Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Многообразие субъектов в составе Российской Федерации определяет формирование устойчивых и эффективных отношений, выполнение которых является сложным из-за того, что у многих субъектов Федерации не имеется потенциала, отвечающего статусу государственного образования.
Реформы федеративных отношений в России обусловливают потребность переосмыслить происходящие изменений в субъектном составе РФ, заставляют обращать внимание исследователей на развитие федеративных отношений и специфику взаимоотношений между РФ и ее субъектами, осознать роль и значение конституционно-правового процесса преобразования субъектов Федерации в развитии федеративных отношений.
Часть 1 статья 137 Конституция РФ предусматривает два вида изменений в составе субъектов Федерации: принятие нового субъекта в состав РФ и образование в ее составе новых субъектов.
Образование субъектов Российской Федерации потенциально может быть реализовано в форме объединение нескольких субъектов; разделение на двух и более новых субъекта; выделение одного субъекта из состава.
Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе образования новых субъектов Федерации.
Предмет исследования – конституционно-правовые нормы, регулирующие образование новых субъектов Федерации.
Цель курсовой работы – проанализировать понятие и порядок образования нового субъекта в составе Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Охарактеризовать цели и особенности инициативы образования нового субъекта Федерации.
2. Рассмотреть порядок проведения референдума по вопросу образования нового субъекта и охарактеризовать результаты образования нового субъекта Федерации.
3. Проанализировать особенности принятия в состав Российской Федерации нового субъекта.
1. Цель и инициатива образования нового субъекта Федерации
Важным направлением реформирования государственности России является процедура оптимизации количественного состава субъектов Федерации и образование в ее составе новых субъектов. Изначально, в соответствии с Конституцией Российской Федерации от 1993 г., в составе РФ находились 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 9 автономных округов.
Часть 2, статься 65 Конституции РФ гласит, что «принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом». В соответствии с принятым в реализацию указанным положением Конституции РФ и статьей 1 закона «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» вытекает, что образование в составе РФ нового субъекта представляет собой процедуру, которая предусматривает изменение состава субъектов Федерации, не связанную с принятием в РФ иностранного государства либо его части [2, с. 17].
Анализируя вопросы образования нового субъекта Федерации с позиции юридической процедуры необходимо акцентировать внимание на положениях Закона, который определяет возможность ее начала. Данными являются требования статьи 3 Закона, а также условия образования нового субъекта в статье 5. Основными требованиями являются добровольная основа, приоритет интересов государства, учат принципов федеративного устройства, прав и свобод личности, учет исторических, хозяйственных и культурных связей субъектов РФ, социально-экономические возможности субъектов РФ. Данными требованиями определяется конституционно-правовая, политическая и социально-экономическая возможность образования нового субъекта Федерации. Инициативы по образованию нового субъекта Федерации, которые не отвечают данным требованиям, являются недопустимыми.
В соответствии ч. 1 ст. 5 закона, образование нового субъекта может происходить только путем объединения двух и более субъектов, которые граничат между собой. В части 2 статье 5 Закона, «образование в составе Российской Федерации нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов Российской Федерации, территории которых подлежат объединению». Данное положение статьи нельзя принимать как условие, в нем указаны возможные следствия объединения. Пункт. 3 статьи 5 Закона не является обязательным условием в том случае, если понимать под ним обстоятельства образования нового субъекта. Возможно, данное положение пункта направлено на устранение неоднозначного понимание статьи в целом в соответствии с возможностями изменения наименования субъекта Федерации, которое предусмотрено частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации [9].
Процедура представляет собой официально установленную последовательность действий с целью реализации того ил иного дела. Также юридическую процедуру можно определить в качестве совокупности совершаемых в определенной последовательности юридических действий, имеющих собственные, локальные правовые последствия, которые влияют на всю процедуру и ее действительность.
В качестве социального явления процедура является системой, для которой характерны такие черты, как ориентировка на достижение конкретного общественного результата; последовательность актов поведения, внутренняя структурированность деятельность целесообразными социальными отношениями; наличие модели развития, которая предварительно установлена нормативно или индивидуально; иерархическая структура; динамичность развития; служебный характер.
На сегодняшний день субъекты Федерации являются равноправными между собой и во взаимоотношениях с федеральными государственными органами, однако они не являются равноправными в силу существования различных форм государственности. Каждый субъект имеет разные возможности. Правовой статус субъекта Федерации определяется его принадлежностью к той или иной группе субъектов РФ, определяет ряд различий между группами субъектов Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального конституционного закона образование в составе РФ нового субъекта может быть реализовано в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом, а также федеральным конституционным законом об образовании в составе РФ нового субъекта. Здесь следует отметить прецедент введения в практику законодательства таких актов, как «именные» федеральные конституционные законы об образовании в составе РФ новых субъектов Федерации, с помощью федерального конституционного закона, а не Конституции, а это, в свою очередь, способствует расширению сферы конституционно-правового регулирования [18].
Образование нового субъекта в составе РФ может быть реализовано добровольно. Федеральный конституционный закон устанавливает ряд требований к образованию в составе РФ нового субъекта:
а) Принцип добровольности;
б) Приоритет государственных интересов РФ;
в) Приоритет принципов федеративного устройства РФ;
г) Приоритет прав и свобод человека и гражданина;
д) Учет исторических, хозяйственных и культурных связей субъектов РФ;
е) Социально-экономические возможности субъектов.
Условия образования в составе РФ нового субъекта Законом включают в себя и объединение двух или более субъектов РФ, которые граничат между собой, что влечет прекращение существования субъектов РФ, территории которых будут объединены.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2-х т. Т. 2. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 240 с.
2. Амирбеков К. Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности // Право и жизнь. – 2015. – № 30. – С. 17-18.
3. Антонова, Н. А. Разграничение полномочий между Федерацией и субъектами РФ в сфере регулирования местного самоуправления //Конституционное и муниципальное право. – 2015. – № 4. – С. 64-67.
4. Безруков А.В., Кондрашев А.А. Законодательное регулирование конституционно-правовой ответственности региональных и местных органов власти // Правоведение. – 2016. – № 1. – С. 54-58.
5. Борисова Л.Н. Общая теория процессуальных норм права: дис. ... канд. юрид. наук. 2004. – 212 с.
6. Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. – М.: Институт экономики РАН., 2008. – 132 с.
7. Дмитриева А.П. Опыт мониторинга документооборота в федеральных органах исполнительной власти//Документация в информационном обществе: проблемы оптимизации документооборота. -М.: Федеральное архивное агентство, Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), 2012. -С. 181-186.
8. Каллагов Т. Э. Особенности правового регулирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации //Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. – 2014. – № 2. – С. 36-38.
9. Конституция Российской Федерации// [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular – Дата обращения: 07.04.2018.
10. Косинский, П. Д. Преобразование муниципальных образований как способ выравнивания бюджетной обеспеченности//Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2015. – № 2. – С. 6-10.
11. Мирзаев М. А. Очевидные проблемы в развитии местного самоуправления ⁄⁄ Вестник Дагестанского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 73-79.
12. Муниципальное право: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И. Овчинников, А. Н. Писарев. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. – 361 с.
13. Муниципальное право России: учебник для бакалавриата / отв. ред. Г. Н. Чеботарев. – 3е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРАМ, 2017. – 416 с.
14. Ряжапов, Н. Этапы преобразования местного самоуправления в Москве //Власть. – 2015. – № 5. – С. 35-40.
15. Сергеев А.А. Федерализм и местное самоуправление как институты российского народовластия. – М.: ИД «Юриспруденция», 2005. – 256 с.
16. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular – Дата обращения: 07.04.2018.
17. Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» от 25.03.2004 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 2004. №13. Ст.4110/КонсультантПлюс.
18. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (от 31.10.2005 N 7-ФКЗ) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» /КонсультантПлюс.
19. Чепрасов К.В. Конституционализация местного самоуправления как нижнего пространственного уровня публичной власти// Пробелы в российском законодательстве. – 2016. – №3. – С. 89-94
20. Юсуфов, Р. А. Совершенствование структуры управления администрации муниципального района//Экономика сельского хозяйства России. – 2015. – № 3. – С. 74-81.
21. Январева, Л. В. Реформа местного самоуправления в Челябинском городском округе // Проблемы права. – 2015. – № 2. – С. 80-84.