного текста // МИРС. – 2010. – № 1. – С. 86–92
6. Горлова Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающегося обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук: спец. 19.00.07 «Педагогическая психология» / Е.Л. Горлова. – Москва, 2002. – 178 с
7. Елухина Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / под. ред. И. Л. Бим, А. А. Леонтьева – М.: Русский язык, 1991
8. Елухина Н.В. Речевые упражнения для обучения аудирования // Иностранные языки в школе. – 2009. – №4
9. Заверткина Е.Г. Развитие операционных механизмов мнемических способностей детей младшего школьного возраста (на примере операции классификации): автореф. дис. … канд. психол. наук: спец. 19.00.07 «Педагогическая психология» / Е.Г. Заверткина. – Ярославль: ЯГПУ, 2003. 22 с.
10. Каменский А.И. Обучения дошкольников иноязычному аудированию средствами визуальных опор / А.И. Каменский // Вопросы лингводидактики переводоведения : сб. научных статей. – Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун т им. И.Я. Яковлева, 2017. – С. 145-149.
11. Крицкая И.П. Некоторые синтаксические особенности материала для аудирования/иностранные языки в школе №4. 2005
12. Левитес В.В. Развитие логического мышления младших школьников на основе использования специальной системы заданий: автореф. дис. … канд. пед. наук: спец. 13.00.01 «Общая педагогика. История педагогики и образования» / В.В. Левитес. – Мурманск, 2006. – 20 с.
13. Лихоманова Л.Ф., Серышева И.Л. Возможности использования видео в процессе обучения иностранному языку // Мат-лы науч.-метод. конф. Северо-западного института управления. – 2011. – № 1. – С. 193–200
14. Луцковская С.Д. Психологические условия становления представлений о времени у младшего школьника: дис. … канд. психол. наук.: спец. 19.00.07 «Педагогическая психология» / С. Д. Луцковская. – Москва, 2000. – 132 с.
15. Ляховицкий, М. В. Методика преподавания иностранных языков/М. В. Ляховицкий. -М.: Высшая школа, 1981
16. Мятова М.И. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 4. – С. 31–32.
17. Никитенко З.Н. Аутентичные песни как один из элементов национально - культурного компонента содержания обучения иностранному языку на начальном этапе /З.Н. Никитенко В.Ф. Аитова В.М. Аитова// Иностранный язык в школе. 1996. №4. С. 14 – 20
18. Николаева, Н.Н. Особенности обучения аудированию профессиональных текстов на английском языке в техническом вузе. – Текст : непосредственный // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2015. – № 3 (57). – C. 201–208
19. Носонович, Е. В. Критерии содержательной аутентичности учебного текста/Е. В. Носонович, Р. П. Мильруд//Иностранные языки в школе. -1999. -№ 2. -С. 6-12
20. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: пособие для учителей/С.И. Пассов. -М.: Лексис, 2003
21. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. - М.: ACT: Астрель,2008
22. Татаринцева А.Ю. Формирование внимания детей младшего школьного возраста в процессе компьютеризированной учебной деятельности : дис. … канд. психол. наук : спец. 19.00.07 «Педагогическая психология» / А.Ю. Татаринцева. – Воронеж, 2002. – 147 с.
23. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика: учеб. пос. для преподавателей и студентов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Филоматис, 2006