Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СМЫСЛОВЫХ ФАКТОРОВ СОВЛАДЕНИЯ С ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ 4
1.1. Подходы к изучению понятия трудной жизненной ситуации в отечественной и зарубежной психологии 4
1.2. Современное состояние исследования проблемы совладения с трудной жизненной ситуацией в отечественной и зарубежной психологии 10
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 15
2.1. Этапы исследования 15
2.2. Методики исследования 16
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 18
3.1. Результаты диагностики стрессоустойчивости у студентов 18
3.2. Результаты проведения анкеты для выявления силы, мотивации и оптимизма у студентов 18
ВЫВОДЫ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной контрольной работе, заключается в том, что сложная жизненная ситуация – это в настоящее время значимые для человека состояния, вызывающие негативные эмоции и депрессивные состояния. Тяжелые состояния всегда субъективны, что выражается индивидуальной тяжестью переживаний. Это всегда опасная ситуация. Это требует от человека приспособления к новым условиям. В противном случае это может привести к личностным, поведенческим, психическим нарушениям и нарушениям.
Современное российское законодательство определяет термин «трудная жизненная ситуация» как «ситуацию, объективно мешающую жизни гражданина (инвалидность, невозможность самообслуживания в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротством, беспризорностью, малообеспеченностью, безработицей, отсутствием постоянное место жительства, конфликты и насилие в семье, одиночество и др.), которые он не может преодолеть самостоятельно.
Термин «жизненная ситуация» стал использоваться в психологии с начала 20 века. Жизненная ситуация определяется по отношению к условиям, обстоятельствам, потребностям, ценностям и представлениям конкретного человека в целом, которые влияют на поведение и мировоззрение человека на данном конкретном этапе его жизни.
Цель исследования – установить особенности помогающего поведения человека в ТЖС. Объект исследования – ТЖС. Предмет исследования – особенности помогающего поведения человека в ТЖС.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину ТЖС.
2. Дать характеристику стратегий поведения в ТЖС.
3. Рассмотреть основные методы выхода из ТЖС.
4. Рассмотреть практические аспекты позитивного поведения в ТЖС.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СМЫСЛОВЫХ ФАКТОРОВ СОВЛАДЕНИЯ С ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИЕЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУКЕ
1.1. Подходы к изучению понятия трудной жизненной ситуации в отечественной и зарубежной психологии
В научной литературе выделяется множество подходов к пониманию термина «трудная жизненная ситуация».
Трудная жизненная ситуация называется состояниями [Климова, 2021]:
• не удовлетворять потребности личности;
• вопреки вашим убеждениям;
• создавать негативный опыт.
Трудной жизненной ситуацией может быть смерть значимого человека, увольнение, потеря социального или материального положения, болезнь, низкий доход, насилие и жестокое обращение, незапланированная беременность, развод и другие, личностно значимые события.
Сложные состояния могут возникать под влиянием внешних и внутренних факторов. Суть в том, что человек не может решить проблему обычным способом. Сложные ситуации характеризуются [Василенко, 2020]:
• напряжение;
• требование, чтобы человек решил какую-то проблему;
• потребность изменить привычное поведение и активность.
Субъективно это осуществляется через состояние стресса, невозможность соответствовать новым требованиям, неопределенность перспектив. Сложная жизненная ситуация отличается от кризисной или предельной ситуации, которые более травматичны для психики [Федорова, 2016].
Как правило, трудная жизненная ситуация вызывает конфликт между интересами личности или интересами личности и общества. Человеку приходится выбирать новые пути достижения цели. Это критическая ситуация и в какой-то мере переломная, для которой характерна социальная нестабильность человека.
Факторы сложной жизненной ситуации. На осознание человеком тяжелых состояний влияют следующие факторы [Бредфорд, 2015]:
• поведенческий (осознание невозможности следования привычным образцам);
• когнитивный (осознание нехватки знаний, умений и навыков для преодоления ситуации);
• витальный (субъективное ощущение невозможности пребывания в данной ситуации);
• экзистенциальное (осознание пустоты, переосмысление ценностей).
Структура сложной жизненной ситуации. При анализе сложной жизненной ситуации необходимо оценить [Номенко, 2022]:
• его участники;
• действия, происходящие в этой ситуации;
• время и пространство развития событий;
• опыт и личное видение ситуации со стороны основного участника.
Социальная психология занимается изучением сложных жизненных ситуаций. Работу с людьми, оказавшимися в таких условиях, проводят социальные психологи и социальные работники [Коржова, 2002].
Виды проблемных (трудных) ситуаций. Сложные жизненные ситуации принято классифицировать как [Яковлева, 2021]:
• по возрасту субъекта (дети, подростки, подростки, взрослые);
• по характеристикам (индивидуальные, групповые, семейные);
• по реакции субъекта (адекватной или неадекватной, то есть активирующей силы или тормозящей человека);
• по уровню адаптации (активная, пассивная, адаптационная).
Помощь в трудной жизненной ситуации. Цель работы в сложной жизненной ситуации – адаптироваться к новым условиям и стабилизировать ситуацию. В результате человек либо занимает активную жизненную позицию (благоприятная адаптация), либо становится оппортунистом (дезадаптация) [Юматова, 2021].
Существуют полезные (конструктивные) и бесполезные (деструктивные) способы адаптации к ситуации. структурные включают [Власова, 2016]:
• максимальное использование своего потенциала и ресурсов, помощь личностно значимого круга общения;
• целенаправленное использование этих ресурсов и накопление социального опыта;
• переоценка ситуации, поиск альтернатив и рассмотрение ее как совокупности возможностей, а не ограничений.
Следующие стратегии являются деструктивными [Леонтьев, 2016]:
• избегание, т.е. игнорирование ситуации, стремление не замечать дискомфорта;
• выбирать стратегию, не понимая ее последствий;
• искать решение без достаточного понимания ситуации (информации мало или она поступает из некачественных источников);
• использование чужих ресурсов, не ища своих и уж тем более не пользуясь ими.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, Е.М. Психология стресса / Е.М. Александрова. – М.: Форпост, 2019. – 390 с.
2. Бредфорд, М. Трудная жизненная ситуация. Диагностика на ранних этапах / М, Бердфорд; Пер с англ. Фомина О.С. – Кострома: Рубикон, 2015. – 1167 c.
3. Василенко, Т.Д. Структура жизнестойкости в ситуации хронического соматического заболевания / Т.Д. Василенко // Российский научный журнал. – 2011. – № 3(22). – С. 133–138.
4. Василенко, Т.Д. Трудная жизненная ситуация: методологический анализ / Т.Д. Василенко // Медицинская психология в России. – 2020. – URL: http://mprj.ru/archiv_global/2014_6_29/nomer/nomer05.php (дата обращения: 05.02.2021).
5. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М.: Издательство МГУ, 1984. – 144 с.
6. Власова, А.О. Современная психология / А.О. Власова. – Владивосток: Фортуна, 2016. – 674 c.
7. Ганеева, С.И., Соколова, Ю.А. Адаптация и стресс / С.И. Ганеева, Ю.А. Соколова. – Липецк: Атмосфера, 2020. – 360 с.
8. Горман, Т, Филипс, М. Справочник психолога-психотерапевта / Т. Горман, М. Филипс; Пер с англ Сергеев Н.А.– Н. Новгород: Азимут, 2015. – 1336 c.
9. Земская, Е.А., Китайгородская, М.В., Ширяев, Е.Н. Общие вопросы психологии / Е.А. Земская, М.В. Китайгородская, Е.Н. Ширяев. – Самара: Сван, 2015. – 573 с.
10. Иванова, Н.Л., Румянцева, Т.В. Социальная идентичность: теория и практика / Н.Л. Иванова, Т.В. Румянцева. – М.: Издательство СГУ, 2009. – 453 с.
11. Климова, С.В. Трудная жизненная ситуация в социальной работе с молодежью: уточнение понятийного содержания термина / С.В. Климова // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnaya-zhiznennaya-situatsiya-v-sotsialnoy-rabote-s-molodezhyu-utochnenie-ponyatiynogo-soderzhaniya-termina (дата обращения: 06.02.2023).
12. Коржова, Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека / Е.Ю. Коржова. – СПб., 2002. – 334 с.
13. Лалош, В.О. К вопросу о специфике совладающего поведения и жизнестойкости в период взрослости / В.О. Лалош. // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 64-66. – Электронный ресурс – https://moluch.ru/archive/377/83836/ (дата обращения: 08.12.2022).
14. Леонтьев, В.О. Психология кризиса. История развития и современное состояние / В.О. Леонтьев. – Воронеж: Форум, 2016. – 368 c.
15. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. 2-е изд., испр. – М.: Смысл, 2003. – 488 с.
16. Магомед-Эминов, М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация / М.Ш. Магомед-Эминов // Вестник МГУ. – 1996. – № 4. – С. 26–35.
17. Макловски, Т., Кляйн, М. Психология кризисных состояний. Современное состояние и перспективы развития / Т. Макловски, М. Кляйн; Пер с англ. Попов А.С. – Томск: Элемент, 2015. – 320 c.
18. Номенко, А.А. Трудные жизненные ситуации и их преодоление / А.А. Номенко. – Рязань: Каскад, 2022. – 340 с.
19. Терентьев, А.М. Справочник психолога-конфликтолога / А.М. Терентьев. – Тверь: Континент, 2017 – 1095 c.
20. Тхостов, А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхосов. – М.: Смысл, 2002. – 287 с.
21. Усатов, И.А. Авторская методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» / И.А. Усатов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 681–685. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86148.htm (дата обращения: 03.02.2023).
22. Федорова, Н.М. Современные методы диагностики, лечения и профилактики кризисного поведения человека в условиях ТСЖ. Монография / Н.М. Федорова. – Воронеж: Альянс, 2016. – 974 c.
23. Филиппова, А.П. Психологическая адаптация личности / А.П. Филиппова. – Тверь: Старт, 2019. – 390 с.
24. Юматова, С.И. Стресс и трудная жизненная ситуация / С.И. Юматова. – Воронеж: Паритет, 2021. – 460 с.
25. Яковлева, А.М. Трудная жизненная ситуация / А.М. Яковлева. – Челябинск: Сфера, 2021. – 132 с.