Фрагмент для ознакомления
1
Введение
В V веке до н.э. Афины представляли собой то общество, политическое устройство которого мы сегодня считаем лучшим в истории Древней Греции. Созданное там демократическое правительство вдохновляло впоследствии политических деятелей в Европе, Северной Америке и других регионах мира на поиски моделей свободного и справедливого общества. Однако в начале своей истории Афины сопротивлялись последовательным экономическим и политическим компромиссам, примирявшим богатых и бедных в других греческих городах-государствах. Богатые люди в Афинах стремились как можно дольше удержать власть в своих руках, в результате чего в VI веке до н. э. произошли радикальные демократические преобразования, о которых будет сказано в данной работе.
Очень важно помнить, что не все древние греки одобряли демократию, как это быдло в Афинах, а во многих греческих городах-государствах никогда не было демократии. Всегда находилось множество греков, в том числе и в Афинах, которые считали демократию властью толпы, опасной властью, нестабильной и неразумной.
Целью данной работы является рассмотрение процесса возникновения полисов в Афинах.
Задачами исследования являются:
1. Изучить процесс формирования полисов в Афинах и их причины;
2. Дать характеристику Килоновой смуте и законодательству Драконта.
3. Дать характеристику реформам Солона, Писистоата и Клисфена
Структура работы соответствует целям и задачам исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Процесс формирования полисов в архаическую эпоху и ее причины
Город, в котором проживали царь и его советники, стал центром политического общества, он получил название полис, что значит «город». Со временем сельские хозяйства, окружавшие центр города, присоединялись к полису, образуя города-государства, которые греки продолжали называть полисами. Сельским общинам, присоединявшимся к полису, требовалась безопасность, которую они получали, становясь членами более крупного сообщества. Но в то же время эти сельские общины привыкли жить в отсутствии в отсутствии непосредственного управления ими, поэтому им требовалось объяснять, как функционирует правительство. Собрания, на которые мужчины – граждане собирались для обсуждения общественных вопросов, уже в VIII веке до н.э. играли важную роль в политической жизни Греции.
По мере развития полисов басилеи в большинстве городов-государств прибирали к рукам политическую и экономическую власть, отбирая ее у биселея. Подробности подобной смены власти не известны, но к VII веку до н.э. аристократы как класс, контролировали полисы, а в некоторых они разделили между собой обязанности, которые раньше исполнял биселей. По мере роста городов – государств увеличивалось число правительственных чиновников. В Афинах, например, было во много раз больше чиновников, исполнявших особые поручения, чем в небольших городах-государствах. После рабочего дня самые важные из них заседали в советах, принимавших законы и руководивших основными делами правительств. Часто члены советов пребывали в них пожизненно. С усилением роли аристократии и советов, крестьянские собрания на время утратили свое политическое влияние.
Полисы были и религиозными, и политическими центрами, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Афина была покровительницей Спарты и Афин, покровителем нескольких городов в Малой Азии был брат Зевса Посейдон, управляющий морями. Греки считали, что не будут ни город в целом, ни его отдельные граждане, если в городе нет достойных храмов различных богов, правящих вселенной. Поэтому в полисах проводились различные праздники в честь богов.
Аристотель считал, что полисы отражают закон природы: люди – политические существа и совершенны они только тогда, когда живут вместе, в обществе. В своем сочинении «Политика» он писал: «Тот кто не способен жить в обществе, или у кого нет потребностей, поскольку он доволен собой, либо животное, либо бог, и он не является частью государства. Социальный инстинкт присущ всем людям…» (цитата из книги «Древние мысли: Платон и Аристотель). Каждый греческий полис оберегал свою независимость от соседей, и в некоторых из них создались весьма специфические режимы. В Спарте, например, строгая монархия, ею правили два царя, тогда как в Афинах создалась атмосфера, породившая демократию, драму, комедию и размышления о месте человечества во вселенной. Однако, несмотря на достижения Афин, некоторые историки спорят по поводу того, были ли полисы обречены на крах. Ведь уже сама независимость, терпимо относящаяся к различным экспериментам и разнообразию идей, порождает тенденцию жить и работать вместе, как единая нация.
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В V веке до н.э. Афины представляли собой то общество, политическое устройство которого мы сегодня считаем лучшим в истории Древней Греции. Созданное там демократическое правительство вдохновляло впоследствии политических деятелей в Европе, Северной Америке и других регионах мира на поиски моделей свободного и справедливого общества. Однако в начале своей истории Афины сопротивлялись последовательным экономическим и политическим компромиссам, примирявшим богатых и бедных в других греческих городах-государствах. Богатые люди в Афинах стремились как можно дольше удержать власть в своих руках, в результате чего в VI веке до н. э. произошли радикальные демократические преобразования, о которых будет сказано в данной работе.
Очень важно помнить, что не все древние греки одобряли демократию, как это быдло в Афинах, а во многих греческих городах-государствах никогда не было демократии. Всегда находилось множество греков, в том числе и в Афинах, которые считали демократию властью толпы, опасной властью, нестабильной и неразумной.
Целью данной работы является рассмотрение процесса возникновения полисов в Афинах.
Задачами исследования являются:
1. Изучить процесс формирования полисов в Афинах и их причины;
2. Дать характеристику Килоновой смуте и законодательству Драконта.
3. Дать характеристику реформам Солона, Писистоата и Клисфена
Структура работы соответствует целям и задачам исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Процесс формирования полисов в архаическую эпоху и ее причины
Город, в котором проживали царь и его советники, стал центром политического общества, он получил название полис, что значит «город». Со временем сельские хозяйства, окружавшие центр города, присоединялись к полису, образуя города-государства, которые греки продолжали называть полисами. Сельским общинам, присоединявшимся к полису, требовалась безопасность, которую они получали, становясь членами более крупного сообщества. Но в то же время эти сельские общины привыкли жить в отсутствии в отсутствии непосредственного управления ими, поэтому им требовалось объяснять, как функционирует правительство. Собрания, на которые мужчины – граждане собирались для обсуждения общественных вопросов, уже в VIII веке до н.э. играли важную роль в политической жизни Греции.
По мере развития полисов басилеи в большинстве городов-государств прибирали к рукам политическую и экономическую власть, отбирая ее у биселея. Подробности подобной смены власти не известны, но к VII веку до н.э. аристократы как класс, контролировали полисы, а в некоторых они разделили между собой обязанности, которые раньше исполнял биселей. По мере роста городов – государств увеличивалось число правительственных чиновников. В Афинах, например, было во много раз больше чиновников, исполнявших особые поручения, чем в небольших городах-государствах. После рабочего дня самые важные из них заседали в советах, принимавших законы и руководивших основными делами правительств. Часто члены советов пребывали в них пожизненно. С усилением роли аристократии и советов, крестьянские собрания на время утратили свое политическое влияние.
Полисы были и религиозными, и политическими центрами, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Афина была покровительницей Спарты и Афин, покровителем нескольких городов в Малой Азии был брат Зевса Посейдон, управляющий морями. Греки считали, что не будут ни город в целом, ни его отдельные граждане, если в городе нет достойных храмов различных богов, правящих вселенной. Поэтому в полисах проводились различные праздники в честь богов.
Аристотель считал, что полисы отражают закон природы: люди – политические существа и совершенны они только тогда, когда живут вместе, в обществе. В своем сочинении «Политика» он писал: «Тот кто не способен жить в обществе, или у кого нет потребностей, поскольку он доволен собой, либо животное, либо бог, и он не является частью государства. Социальный инстинкт присущ всем людям…» (цитата из книги «Древние мысли: Платон и Аристотель). Каждый греческий полис оберегал свою независимость от соседей, и в некоторых из них создались весьма специфические режимы. В Спарте, например, строгая монархия, ею правили два царя, тогда как в Афинах создалась атмосфера, породившая демократию, драму, комедию и размышления о месте человечества во вселенной. Однако, несмотря на достижения Афин, некоторые историки спорят по поводу того, были ли полисы обречены на крах. Ведь уже сама независимость, терпимо относящаяся к различным экспериментам и разнообразию идей, порождает тенденцию жить и работать вместе, как единая нация.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли // М.: Прогресс, 1988. С. 224.
2. Зберовский, А.В. Демократические традиции политической культуры Древней Греции VIII-V веков до н.э.: иследование философии культуры и политики античных демократий: монография / Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева. – Красноярск, 2014. – 380 с.
3. Aristoteles. Athenaion politeia/ Ed. M.Chambers. Leipzig, 1986. - Аристотель. Афинская полития/ Пер. С.И.Радцига, 2-е изд., М., 1937.
4. Plutarchus. Vitae parallelae/ Recognovit Cl.Lindskog et K.Ziegler, vol.I-III. Leipzig, 19571973. - Плутарх. Сравнительные жизнеописания/ Изд. подгот. С.С.Аверинцев, М.Л.Гаспаров, С.П.Маркиш,т. I - II. М., 1994.
5. Thucydides. Historiae/ Iterum recensuit C.Hude. Editio maior, vol.I-II. Leipzig, 1913-1925. - "Фукидид. История/ Пер.Г.А.Стратановского. Л., 1981.
6. Дворецкая И. А., Залюбовина Г. Т., Шервуд Е. А. Кровная месть у древних греков и германцев. М.,1995.
7. Пальцева Л.А. Из истории архаической Греции: Мегары и мегарские колонии. СПб., 1999.
8. Суриков Е.И. Аристократия и демос. Политическая элита архаических и классических Афин. М., 2009.
9. Суриков И.Е. Из истории греческой аристократии позднеархаической и раннеклассической эпох. М., 2000.
10. Суриков И.Е. Проблемы раннего афинского законодательства. М., 2004.
11. Туманс Х. Рождение Афины. СПб., 2002.
12. Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. СПб., 2004.
13. Шишова И.А. Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. Л., 1991.
14. Hignett C. A History of the Athenian Constitution to the Endof the Fifth Century B. C. L., 1952.
15. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т. 3. Гв-Ж. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.
16. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т. 5. Ки-Ла. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.
17. Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т. 9. Пи-Ро. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2006.
18. Уильямс, Джин Древняя Греция/Пер. с англ. А.П. Романова. - М.: ТД Издательство Мир книги», 2007.
19. Заговор Килона – предпосылка первых законов Афин. Соловьева А.С//Гуманитарный научный вестник. 2017. № 7. С. 54-59.
20. http://history-thema.com/tiraniya-pisistrata-i-ego-syinovey/
21. http://history-thema.com/zakonyi-solona-v-afinskom-polise-zachatki-demokratii/