Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации общества. Нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Особое место в формирование основ нравственного самосознания личности отведено начальной школе, так как младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. В этом возрасте ребенок восприимчив к усвоению моральных знаний, которые являются регулятором духовно-ориентированного поведения, его мотивов. Считаю, что от того, как будет воспитан младший школьник в нравственном отношении, зависит не только его дальнейшее успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Инструментом реализации ФГОС, следовательно, и поставленных целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания личности выступает содержание учебных предметов. Так, например, содержание курса «Литературное чтение» (авторы: Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова) обеспечивает формирование личности младшего школьника через восприятие и осознание культурно-исторического наследия народа. Для этого используются тексты классической и современной литературы, фольклорные произведения разных народов. Система вопросов и заданий способствует формированию культуры речевого общения, развитию творческих способностей учащихся, приобщает их к духовно-нравственным ценностям, знакомит с этическими и эстетическими нормами.
Ценностью художественной литературы является возможность анализа положительных результатов нравственных поступков героев, сравнения разных позиций и моделей поведения положительных и отрицательных персонажей. Таким образом, в процессе освоения литературного наследия у младших школьников формируется нравственная и культурная основа его личности.
Исходным материалом на уроке чтения служит литературное произведение, основой которого является слово автора. И от того, насколько точно ребенок поймет не только лексическую, но и нравственную, эмоциональную сторону слова, зависит и понимание ребенком нравственной проблемы произведения.
В процессе учебной деятельности у детей формируется различные нравственные качества. Чтение как форма деятельности включает в себя разные аспекты формирования нравственных качеств и в связи с этим их следует считать фактором нравственного развития личности.
Эффективность учебной деятельности школьников будет заключаться в том, что, если педагогические условия будут способствовать раскрытию и развитию духовно – нравственных качеств школьников, а именно ответственности, доброжелательности, самостоятельности. Все это возможно реализовать на уроках литературного чтения.
Проблема: как формировать нравственные качества младших школьников на уроках литературного чтения?
Противоречие: между содержанием процесса воспитания младших школьников в соответствие с ФГОС НОО и содержанием учебных дисциплин.
Сказка «Конек-горбунок» известна всем. Несомненно, это классическое произведение в литературе для детей. Автор сказки П.П. Ершов создал сказку, которая уже почти два столетия доставляет радость читателям всех возрастов. Ребенка занимает внешний ход событий, история Ивана - дурачка, который с помощью Конька-горбунка обретает счастливую судьбу. Взрослея, читатель открывает глубокий смысл сказочного повествования, наслаждается мелодикой стиха и осознает сатирическую подоплеку событий, оценивает тонкий юмор сказки. В этом проявляется глубинная связь со сказкой народной, которая также предназначалась для всех возрастов и учила жизни, доставляя эстетическое наслаждение. Трудно представить человека, который был бы не знаком с этой сказкой.
Сказка П.П. Ершова «Конек-горбунок» изучается во всех программах начального образования, как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся. Это и определяет актуальность рассмотрения темы данной темы.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: содержание уроков литературного чтения в начальной школе.
Цель исследования: теоретически рассмотреть и практически обосновать педагогические условия, необходимые для нравственного воспитания младших школьников при изучении сказки П. Ершова «конек-горбунок».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты развития эмоций и чувств как условие нравственного воспитания у детей младшего школьного возраста
1.1. Особенности эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста
«Эмоционально волевая сфера личности включает в себя два тесно взаимосвязанных понятия, одним из которых являются человеческие эмоции и чувства, а другим – воля.
Это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств» . Развитие устойчивой волевой сферы и сильной эмоциональной стороны детей важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет в младшем школьном возрасте, поскольку все стороны учебной деятельности школьников сопровождаются определенными волевыми усилиями и эмоциями.
Изучением эмоционально-волевой сферы занимались такие отечественные педагоги и психологи, как: Е.И. Рогов, И.М. Сеченов, А.Ц. Пуни, а так же практики: Л.И. Рыбак, Е.С. Бендер, Е.Н. Иванова. Таким образом, современная психология считает, что изучение эмоционально-волевой сферы у детей было и остается актуальным в наше время. На современном этапе данная проблема исследования отражена в таких нормативно-правовых источниках, как: «Конвенция о правах ребенка», ст. 29: «Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» . Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования также гласит о необходимости «учета индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» . Таким образом, интерес к проблеме развития эмоционально-волевой сферы обусловлен значением этого психического явления в жизни человека.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамов И.С. О поэте П.П.Ершове / / Сибирские огни. — 1940. — № 4. — С. 239.
2. Анисимова Е.А. Роль игры в формировании волевых качеств личности младшего школьника // Социальная сеть работников образования nsportal. ru. – 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksovdetskii-sad-nachalnaya-shkola/2015/09/13/rol-igry-vformirovanii
3. Бендер Е.С. Формирование учебной мотивации и положительного отношения к учебной деятельности через подготовку творческих домашних заданий в начальной школе // Социальная сеть работников об- разования nsportal.ru. – 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ materialy-mo/2013/12/01/formirovanie-uchebnoymotivatsii-i-polozhitelnogo
4. Выдренкова А.А. Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников: магистер. дис. Тольятти, 2016
5. Гришина Р.М. Формирование сплоченного коллектива младших школьников // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/04/10/ formirovanie-splochennogo-kollektiva-mladshih
6. Данилюк А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: «Просвещение». 2009. – 23с.
7. Дановский А.В. Продолжатель пушкинских традиций в сказочном жанре П. П. Ершов / А. В. Дановский // Начальная школа. — 2008. — № 10. — С. 35
8. Ершов П.П. Конек-Горбунок. — Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1988.
9. Кириченко С.И. Особенности развития детей младшего школьного возраста группы риска. // Социальная сеть работников образования nsportal. ru. – 2012 [Электронный ресурс]. – Режим до- ступа: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/ library/2012/12/31/osobennosti-razvitiya-deteymladshego-shkolnogo
10. Конвенция о правах ребенка // Организация Объединенных Наций. Конвенции и соглашения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ childcon.
11. Коротова В.И. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoeobobshchenie/2013/03/21/tema-raboty-razvitiekommunikativnoy
12. Кочисов В.К., Гогицаев О.У., Гадельшин А.В. Этическая беседа как средство формирования духовно- нравственной культуры младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19530
13. Михайлова Е. В. Педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности: диссертация ... кандидата педагогических наук: - М, 2007. - 238 с.
14. Михеева Л. Н. О «Коньке-горбунке» и его авторе / Л. Н. Михеева // Русская речь. — 1990. — № 2. — С. 17–24
15. Никеева М.М. Формирование основ нравственных представлений у младших школьников посредством народных сказок: дис. … канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006
16. Психодиагностические методики // Глубинная психология psyoffi ce.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psyoffi ce.ru/3-0- praktikum-00275.htm
17. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005
18. Солоухин В. Пусть здравствует Конек-Горбунок / / Детская литература. — 1973. - № 4. - С. 4.
19. Стародубова Е.А. Эмоционально-нравственное развитие личности младшего школьника в процессе образования // Начальное образование. 2007. №5. С. 40 – 41
20. Третинникова В.С. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiysad/materialy-dlya-roditeley/2014/02/23/razvitieemotsional no-volevoy-sfery-doshkolnik
21. ФГОС начального общего образования, Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 // Информационный портал: Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ documents/922
22. Флеров В. Как не надо учить читать и писать. М., 1916. – с. 21
23. Фонвизин М.А. Сочинения и письма. — Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1979. - Т. 1.
24. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4 - е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 519 с.
25. Чехов Н.В. Введение в изучение детской литературы. Из лекций народным учителям на летних курсах по вопросам детской литературы и детского чтения. М., 1915. – с. 20
26. Чикова Н.В. Волшебная сказка как средство нравственного воспитания младших школьников // Актуальные вопросы художественного образования: теория, методика, практика: материалы очно-заочной научно-практической конференции. Екатерибург, 2017. С. 177 – 183