Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы является весьма актуальной, поскольку на сегодняшний день роль и значение защиты населения и территории российского государства от ситуаций чрезвычайного характера непрерывно возрастает. Это определяется огромным и постоянно растущим ущербом, возникновение которого происходит от ситуаций чрезвычайного характера. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выступает в качестве важнейшего органа, сотрудник данного органа в качестве первых приходят на помощь гражданам в зоне бедствия.
Предметом исследования является действующее российское законодательство, которое предусматривает правовое положение и основные направления деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В качестве объекта курсовой работы выступают общественные отношения, возникновение которых происходит по поводу исследования правового положения и основных направлений деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Методологическую основу исследования составляют следующие основные методы: анализ, синтез, историко-правовой, сравнительно-правовой, наблюдение, индукция, дедукция и другие.
Новизна исследования заключена в том, что в работе предпринята попытка комплексного изучения действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего правовое положение и основные направления деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В процессе написания курсовой работы была изучена и исследована нормативная база: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
При написании курсовой работы были рассмотрены и использованы известные труды правоведов и ученых, среди которых можно выделить следующих: Алехин А.П. (исследование и изучение истории образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий); Макарейко Н.В. (анализ и исследование понятия, задач и структуры Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий); Росинский Б.В. (анализ и изучение функций и компетенции Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) и другие.
Целью курсовой работы является исследование и изучение правового положения и основных направлений деятельности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Для достижения этой цели необходимо рассмотрение и разрешение следующих задач:
1) определить и проанализировать историю образования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
2) рассмотреть и раскрыть понятие и задачи Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
3) исследовать и изучить организацию деятельности и структуру Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
4) рассмотреть и исследовать функции и полномочия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных нормативных актов и литературы.
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЧС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. История образования МЧС России
Необходимо констатировать тот факт, что история российского государства всегда была связана с определенными природными явлениями, которые имели опасный характер, а также различного рода катастрофами, стихийными и иными бедствиями. Довольно часто, если возникали такого рода опасности, то со стороны государства создавались различные органы, которые осуществляли борьбу с данной проблемой.
Такие органы появились и функционировали еще в советский период развития государства. Так, например, 17 апреля 1918 года со стороны. Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик произошло принятие соответствующего декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем». В соответствии с данным правовым актом была создана новая система пожарной безопасности в государстве.
Накануне Великой Отечественной войны пожарная охрана государства выступала уже в качестве достаточно хорошей организованной силы. Обеспечение пожарной охраны осуществлялось соответствующими квалифицированными кадрами, необходимой пожарной техникой, отдельными видами снаряжения. Построение существующей боевой и профилактической работы противопожарной службы осуществлялось по единым уставам и наставлениям.
Военизированная охрана существовала исключительно на объектах, которые имели оборонное значение для государства. В период военных действий органы управления пожарной охраны, соответствующие пожарные команды выступали в качестве составной части общегосударственных мероприятий и вошли в пожарную службу местной противовоздушной обороны, но оперативно подчинялись Главному управлению пожарной охраны страны.
Следует заметить, что в 60-70-ые годы было много сделано для обеспечения готовности гражданской обороны на тот случай, если вдруг произойдет возникновение ядерного противостояния.
В середине 1989 года со стороны Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик произошло принятие решение относительно создания в структуре Правительства Союза Советских Социалистических Республик специального органа, который именовался Государственной комиссией Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик по чрезвычайным ситуациям.
Кроме того, 15 декабря 1990 года соответствующим постановлением со стороны Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик происходит создание государственной системы, главным назначением которой является предупреждение и реагирование на ситуации, которые носят чрезвычайный характер. Такая система объединила различные органы управления, а также определенные силы и средства, главной задачей которых было защита граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вышеуказанные нововведения функционировали вплоть до распада Союза Советских Социалистических Республик. В скором времени, а именно 17 июля 1990 года со стороны Президиума Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики произошло принятие постановления «Об образовании Российского корпуса спасателей».
Осуществляя реализацию вышеуказанного постановления, Совет Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики посредством принятия со свое сторон постановление от 27 декабря 1990 года № 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета Советской Федеративной Социалистической Республики.
Необходимо обратить внимание на то, что дата принятия данного постановления считается временем основания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Следует заметить, что уже первые месяцы деятельности Российского корпуса спасателей показали трудности его функционирования как государственно-общественной организации, недостаток полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач. В результате, посредством принятия постановления со стороны Президиума Верховного Совета Советской Федеративной Социалистической Республики от 30 июля 1991 года 1617-1 произошло преобразование Российского корпуса спасателей в Государственный комитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики по чрезвычайным ситуациям.
Стоит отметить, что в скором времени данный орган был реорганизован. Так, это произошло посредством принятия со стороны Президента Советской Федеративной Социалистической Республики Указа от 19 ноября 1991 года № 221. В результате, произошло создание Государственного комитета по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. при Президенте Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
Наконец, уже в 1994 году данный орган был окончательно преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На сегодняшний день данный орган выступает в качестве важнейшего органа исполнительной власти, который осуществляет управление в области гражданской обороны, а также защищает население от различного рода ситуаций чрезвычайного характера.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 57. Ст. 4509.
2. Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (в ред. от 04.11.2022 № 320-ФЗ) // СЗ. РФ. 1994. № 28. Ст. 2882; // СЗ. РФ. 2022. № 78. Ст. 3690.
Научная и учебная литература
1. Агапов А.П. Административное право России: учебник. - М.: Юрайт, 2021. - 633 с.
2. Алехин А.П. Административное право России: учебник - М.: Зерцало-М, 2018. - 620 с.
3. Андреев Ю.Н. Становление и развитие системы органов противодействия чрезвычайным ситуациям в Российской Федерации. // Вестник Российского университета кооперации. 2009. № 1. С. 113-119.
4. Иванов В.К. Роль МЧС России по защите населения в современных условиях. // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2021. № 2. С. 23-29.
5. Конин Н.М. Административное право России: учебник - М.: Проспект, 2019. - 576 с.
6. Костров А.В. К вопросу о систематизации нормативной правовой базы функционирования спасательных воинских формирований МЧС России. // Технологии гражданской безопасности. 2017. № 4. С. 77-82.
7. Макарейко Н.В. Административное право России: учебник. - М.: Норма, 2017. - 609 с.
8. Мелехин А.В. Административное право России: учебное пособие. - М.: Норма, 2022. - 556 с.
9. Миронов А.Н. Административное право России: учебник. - М.: Форум, 2022. - 529 с.
10. Назаренко Е.К. К вопросу о законодательном обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2013. № 2. С. 106-112.
11. Росинский Б.В. Административное право России: учебник. - М.: Норма, 2020. - 527 с.
12. Сатышев В.Е. Административное право России: учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2021. - 637 с.
13. Стахов А.И. Административное право России: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2021. - 635 с.