Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбранной темы заключается в том, что одним из важнейших показателей экономики страны является доля малого, среднего и крупного бизнеса.
Развитие предпринимательства снижает негативное влияние экономических кризисов, повышает экономическую активность населения, создает новые рабочие места, привлекает инвестиции в определенные отрасли национальной экономики.
На сегодняшний день можно констатировать, что система поддержки предприятия является не целевой, а общей, независимо от видов деятельности. В результате возникает дисбаланс между программами поддержки бизнеса и реальной потребностью последнего в определенных видах целевых программ.
Степень проработанности проблемы в экономической литературе. Становлению и развитию предпринимательства посвящено большое количество работ, в том числе таких экономистов, как Агеев С. В., Акимов С. Ю., Буров В. Ю., Крюков С. П. и др. Однако, несмотря на довольно высокую степень проработанности проблемы, в связи с постоянно меняющейся экономической ситуацией вопросы поддержки предпринимательства требуют дальнейшего изучения работ этих и других экономистов, использованных при написании данной работы.
Объектом исследования являются виды предпринимательской деятельности.
Предметом исследования является предпринимательская деятельность.
Цель работы – исследовать виды предпринимательской деятельности.
Основные задачи работы:
изучить понятие, сущность и принципы управления предпринимательской деятельностью;
раскрыть основные аспекты и задачи управления предпринимательской деятельностью;
рассмотреть предпринимательскую деятельность: виды и регулирование;
охарактеризовать правовое регулирование и лицензирование видов предпринимательской деятельности в РФ;
провести анализ развития видов предпринимательской деятельности.
В работе использованы научные методы исследования: диалектический, методы анализа, индукции и дедукции, а также частные методы, в том числе: системно-структурный, системно-функциональный методы.
Структура работы обусловлена целями и задачами проведенного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности
1.1. Понятие, сущность и принципы управления предпринимательской деятельностью
Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимается инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под собственную имущественную ответственность, направленная на извлечение прибыли [15, с. 46].
Целью предпринимательства является извлечение дохода за счет производства и поставки товаров, работ или услуг на рынок, а также общественное признание, осознание своей значимости как личности. Другими словами, цели предпринимательства заключаются в том, чтобы производить и предлагать рынку такой продукт, на который есть спрос и который приносит предпринимателю прибыль.
В современных рыночных условиях руководитель любого предприятия, занимающегося производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем. Предприниматели – хозяйствующие субъекты, функцией которых являются разработка инноваций, реализация новых подходов в управлении. Предпринимательство занимает важное место в формировании макроэкономических показателей той или иной страны. Его динамика влияет на эффективное развитие субъектов хозяйствования, научно-технический прогресс, насыщенность рынка качественными товарами.
Кроме того, малый бизнес выполняет важнейшие для общенациональной экономики функции: внедряет инновации, поддерживает оптимальную конкурентную среду, создаёт дополнительные рабочие места, противодействует монополизму и расширяет потребительский спрос [1].
Предпринимательство как явление характеризует совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и др.), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода) [2].
Реформа экономических отношений в России связана с новой парадигмой корпоративного управления на государственном уровне, суть которой в новых экономических условиях определяется следующими положениями [7]:
системный подход к управлению корпоративными структурами, когда каждый из них окажется в единстве составляющих его элементов, считающихся связанными с постоянным изменением внешней среды;
ситуационный подход к управлению с учётом конкретных обстоятельств, влияющих на функционирование и развитие структурного элемента;
управление по целям и результатам, когда эффективность организации-поставщика товаров, работ, услуг во многом зависит от её предпринимательского потенциала.
Другими словами, новая парадигма лидерства должна сосредоточиться на выборе стиля лидерства, квалификации и культуры сотрудников, мотивации поведения, инновационной активности. Вопрос построения системы управления играет важную роль в стабилизации и развитии предпринимательства. В основе экономики региона лежит процесс воспроизводства материального благосостояния и условий жизни населения, чему способствует развитие предпринимательства.
Регионы как субъекты Российской Федерации представляют собой единую экономическую систему, характеризующуюся множеством связей и взаимоотношений между компаниями, организациями и населением с другими хозяйствующими субъектами. Кроме того, каждый регион является подсистемой федеральной экономики, что предопределяет необходимость рациональной государственной политики, способствующей развитию предпринимательства в различных сферах и, как следствие, развитию региона в целом [8].
В современных экономических условиях основные управленческие функции имеют общие характеристики: они требуют оперативного принятия решений, а каждому необходимо общение, обмен информацией, что позволяет принимать рациональные управленческие решения. Эти характеристики связывают все функции управления, обеспечивая их взаимозависимость и взаимодействие. Современная система подходов к управлению основана на том, что предприятие представляет собой открытую систему, рассматриваемую в единстве факторов внешней и внутренней среды, ориентированную на качество услуг и удовлетворенность клиентов [9].
1.2. Основные аспекты и задачи управления предпринимательской деятельностью
Основными задачами предпринимательской деятельности являются:
инновационный, облегчающий процесс выработки новых идей, проведения исследований и разработок, создания новых продуктов, предоставления новых услуг и т.д.;
организационный, внедряющий новые формы и методы организации и управления производством, разрабатывающий стратегии и тактики развития предприятия, повышающий уровень конкурентоспособности предприятия;
ресурсный, наиболее эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов;
социальная, производство товаров и услуг, необходимых обществу, создание новых рабочих мест;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. – 2007. – 30 июля.
4. Бариленко, В.И. Экономический анализ / В.И. Бариленко, В.В. Бердников, Е.И. Бородина. - М.: Эксмо, 2020. - 352 c.
5. Бородина, Е.И. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие для магистров / Е.И. Бородина, О.В. Ефимова, М.В. Мельник, В.В. Бердников. - М.: Омега-Л, 2019. - 388 c.
6. Виноградская, Н.А. Диагностика и оптимизация финансово-экономического состояния предприятия: финансовый анализ: Практикум / Н.А. Виноградская. - М.: МИСиС, 2021. - 118 c.
7. Волгин, Н.А. Комплексный экономический анализ деятельности управленческого персонала / Н.А. Волгин. - М.: КноРус, 2021. - 192 c.
8. Гогина, Г.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Уч.пос.для вузов / Г.Н. Гогина. - СПб.: ГИОРД, 2021. - 192 c.
9. Дудин, М.Н. Финансово-экономический анализ предприятия туристской индустрии / М.Н. Дудин, Н.В. Лясников. - М.: КноРус, 2021. - 216 c.
10. Дыбаль, С. В. Финансовый анализ. Теория и практика / С.В. Дыбаль. - М.: Бизнес-пресса, 2020. - 336 c.
11. Енюков, И.С. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / И.С. Енюков. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 224 c.
12. 11. Жарылгасова, Б. Т. Анализ финансовой отчетности / Б.Т. Жарылгасова, А.Е. Суглобов, В.Ю. Савин. - М.: Титан эффект, 2020. - 320 c.
13. Жминько, С.И. Комплексный экономический анализ: Учебное пособие / С.И. Жминько, В.В. Шоль, А.В. Петух [и др.]. - М.: Форум, 2021. - 368 c.
14. Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансовой деятельности предприятия / Н.Е. Зимин. - М.: КолосС, 2020. - 384 c.
15. Ильенкова, С.Д. Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности в издательствах: Пособие для работников издательств / С.Д. Ильенкова. - М.: Финансы и статистика, 2020. - 240 c.
16. Казакова, Н.А. Управленческий анализ: комплексный анализ и диагностика предпринимательской деятельности: Учебник / Н.А. Казакова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 261 c.
17. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Официальный сайт. URL: http://www.gks.ru.
18. Антикризисные меры господдержки. Национальный проект Мойбизнес.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://мойбизнес.рф/anticrisis.
19. Статистика. Цифровая платформа МСП. [Электронный ресурс]. URL: https://мсп.рф/analytics.