Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время проблема с обеспечением национальной безопасности Российской Федерации (выделим отдельно экономическую безопасность в условиях международных санкций, установленных в отношении Российской Федерации встала достаточно остро. Экономическая безопасность – неотъемлемая и важная часть национальной безопасности. Обеспечение экономической безопасности страны является важным направлением деятельности всех органов государственных органов. Таможенными органами Российской Федерации обеспечение экономической безопасности осуществляется путем практической реализации мер государственного регулирования внешней торговли. Однако, применение мер сопряжено с необходимостью соблюдения страной обязательств, взятых в международных организациях. При этом, применяемые меры должны содействовать развитию внешнеторговых отношений с другими странами.
В последние годы Соединенные Штаты и страны Европейского союза ввели в отношении России экономические санкции, наиболее активным инициатором которых являются Соединенные Штаты. Целью санкций является ограничение потока экспортируемых и импортируемых товаров, а также запрет на въезд на территорию этих стран отдельным главам государств и частным лицам с бизнес-структурами. В целом санкции направлены на разрушение российской экономики и сокращение производства и конкуренции в определенных отраслях, таких как нефтегазовый сектор, военно-промышленный комплекс и банковская отрасль. Российская Федерация является членом Всемирной торговой организации (ВТО), и меры, принимаемые другими членами ВТО, противоречат основным принципам организации. В статье рассматриваются санкционные меры, принятые Европейским Союзом и Соединенными Штатами, включая изменения в таможенно-тарифном надзоре за внешней торговлей сырьем и химической промышленностью. Эти решения являются ответом России на жесткую политику Соединенных Штатов и Европейского Союза.
Цель исследования – таможенно-тарифное регулирование и обеспечение экономической безопасности РФ в условиях санкций.
Исходя из поставленной цели можно выделить задачи, которые требуют решения:
охарактеризовать понятие и общая характеристика таможенно-тарифного регулирования;
рассмотреть таможенно-тарифные меры регулирования внешней торговли;
изучит особенности таможенно-тарифного регулирования в РФ на современном этапе развития международных отношений;
оценить особенности таможенно-тарифного регулирования в условиях экономических санкций по отношению к России.
Объект исследования – внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность России.
Предметом исследования является система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России в условиях санкций.
Теоретическая основа исследования была сформирована на базе исследования трудов отечественных и зарубежных экономистов в области таможенного дела и таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, таких как: Новиков В.Е., Дробот Е.В., Цветинский М.П., Бовкун Д.В. и других.
В целом, результаты полученные в рамках написания курсовой работы могут быть использованы как в ходе изучения порядка начисления таможенных платежей, так и при подготовке и реализации внешнеторговой сделки.\.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Понятие и общая характеристика таможенно-тарифного регулирования
В современном мире механизмы таможенного и тарифного надзора решают регулятивные, торгово-экономические и налоговые вопросы. Таможенно-тарифный надзор понимается как ряд институтов надзора за внешней торговлей страны, тарифных и нетарифных мер, которые помогают защитить внутренние интересы, надзор за импортом и экспортом и доходы бюджета.
Одной из главных задач страны является создание условий, способствующих развитию бизнеса и привлечению инвестиций. Приоритет отдается местным бизнес-организациям, которые обеспечивают получение большого объема налоговых поступлений и создают возможности трудоустройства, необходимые населению. Хотя глобализация экономического рынка оказала в целом положительное влияние, она стала одним из факторов, повысивших порог для входа в предпринимательскую сферу. При отсутствии достаточной финансовой поддержки очень трудно конкурировать с крупными компаниями и иностранными товарами, особенно на стадии открытия. Одним из решений является таможенно-тарифный контроль - с точки зрения защиты интересов отечественных предприятий и с точки зрения дополнительных бюджетов целесообразно принять комплекс мер - ввести дополнительные тарифы на определенные категории импортируемой продукции .
Постоянное совершенствование процедур незаконного перемещения товаров и использование ложной информации привели к снижению суммы таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет. В этом случае контроль правильности учета прав и целостности таможенных платежей находится на переднем крае системы таможенного контроля. Также важно учитывать непрерывное развитие системы таможенного контроля, которое требует от таможенных органов быстрого внедрения новых информационных систем и алгоритмов для применения определенных мер контроля.
Таможенные пошлины регулируют внешнеэкономическую деятельность и направлены на обеспечение экономической стабильности страны, которая необходима для всестороннего развития. Российская Федерация является членом ЕАЭС — Евразийского экономического союза, который определяет общность торговых зон и принципы создания систем контроля. Правовой основой данного дела является Кодекс организации и Федеральный закон № 289, который содержит положения, определяющие процедуры коммерческих сделок между контрагентами в разных странах .
Основные концепции таможенно-тарифного контроля внешнеэкономической деятельности (экспорта и импорта) определяют методы и функции государственного участия и направлены на оптимизацию существующих процессов. У правительства есть определенный законодательный механизм для реализации права устанавливать тарифы, которые могут не только извлекать дополнительную прибыль из бюджета, но и ограничивать выход продукции иностранных производителей на внутренний рынок. Система также работает в противоположном направлении, сокращая количество экспортируемых ресурсов и товаров и устраняя искусственно созданный дефицит для повышения розничных цен.
Перечень приоритетов, определенных в рамках тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и внешней торговли, формируется и корректируется ежегодно с учетом интересов национального бюджета и налоговой политики. Принимая во внимание сложные обстоятельства, связанные со многими ограничениями политического и эпидемиологического характера, главной целью в последние годы остается поддержание конкурентоспособности отечественных коммерческих проектов, в том числе коммерческих проектов, специализирующихся на производстве и продаже импортозамещающей продукции, а также эффективная организация экспортных поставок. В то же время важно учитывать, что повышение тарифов в конечном итоге скажется на нагрузке на потребителей, особенно когда речь идет о товарах без местных аналогов, качественные характеристики которых сопоставимы .
Тарифы и тарифная корректировка внешнеторговой деятельности, наряду с нетарифной корректировкой, являются методом влияния страны на международную торговлю и выполняют две важные функции.:
Протекционист. Установление импортных тарифов сделало местных производителей более конкурентоспособными, поскольку стоимость импортируемой продукции возросла.
Свободные финансы. Уплаченные тарифы пополняют национальный бюджет.
Таможенно-тарифный надзор основан на тарифных ставках и состоит из следующих взаимосвязанных элементов:
1. Тариф - совокупность налоговых ставок. На территории ЕАЭС действует единый тариф (ЕТТ ЕАЭС).
2. Товарная номенклатура внешнеторговой деятельности - это классификатор кодов товаров, который позволяет однозначно связывать названия товаров с десятизначными кодами. Размер налоговой ставки определяется на основе кода ТН ВЭД, а не названия. На территории ЕАЭС действует единая номенклатура.
Таможенные процедуры, включая декларирование и регистрацию транзита товара. В эпоху глобализации мировой экономики все элементы таможенного и тарифного контроля унифицированы международными договорами, такими как Конвенция о скоординированной системе описания и кодирования товаров, и контролируются международными институтами, такими как Всемирная торговая организация (ВТО). Тарифы являются методом регулирования внешнеэкономической деятельности страны и давно известны. Принятый метод позволяет нам решить две основные задачи: защитить отечественных производителей от иностранных конкурентов, которые не всегда используют серьезные методы продвижения на рынке, и увеличить бюджетные средства, которые впоследствии используются на другие приоритетные цели. Протекционизм и фискальные функции реализуются одновременно, что помогает поддерживать баланс товарного представительства и развития отечественного бизнеса в определенных отраслях. На рисунке 1 показаны наиболее актуальные ключевые стратегические направления развития российских таможенных служб.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Нормативно-правовая база
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 03.08.2020 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL: https://sudact.ru/law/ federalnyi-zakon-ot-03082018-n-289-fz-o/
4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 16.03.2020) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Литература
5. Ахмедзянов, Р.Р. Состояние и направления развития системы экспортного контроля в России / Р.Р. Ахмедзянов // Вестник Академии знаний. 2020. № 6 (41). –С. 36-38.
6. Баландина, Г.В. Таможенное администрирование в России: направления совершенствования / Г.В. Баландина // Экономическая политика. 2018. – Т. 13. No 3. – С. 106–131.
7. Блинов, Н.М. Таможенная политика России Х - ХХ веков: моногр. / Н.М. Блинов. - М.: Русина, 2017. - 272 c.
8. Боков, К. И. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России в XIX - начале XX века / К.И. Боков. - М.: Проспект, 2019. - 172 c.
9. Габричидзе, Б.Н. Практика применения Таможенного Кодекса РФ / Б.Н. Габричидзе. - М.: Книжный мир, 2019. - 496 c.
10. Ершов, А. Д. Информационное обеспечение управления в таможенной системе / А.Д. Ершов, П.С. Копанева. - М.: Знание, 2020. - 232 c.
11. Киладзе, А.Б. Логистика в таможенном деле. Учебное пособие: моногр. / А.Б. Киладзе. - М.: Проспект, 2020. - 945 c.
12. Мигел, А.А. Поступления таможенных платежей в Российский бюджет от экспорта углеводов: оценка и перспективы снижения зависимости от нефтяной конъюнктуры / А.А. Мигел, М.В. Непарко // Modern Economy Success. 2021. № 3. – С. 117-122.
13. Миляков, Н. В. Таможенная пошлина / Н.В. Миляков. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 256 c.
14. Новое таможенное законодательство 2004 / ред. А.М. Гирин. - М.: Проспект, Велби, 2020. - 470 c.
15. Ноздрачев, А. Ф. Административная организация таможенного дела. Учебно-практическое пособие / А.Ф. Ноздрачев. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2018. - 480 c.
16. Петрушина, О.М. Практика взимания и обеспечения уплаты таможенных платежей в России / О.М. Петрушина // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29 (3). – С. 290-293.
17. Подготовка специалистов с высшим образованием по специальности «Таможенное дело». Российский и зарубежный опыт. - М.: Юстиция, 2020. - 342 c.
18. Попович, О. М. Таможенное право: моногр. / О.М. Попович, Ю.С. Тихомирова. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2020. - 160 c.
19. Самолаев, Ю.Н. Организация Таможенного Дела В Российской Федерации: Учебное Пособие / Ю.Н. Самолаев., (Гриф) / Ю.Н. Самолаев. - Москва: Машиностроение, 2019. - 356 c.
20. Самолаев, Ю.Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации / Ю.Н. Самолаев. - М.: Альфа-М, 2019. - 724 c.
21. Семенова, И.В. Рассмотрение дел о нарушениях норм таможенного законодательства. Судебная практика и комментарии / И.В. Семенова, Г.В. Матвиенко, И.А. Цинделиани. - М.: Эксмо, 2018. - 304 c.
22. Филиппова, И. А. Влияние санкций на экономическую безопасность России / И. А. Филиппова, А. Э. Кожемяко. // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 355-356.
3. Электронные ресурсы
23. Договор о Евразийском экономическом союзе России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
24. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Проект) России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
25. Дулепин Ю.А., Казакова Н.В., Некоторые аспекты терминологического анализа инновационной деятельности и процессов трансфера инноваций //КиберЛенинка: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-terminologicheskogo-analiza-innovatsionnoy-deyatelnosti-i-protsessov-transfera-innovatsiy
26. Официальный сайт Российской Академии наук [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ras.ru/
27. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru
28. Стратегия научно – технического прогресса в Российской Федерации на долгосрочный период [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sntr-rf.ru/materials/strategiya-nauchnotekhnologicheskogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-na-dolgosrochnyy-period/
29. Темпы роста производства сыров в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://milknews.ru/analitika-rinka-moloka/rinok-moloka-v-Rossii/Tempy_ rosta_proizvodstva_syrov_v_Rossii_znachitelno_snizilis.html
30. ФТС России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.customs.ru/.