Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Финансы - это историческая категория, содержание которой существенно меняется с изменением общих условий воспроизводства. В то же время деньги, служа средством обращения и средством платежа, стали важнейшей предпосылкой возникновения финансов как самостоятельной сферы отношений. Роль и значение финансов в жизни общества зависят от места, отводимого денежным отношениям в экономике государства. Финансовые отношения в обществе очень разнообразны. Все они структурированы в финансовую систему, которая представляет собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются денежные средства.
Каждое звено финансовой системы характеризуется тем, что обслуживает определенную сферу распределения и перераспределения национального дохода за счет использования определенных форм и методов накопления и использования средств государства и (или) муниципалитетов. Каждое звено оказывает определенное влияние на государственную финансовую деятельность и выполняет свои собственные функции.
Изучение данной темы курса очень актуально на сегодняшний день, это объясняется следующими положениями. Сильная финансовая система является краеугольным камнем развития и нормального функционирования рыночной экономики и предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, которая мобилизует и распределяет сбережения общества и облегчает его повседневную деятельность. Следовательно, хотя структурный переход от плановой и контролируемой экономики к рыночной включает в себя множество элементов, наиболее важным является создание надежной финансовой системы. Как только будет создана надежная финансовая система, могут развиваться денежные рынки и рынки капитала, особенно первичный и вторичный рынки государственных ценных бумаг.
Объектом данного исследования является финансовая системы РФ.
Предметом исследования являются структура и развитие финансовой системы РФ.
Цель проведения данного исследования – проанализировать финансовую систему Российской Федерации и направления ее развития.
Для достижения указанной цели были поставлены и последовательно осуществлены следующие задачи:
-рассмотреть понятие, функции и структуру финансовой системы;
-разобрать принципы построения бюджетной системы как составляющей финансовой системы;
-выполнить анализ показателей федерального бюджета РФ;
-проанализировать анализ динамики государственного долга РФ;
-определить проблемы финансовой системы России;
-разработать общие направления развития финансовой системы в РФ.
Методологическую основу исследования составило комплексное применение теоретического метода исследования, при котором анализировалась литература отечественных и зарубежных ученых; изучение и обобщение отечественной практики.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие, функции и структура финансовой системы
Финансы как явление общественной жизни возникли с появлением государства и денег. В то же время деньги, служа средством обращения и средством платежа, стали важнейшей предпосылкой возникновения финансов как самостоятельной сферы отношений. Роль и значение финансов в жизни общества зависят от места, отводимого денежным отношениям в экономике государства. Финансовые отношения в обществе очень разнообразны. Все они структурированы в финансовую систему, которая представляет собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются денежные средства [5, С. 179].
Государство не может осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивать выполнение своих социально-экономических программ, оборонных и охранных функций страны, не располагая финансовыми ресурсами. Необходимость функционирования финансов связана с существованием государства и его потребностями в финансовых ресурсах. Сущность финансов как экономической категории раскрывается не в их количественной стороне, а в содержании общественных отношений, возникающих при функционировании этой категории, выполнении присущих ей функций. При таком подходе финансы - это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений [24, С. 200].
В результате функционирования финансов создаются, распределяются и используются денежные фонды для удовлетворения различных потребностей общества и государства: расширенного воспроизводства, экологической безопасности, удовлетворения социально-культурных и бытовых потребностей (образование, здравоохранение, культура, содержание инвалидов и т. д.), оборона страны. Распределительная функция финансов направлена на содействие организации сбалансированного и эффективного производства, развитию всех его отраслей в соответствии с потребностями общества, чтобы наилучшим образом удовлетворять потребности людей. Таким образом, финансы являются важным рычагом регулирования и воздействия на экономику. Активное использование регулирующей роли финансов, осуществляемой экономическими методами воздействия, а также их контрольной функции - необходимое условие функционирования рыночной экономики [14, С. 185].
Финансы, как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, включающую взаимосвязанные звенья (институты), каждое из которых характеризуется своими особенностями. Совокупность финансовых связей (институтов) в их взаимосвязи составляет финансовую систему страны. Само понятие "финансовая система" относительно динамично. Его содержание менялось и уточнялось в связи с изменением социальной системы России, а также с развитием финансовой науки [20, С. 222].
В научно-методической литературе существуют различные подходы к определению понятия «финансовая система». Таким образом, с точки зрения В. В. асаулы, финансовая система-это совокупность финансовых организаций и финансовых рынков, которые обеспечивают с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование средств государства, организаций и населения. В то же время финансовые институты (рынки и финансовые учреждения) передают ограниченные финансовые ресурсы от одного экономического субъекта к другому. Перераспределение осуществляется с помощью финансовых инструментов.
С. Д. Цыпкин раскрыл понятие "финансовая система" в двух значениях. В первом смысле этот термин используется как совокупность и взаимосвязь различных групп финансовых отношений, каждая из которых имеет свои особенности в накоплении и использовании денежных средств, играет различную роль в социальном воспроизводстве. Во втором смысле он используется как совокупность и обширная сеть специальных органов и учреждений, которым поручено непосредственно руководить финансовой деятельностью государства [26, С. 85].
Т. А. Лахтина предлагает определить финансовую систему Российской Федерации как совокупность финансовых ресурсов, а также как систему органов государственной власти, органов местного самоуправления и созданных ими организаций, осуществляющих образование, распределение и использование денежных средств [8, С. 179].
Можно сделать вывод, что финансовая система Российской Федерации включает, во-первых, совокупность финансовых институтов и отношений, каждый из которых вносит свой вклад в формирование и использование соответствующих денежных средств; во-вторых, совокупность органов и учреждений государства, осуществляющих финансовую деятельность в рамках своей компетенции. Другими словами, каждое учреждение или звено финансовой системы представляет собой особую сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом является; совокупность различных сфер финансовых отношений, в которых создаются и используются денежные средства.
По мнению С. Ф. Мазурина, ни одно из представленных и существующих в юридической и экономической литературе определений и понятий «финансовая система " не дает истинного представления об этой категории, поскольку в них отсутствует главный элемент - совокупность правовых норм, регулирующих финансовые отношения и правовой статус субъектов этих отношений. По мнению автора, в узком смысле финансовую систему следует рассматривать как совокупность правовых норм
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2.Аветисян, И.А. Об эффективности государственного бюджета и бюджетных расходов // Экономические и социальные перемены в регионе. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2019. - С. 9-19.
3.Ашмарина, С. Современная финансовая система Российской Федерации // Государство и право.- 2020.- № 6.- С. 95-99.
4.Ашмарина, Е.М. Финансовая деятельность современного государства // Государство и право. - 2020. - № 3.- С. 11-14.
5.Бабич, А.М., Павлова Л.И. Государственные и территориальные финансы. – М.: Юнити, 2019. – 368 с.
6.Белоусов, Д.Р. Трансформация системы государственных финансов // Проблемы прогнозирования. - 2021. - N 2. - С.24-40.
7.Берлин, С. И. Теория финансов. – М.: Приор, 2018. – 231 с.
8.Вавилов, Ю.Я. Финансы. - М.: Перспектива, 2018. – 403 с.
9.Вахрин, П.И. Финансы. – М.: Дашков и К, 2018. – 526 с.
10.Герасименко, В.В. Становление финансовой системы России: проблемы практики и теории. // Вестник Моск. Ун-та. - 2020. - №3. - С. 10 – 19.
11.Григорьев, Л. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. - 2021. - N 7. - С.62-75.
12.Дробозина, Л.А. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 359 с.
13.Игудин, А. Г., Папанова Н. А. Некоторые проблемы межбюджетных отношений в Германии и России // Финансы. - 2019. - №4. - С. 23 -25.
14.Карасева, М.В. Финансовое право РФ. Учебник. - М.: Юристъ, 2019. - 576 с.
15.Миляков, Н. В. Финансы. – М.: ИНФРА-М, 2018. - 294 с.
16.Мысляева, И. Н. Государственные и муниципальные– М.: ИНФРА-М, 2018. – 494 с.
17.Нешитой, А. С. Бюджетная система Российской Федерации – М.: «Дашков и Ко», 2019. – 504 с.
18.Поляк, Г. Б. Территориальные финансы.– М.: Вузовский учебник, 2020. – 305 с.
19.Родионова, В.М. Финансы. - М.: Крокус, 2021. – 405 с.
20.Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2019. - 539 с.
21.Селезнев, А. Проблемы бюджетной политики // Экономист. – 2020. - № 12. - С. 13-15.
22.Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: ТК Велби, 2019. - 710 с.
23.Улюкаев А.В. Новые вызовы денежно-кредитной политики // Деньги и кредит. – 2021. - № 11. – С. 3 – 5.
24.Фетисов, В. Д. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 405 с.
25.Ходасевич, С. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист. – 2021. - № 4. - С. 111-119.
26.Чернов, Е.Г. Финансы, деньги, кредит. Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, 2019. - 137 с.
27.Шуба, В. Б. Бюджетный федерализм: взгляды зарубежных исследователей // Финансы. - 2021. - № 8. - С. 5 -8.
28. Официальный сайт Министерства финансов РФ - https://minfin.gov.ru/