Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Профилактика инфекционных заболеваний является одним из стратегических направлений государственной политики в области здравоохранения. Вакцинация зарекомендовала себя как один из наиболее эффективных инструментов обеспечения эпидемиологического благополучия населения. В 20 веке ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 25 лет, из них на 20 лет – благодаря вакцинации. В настоящее время вакцинация во всем мире считается наиболее доступным и экономически эффективным способом защиты и улучшения здоровья нации. Высокая эффективность этого метода определяется появлением в последние годы законодательной базы, введением календаря вакцинации, применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, новых более совершенных вакцин.
К проведению вакцинопрофилактических мероприятий привлекаются медработники различных специальностей. Неосведомленность населения в вопросах, связанных с вакцинацией, является причиной того, что родители распространяют дезинформацию о прививках среди населения. Нынешний отказ населения от вакцинации свидетельствует об их некомпетентности и безответственности перед возможными последствиями. Проведение иммунопрофилактики значительно снижает уровень инфекционной заболеваемости и смертности, особенно среди детского населения.
Во многих странах существуют проблемы с охватом вакцинацией детского населения. Опасность ситуации заключается не только в наличии осложнений от инфекций, возникающих у непривитых детей, но и в широком распространении заболевания при неэффективности популяционного иммунитета. Поэтому актуальность изучения влияния деятельности медицинской сестры на охват населения массовой вакцинацией населения бесспорна, так как именно медсестры зачастую становятся специалистами, ответственными за процесс организации вакцинопрофилактики, и являются главными инструкторами в информировании родителей о профилактической эффективности вакцин и их безопасности.
Тема работы актуальна, так как наблюдается широкое распространение инфекционных заболеваний различной этиологии среди населения (например, коронавирусная инфекция), как в мире, так и в Российской Федерации.
Цель: Изучить содержание профессиональной деятельности медицинской сестры в плановой и экстренной иммунопрофилактике.
Объект: плановая и экстренная иммунопрофилактика.
Предмет исследования: Содержание деятельности медсестры при плановой и экстренной иммунопрофилактике.
Задачи работы:
1.Рассмотреть иммунопрофилактику как основу профилактики инфекционных заболеваний;
2.Изучить современные актуальные проблемы вакцинопрофилактики;
3.Проанализировать роль медсестры при проведении иммунопрофилактики;
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы;
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1. Должностные обязанности медсестры при иммунопрофилактике
Должностные обязанности медсестры
Оказывает доврачебную медицинскую помощь, осуществляет забор биологических материалов для лабораторных исследований. Осуществляет уход за больными в медицинской организации и на дому. Осуществляет стерилизацию медицинских инструментов, перевязочных средств и предметов ухода за больными. Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях. Проводит подготовку пациентов к различного рода исследованиям, процедурам, операциям, к амбулаторному приему врача. Обеспечивает выполнение врачебных назначений. Осуществляет учет, хранение, использование лекарственных средств и этилового спирта. Ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения. Руководит деятельностью младшего медицинского персонала. Ведет медицинскую документацию. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Методическими указаниями МУ 3.3.1891-04 "Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад", постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 3 марта 2008 г. N 15 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2342-08" и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения.
Должностные обязанности
На медицинскую сестру прививочного кабинета (вакцинатора) возлагаются следующие должностные обязанности:
2.1. Проведение профилактических прививок.
2.2. Перед проведением прививки:
- проверить наличие заключения врача о допуске к прививке;
- сверить наименование препарата на ампуле с назначением врача, проверить маркировку, срок годности МИБП, целостность ампулы;
- визуально оценить качество препарата (путем встряхивания сорбированных вакцин и после растворения лиофилизированных вакцин).
2.3. Проведение иммунизации с обеспечением всех правил асептики и антисептики, только одноразовыми шприцами и иглами, используя соответствующие дозу, метод и место введения, предусмотренные наставлением к МИБП.
2.4. После проведения прививки:
- убрать в холодильник ампулу или флакон при многодозовой расфасовке препарата;
- обеззаразить использованные шприцы, вату, ампулы или флаконы;
- сделать запись о проведенной прививке во всех формах учета (ф. 112/у, ф. 026/у, ф. 025/у, ф. 156/у-93, журналы) с указанием необходимых сведений (дата иммунизации, место введения, название препарата, доза, серия, контрольный номер, срок годности, для зарубежных вакцин
- оригинальное название на русском языке);
- при наличии локальной компьютерной сети ввести в свой компьютер сведения о проведенных за день прививках;
- информировать пациентов или родителей (опекунов) о сделанной прививке, возможных реакциях на прививку, необходимости обращения за медицинской помощью при сильных и необычных реакциях, предупреждить о необходимости пребывания около прививочного кабинета в течение 30 мин и наблюдать в это время за привитым.
2.5. Оказание первичной медицинской помощи в случае развития немедленных реакций на прививку и вызов врача.
2.6. Соблюдение режима хранения МИБП, ведение учета движения каждого МИБП, используемого в прививочном кабинете (поступление, расход, остаток, списание), и числа выполненных ею прививок (ежедневный, ежемесячный, ежегодный отчеты).
2.7. Проведение мероприятий по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима (влажная уборка два раза в день, режим УФ-обеззараживания и проветривания, генеральная уборка 1 раз в неделю).
2.8. Оформление необходимых медицинских документов, обеспечивающих полноту, достоверность и своевременность учета контингентов, подлежащих вакцинации, и выполненных прививок.
2.9. Прохождение последипломного обучения (усовершенствования) на базе лечебно-профилактических организаций, органов и учреждений Роспотребнадзора, учреждений последипломного медицинского образования в соответствии с утвержденными программами переподготовки врачей, фельдшеров и медицинских сестер и получением соответствующего документа (справки, свидетельства, сертификата).
1.2 Иммунопрофилактика как основа профилактики инфекционных заболеваний
Иммунопрофилактика – это метод индивидуальной или массовой защиты населения от инфекционных заболеваний путем создания или укрепления искусственного иммунитета. Инфекционные болезни — это широко распространенные заболевания, вызываемые различными микроорганизмами, отличительными признаками которых являются: контагиозность, наличие инкубационного периода, цикличность развития клинических симптомов и формирование специфического иммунитета.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 07.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний». (права граждан) 12. Федеральный закон от 10.01.2003 № 15-ФЗ (требования к профилактическим прививкам).
2. Приказ Минздрава России от 27.06.2001 № 229 «О Национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по признакам эпидемии» (с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социальной защиты. Развитие России от 04.09.2009 № 166).
3. Бойцов С.А. Основы медицинской профилактики: учебно-методическое пособие; – Новосибирск: – 2016, - 204 с.
4. Вакцины и вакцинация. Национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 640 c.
5. Иммунизация взрослых. Методические рекомендации. / О.М. Драпкина, Н.И. Брико, М.П. Костинов, И.В. Фельдблюм [и др.]. – М., ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России: 2020. — 248 с.
6. Карманный справочник медицинской сестры / Т.П. Обуховец и др. - М.: Феникс, 2015. - 672 c.
7. Касимовская, Н. А. Организация сестринской службы. Учебник / Н.А. Касимовская, В.Е. Ефремова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2015. - 440 c.
8. Качаровская, Е. В. Сестринское дело в педиатрии / Е.В. Качаровская. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 128 c.
9. Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец, О.В. Чернова. - М.: Феникс, 2016. - 768 c.
10. Салалыкина Е.В., Алексеева Л.Н. Роль среднего медицинского персонала в организации и проведении вакцинопрофилактики // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 945-947