Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования.
В последние годы в связи с возникновением большого количества опасных ситуаций возникла потребность разобраться с понятием об особых правовых режимах и их особенностях. Особенно заметно данный вопрос стал важен в связи с пандемией коронавируса, а так же введением режима «повышенной готовности» в регионах, граничащих с зоной специальной военной операции.
К сожалению, законодатель не полностью прописал в законодательстве значение термина особого правового режима и особенности его правового статуса, а так же деятельности организаций и физических лиц в данной ситуации. В этом отношении так же нужно сказать, что законодатель точно установил, что режим особого правого режима вводится по распоряжению президента в рамках всего государства или решением главы региона в случае возникновения угрозы жизни населения или угрозы сохранения благополучия государственной власти.
Еще один важный момент особого режима связан с обеспечением прав человека на территории, на которой объявлен данный режим. Нужно понимать, что особый режим – это мероприятия направленные на усечение прав человека, но это является необходимостью.
Цель исследования – выявить особенности понятия, признаков и видов административно-правовых режимов.
Объект исследования – административно-правовые режимы.
Предмет исследования – понятие, признаки и виды административно-правовых режимов.
Задачи исследования:
1. Дать определение административно-правовым режимам.
2. Дать характеристику признакам и видам административно-правовых режимов.
3. Рассмотреть отдельные виды административно-правовых режимов.
4. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Административно-правовые режимы понятие, признаки и их структура
1.1. Понятие административно-правовых режимов
Парадокс жизни заключается в том, что в своей жизни с бюрократией органов государственной власти сталкивался каждый человек, но никто из обывателей не может ответить на простой вопрос. Собственно говоря, этот вопрос довольно легко сформулировать, а зачем нужна эта бюрократия и почему все это происходит именно так, а не по-другому. Действительно, для действия бюрократических органов разработан специальный режим, способствующий реализации возложенных на них прав и обязанностей. На законодательном уровне это называется административно-правовым режимом.
Для начала все же нужно определить, что это за режим и для чего он нужен. Итак, этот термин означает: определенный порядок осуществления деятельности субъектов Российской Федерации, основанный на административных нормах закона, и в свою очередь направленный на устранение негативных факторов в деятельности государственных органов.
Основные функции этих режимов следующие :
1. Благоприятные условия для эффективного функционирования государственных и муниципальных органов, осуществляемого в соответствии с законом.
2. Непрерывная эксплуатация объектов важных для государства, но с повышенной опасностью для общества.
3. Подготовка и соблюдение правил использования объектов, но в тоже время опасных для общества, а также объектов, содержащих государственную тайну.
4. Запретить несоблюдение правового положения физических и юридических лиц во время режима чрезвычайного положения.
5. Соблюдение установленного порядка в зонах, требующих особого контроля (санитарного, экологического, пожарного и т.д.)
По поводу характеристик режимов. Они должны регулироваться административно-правовыми нормами, допускать введение дополнительных ограничений и обязанностей, установленных и распространяющихся только на органы исполнительной власти или государственного управления. Кроме этого, они еще и подробно описывают правила поведения всех субъектов общества, в том числе и государства. Нельзя забывать, что если есть правила и ограничения, то должны быть и наказания за их нарушение.
Цель этого вида приказа только одна, предотвратить совершение преступления, а также избежать последствий, которые могут негативно сказаться на государстве, обществе, личности и установленном режиме.
В состав входят следующие компоненты :
• судебная и административная власть должны быть разделены;
• законность;
• ограничения прав и свобод должны быть сведены к минимуму;
• должностные лица и государство несут ответственность за использование своих полномочий в личных целях.
Назначение. Пояснение, зачем вводится этот режим, то есть оговаривается его основная цель и решаемые им задачи.
Отношения. Речь идет об общественных отношениях, являющихся предметом административно-правового порядка, поскольку регулирование с их помощью частных отношений будет являться нарушением закона.
Фонды. Для обеспечения порядка необходимы специальные средства и приемы, в основу которых будут положены нормы административного права. К ним относятся :
1. Предусмотренное государством регулирование объектов, которые используются по назначению.
2. Меры государственного принуждения.
3. Согласие на осуществление прав, на выполнение определенного вида работ или деятельности допускается только по предварительному заявлению.
4. Техническое и организационное обеспечение правил режима.
5. Осуществляемый периодически или постоянно надзор за объектами государственного управления.
Когда дело доходит до классификации, в первую очередь стоит определить критерии, по которым будет происходить деление на виды. Для этого выделим некоторые: степень принадлежности к обеспечению национальной безопасности, продолжительность действия, субъект установления, объект-носитель режима и юридические качества.
Теперь рассмотрим критерии.
Первый вид – обеспечение порядка в обществе (оборот оружия, ядов и других подобных веществ, радиоактивных веществ, взрывчатых веществ и т. д.). Затем появились более узкие виды административных режимов: паспортно-визовый, таможенный, санитарный и комплексный (сюда входят эпидемии, стихийные бедствия, массовые беспорядки, техногенные процессы и др.).
Второй критерий – время действия. Он позволяет разделить административно-правовой режим на постоянный и временный.
Третий критерий - предмет установления, то есть этот критерий носит территориальный характер и позволяет выделить следующие виды: федеральный, региональный, муниципальный или местный.
Четвертый критерий — объект-носитель режима .
Таким образом, можно сделать вывод, что административно-правовой режим – это особое состояние обеспечения работы государства, органов власти, а также обеспечения прав и безопасности граждан в ситуации нарушения обычного порядка деятельности государства.
По большому счету административно-правовой режим связан с понятием о защите государственного аппарата, а также защите гражданского населения. При этом законодатель допускает временное ограничение прав и свобод, как граждан, так и юридических лиц на определенной территории.
Здесь нужно отметить, что главная цель АТР сводится к сохранению и нормализации работы органов власти, а так же жизнедеятельности простых граждан. Например, в случае введения режима КТО (контртеррористической операции) власти имеют право проверять документы граждан, проводить облавы, нарушать неприкосновенность жилья и т.д.
С другой стороны нужно отметить, что административно-правовой режим не обязательно связан именно с каким-то бедствием или чрезвычайным происшествием. АТР, как режим может быть введен в рамках отдельного закрытого городка при разработке нового вида технологий, вооружений и т.д. Точно также административно-правовой режим может быть введен для обеспечения безопасности секретов государства.
В любом случае главное при понимании АТР сводится именно к тому, что законодатель наделяет органы власти при введении АТР исключительными правами по охране и обеспечению безопасности, как граждан, так и органов власти. Законодатель отметил, что органы власти имеют право в интересах безопасности нарушать права граждан.
1.2. Признаки и структура административно-правовых режимов
Административно-правовой режим (в широком смысле) – это общий режим деятельности органов государственного управления, при осуществлении возложенных на них полномочий.
Административно-правовой режим (в узком смысле) - совокупность правил поведения, деятельности граждан и юридических лиц, закрепленных в нормативных правовых актах. Порядок осуществления ими своих прав и законных интересов в определенных ситуациях в сфере государственного управления, направленные на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, в частности, созданные для этих целей органы и службы государственного управления.
Юридическая наука выделяет такие признаки административно-правовых режимов (АПР) :
• АПР вводится в таких зонах как государственное управление и в частности в зоне функционирования органов и служб исполнительной власти;
• АПР контролируется юридическими нормами прописанными в рамках административного права;
• в основном регулируются нормами административного права;
• закрепить, детализировать правила поведения граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий и учреждений;
• вводятся дополнительные ограничения, налагаются дополнительные права;
• широко используемые административные методы воздействия;
• вводит дополнительный контроль за соблюдением правил поведения гражданами и юридическими лицами, а также органами государственной власти;
• нарушение правил режима влечет применение дополнительных мер государственного принуждения.
По степени принадлежности к режимам обеспечения н/б выделяют :
• режимы обеспечения государственной безопасности (государственная тайна, государственная граница, пограничный режим, режим въезда в Российскую Федерацию и др.);
• режимы обеспечения государственной безопасности и общественного порядка (пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации);
• режимы обеспечения (охраны) общественного порядка (порядок оборота огнестрельного оружия, взрывчатых и отравляющих веществ, радиоактивных изотопов, наркотических веществ или паспортно-визовый режим);
• административно-правовые режимы, предназначенные для достижения целей в других отраслях хозяйствования (таможенный режим, санитарный режим и др.);
• сложные административно-правовые режимы (в условиях массовых беспорядков, эпидемий, эпизоотий, стихийных бедствий, техногенных процессов, военной угрозы и др.).
Таким образом, можно сделать вывод, что АТР имеет множество классификаций. При этом нужно отметить, что режим АТР может быть введен, как в рамках всего государства, так и в рамках отдельного региона, города или населенного пункта. В более частном значении режим АТР может быть ограничен отдельной улицей населенного пункта.
Выводы по первой главе
В ходе написания первой главы сделаны следующие выводы:
Административно-правовой режим – это особое состояние обеспечения работы государства, органов власти, а также обеспечения прав и безопасности граждан в ситуации нарушения обычного порядка деятельности государства.
По большому счету административно-правовой режим связан с понятием о защите государственного аппарата, а также защите гражданского населения. При этом законодатель допускает временное ограничение прав и свобод, как граждан, так и юридических лиц на определенной территории.
Здесь нужно отметить, что главная цель АТР сводится к сохранению и нормализации работы органов власти, а так же жизнедеятельности простых граждан. Например, в случае введения режима КТО (контртеррористической операции) власти имеют право проверять документы граждан, проводить облавы, нарушать неприкосновенность жилья и т.д.
С другой стороны нужно отметить, что административно-правовой режим не обязательно связан именно с каким-то бедствием или чрезвычайным происшествием. АТР, как режим может быть введен в рамках отдельного закрытого городка при разработке нового вида технологий, вооружений и т.д. Точно также административно-правовой режим может быть введен для обеспечения безопасности секретов государства.
В любом случае главное при понимании АТР сводится именно к тому, что законодатель наделяет органы власти при введении АТР исключительными правами по охране и обеспечению безопасности, как граждан, так и органов власти. При этом законодатель отметил, что органы власти имеют полное право в интересах безопасности нарушать конституционные права граждан. Вернее, по сути, с введением АТР на данной территории органы власти в интересах самих граждан и их безопасности действуют более решительно.
Это не означает, что органы власти становятся бесконтрольны. Они обязаны обеспечить сохранение безопасности мирного населения и безопасность организаций. Другой вопрос, что для достижения этой цели органы власти теперь могут действовать более решительно.
АТР имеет множество классификаций. При этом нужно отметить, что режим АТР может быть введен, как в рамках всего государства, так и в рамках отдельного региона, города или населенного пункта. В более частном значении режим АТР может быть ограничен отдельной улицей населенного пункта.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2014. – N 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 18.08.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 05.12.1994, ст.3301.
3. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1 (последняя редакция) – Электронный документ – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481/ (дата доступа 10.12.2022)
4. О военном положении: федеральный конституционный закон от 30.01.2002 г. N 1-ФКЗ (ред. от 1.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 5, 04.02.2002, ст.375.
5. О противодействии терроризму: федеральный закон от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ (ред. от 29.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 11, 13.03.2006, ст.1146.
6. Указ Президента РФ от 14 июня 2012 г. N 851 «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства» – Электронный документ – https://base.garant.ru/70189916/#friends (дата доступа 10.12.2022)
7. Административное право: особенная часть: учебное пособие / авт.- сост. О.Н. Дядькин, О.В. Карпов, Ю.Д. Лёвкин, С.В. Ледащев. – Владимир: Владимирский филиал РАНХиГС, 2020. – 117 с.
8. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА М.: 2022. – 736 с.
9. Административно-правовые режимы в государственном управлении в Российской Федерации: теория и современная практика: монография / Е.С. Болтанова, А.А. Здоровцева, О.А. Золотова и др.; отв. ред. проф. А.Ф. Ноздрачев. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Юридическая фирма КОНТРАКТ, 2017. – 528 с
10. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. Особенная часть: Учебник для вузов. – М.: Зерцало-М, 2018. – 272 с.
11. Гуринович А.Г., Павлюк А.В. Правовые основы деятельности федеральных органов исполнительной власти: перечень базовых законодательных актов, извлечения из положений об органах: сборник документов. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 746 с.
12. Жилина Е.Ю. Административно-правовые режимы в России. Развитие и совершенствование правового обеспечения. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
13. Керамова С.Н, Абдуллаев М.М. Вопросы правового регулирования административно-правовых режимов в России // Закон и право. – 2019 г., N 2. – с. 180-182.
14. Константинов Алексей Владимирович. Специфика юридической природы правового режима в административном праве // Наука, техника и образование. – 2015 г. N 11 (17).
15. Лебедев О.М., Носов М.С. Административно-правовые режимы в современном российском праве. Достоинства и недостатки. // Материалы международного евразийского научного форума – СПБ.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, 2020. – 113-120 с.
16. Малиновская В.М. Административное право России: учебно-методическое пособие / В.М. Малиновская; отв. ред. д-р юрид. наук, профессор А.А. Малиновский. – М.: МГИМО-Университет, 2017. – 482 с.
17. Ноздрачев А.Ф. Современное содержание понятия «административно-правовой режим» // Административное право. Финансовое право. Информационное право – 2017 – Электронный ресурс – https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-soderzhanie-ponyatiya-administrativno-pravovoy-rezhim - (дата доступа 06.12.2022)
18. Ноздрачев А.Ф., Стародубова О.Е. Административно-правовые режимы: современное содержание и тенденции развития // Журнал российского права. – 2016 г., N 9 (237). – с. 146-153.
19. Ноздрачев А.Ф. Современное содержание понятия «Административно-правовой режим» // Журнал российского права. – 2017 г., N 2 (242). – с. 98-110.
20. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации. Учебник. 2-е издание. Отв. редактор Л.Л. Попов. – М.: РГ-Пресс, 2021. – 544 с.
21. Россинский, Б.В, Старилов Ю.Н. Административное право: учебник. 6-е изд., пересмотр. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2020. – 640 с.
22. Смоленский М.Б., Дригола Э.В. Административное право: учебник. – М.: КНОРУС, 2020. – 320 с.
23. Фадеева О.В. Борисов А.М. Современное российское право. Актуальные проблемы развития. – Тверь: Контур, 2019. – 531 с.
24. Шурухнова Д.Н., Комовкина Л.С. Особенности реализации специальных административно-правовых режимов в деятельности органов внутренних дел // Вестник экономической безопасности. – 2017 г., N 2. – с. 138-142.