Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Явление информационной глобализации характеризуется 3-мя основными чертами. Первая – общая «повестка дня» международных событий, которая может легко отодвинуть на второй план вопросы национального характера, если последние не представляют важности для международных процессов, и выдвинуть на передовицу освещение тех событий, которые, возможно, для данного государства вовсе и не представляют реального значения. Несмотря на то, что любое СМИ работает на конкретную аудиторию, оно в своей деятельности опираются не некую общую «повестку дня», которая принимается/разделяется СМИ глобального распространения. Еще со времен создания печатного станка все технологические новшества имели свой целью расширить спектр сетей распространения, ускорить процесс доставки информации до аудитории. ХХ век ознаменовал собой новую эпоху в медиа, продемонстрировав, что развитие технологий способствует не только расширению аудитории, но и позволяют улучшить качество медиапродуктов за счет слияния различных медиаканалов. Термин, которым можно определить характер и состояние современных массмедиа, – конвергенция, предполагающее объединение нескольких носителей медиа в один с целью передачи аудитории разнообразного содержания в цифровом формате.
В XX веке новостную повестку дня создавали журналисты. В процессе принятия решения о том, какие новости актуальны сегодня, общественность стала играть более важную роль. Новое поколение журналистов в настоящее время вынуждено принимать во внимание все увеличивающееся количество граждан, вовлеченных в информационный процесс, и готовить востребованные у аудитории материалы. В этом смысле новости – это уже не просто линейная передача сведений от адресанта к адресату, а общественный диалог с более насыщенным содержанием.
Многие считают, что новости должны приобрести диалогический характер. Есть мнение, что в медиасфере больше не нужны профессиональные журналисты, потому что сегодня тысячи голосов граждан звучат громче и эффективней раскрывают различные грани действительности, чем несколько голосов профессиональных журналистов. Некоторые исследователи также утверждают, что необходимо отказаться от устаревших представлений об объективности транслируемой информации, которые никогда не были реализованы, и заставляют медийное сообщество ошибочно полагать, что на него не влияют их собственные субъективно-личностные факторы [19, с. 415].
Целью данной работы является рассмотрение профессиональных ролей журналиста XXI века.
Задачи:
- описать ведущие профессиональные обязанности и функции работника СМИ;
- рассмотреть требования к профессиональным компетенциям журналиста ;
- проанализировать профессиональные роли современного журналиста;
- описать роль журналиста-аналитика на примере деятельности Леонида Парфенова. Объект исследования – тенденции развития современной журналистской деятельности. Предмет исследования – роли современных журналистов.
ГЛАВА 1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИИ ЖУРНАЛИСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1. Ведущие профессиональные обязанности и функции работника СМИ
Рассмотрим подробнее специфику работы журналиста в новых цифровых условиях развития медиасферы. Ведь переосмысление его функций и изменение роли сегодня – это вопросы, которые медиаиндустрия должна учитывать.
Социальные обязанности журналистов
С макроэкономической точки зрения журналистская практика должна теперь перейти от предоставления продукта – новостей или репортажей медиаорганизации – к услуге, ориентированной на ответы на информационные запросы аудитории и предоставление ей различных медиаресурсов. В этом отношении журналистика должна быть преобразована из профессии, которая сообщает общественности то, что она должна знать, в публичный диалог, когда журналисты предоставляют информацию и модерируют общественное обсуждение. Возможно привлечение общественности к сбору и редактированию новостей, но это не означает, что профессиональные новости или традиционные методы репортажа устарели. Это означает, что в сегодняшних условиях их одних недостаточно.
Важно то, что теперь СМИ должны оперативно предоставлять качественный контент, чтобы завоевать доверие аудитории, а не полагаться на свою уникальную роль в качестве единственного поставщика информации или посредника между производителями новостей и общественностью.
Для этого журналисты должны отказаться от представления о СМИ как о единственном субъекте медиакоммуникации основываться на потребности аудитории в новостях репортажного характера, а не только на комментариях и обсуждениях. В этой связи журналистам целесообразно формировать новости, обладающие следующими свойствами:
1. Правдивая и достоверная информация
Большинство людей доверяют сообщениям официальных СМИ. Без этого доверия невозможно говорить о развитии медиаиндустрии. Поэтому важнейшая обязанность журналистов – сообщать общественности правдивые и достоверные новости, которые не должны быть однобокими или субъективно представленными. Это важнейшие условия для завоевания и сохранения общественного доверия, а значит и для развития журналистики. Любая ошибка журналиста может вызвать необратимый эффект в обществе поэтому социальная ответственность журналиста – одна из основных его обязанностей.
2. Правильная ориентация мнений
Общественное мнение подобно морской воде.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативно-правовые акты
1) Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.12.2022) "О средствах массовой информации"// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 07.12.2022)
2) "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным олосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 07.12.2022)
II. Монографии, статьи, учебники
3) Дзялошинский И. М. Профессиональная этика журналиста: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2021. 143 с.
4) Жукова Н.Е. ТВ-проекты Леонида Парфенова как образовательно-просветительский инструмент формирования территориальной идентичности России//ЖУРНАЛИСТИКА, МУЛЬТИМЕДИА: ИНФОРМАЦИОННЫЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ. Сборник научных трудов. КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. Краснодар, 2021. С. 299-303
5) Лучинский Ю.В. Геополитика и масс-медиа: феноменология пост-правды // Медийные стратегии современного мира. Материалы одиннадцатой международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 5-10.
6) Маличкина Е. А. Профессиональная идентичность интернет-журналистов// НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ. сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 158-161
7) Макарова Н. Я. Деонтологические компетенции в профессиональной деятельности журналиста//МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ. 2022. № 9. С. 122-129
8) Неренц Д. Развитие дата-журналистики в современном медиапространстве России//Новое в массовой коммуникации, 2022. С. 12-20
9) Оломская Н.Н., Патюкова Р.В. Аудиовизуальная коммуникация в медиапространстве: системный подход // В сборнике: Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации. Труды пятой юбилейной Международной научно-практической конференции. Редколлегия: А.Н. Гуда (пред.) [и др.]. – 2017. – С. 71-76.
10) Пак Е.М. Сетевые издания: истоки формирования и особенности функционирования // Журналистский ежегодник. – 2018. - No1. – С. 79-82
11) Пекарская И. В. Масс-медийная сущность конвергентной журналистики//ОТ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НАУК - К ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТИ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 250-летию Александра фон Гумбольдта. Ответственный редактор И.П. Амзаракова. 2019. C. 207-211
12) Сафронова О. В. К вопросу о правовой культуре современного журналиста//ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Материалы VIII международной научно-практической конференции. Брянск, 2021. С. 179-182
13) Сил Ш., Время расскажет // Журналист. — 2021. — № 3. — С. 28-35
14) Сокова А. А. Индивидуальный стиль журналиста на телевидении// МОЛОДОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: ОТ ИДЕИ К ПРОЕКТУ. Материалы V студенческой научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2021. С. 558-560
15) Третьякова О.В. Ценностные и поведенческие аспекты правовой культуры журналиста // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. – 2011. – No 3. – С. 77-84.
16) Тулупов В. В. Профессиональные типы и роли в журналистике. Вестник Воронеж. гос. унта. Сер. Филология. Журналистика. 2016. No 1. С. 136–140.
17) Тулупов В. В. Уроки журналистики: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. 105 с.
18) Футерман Е.Б. Визуализация исторических событий в проектах Леонида Парфенова // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2018. No 1 (27). – С. 178-183.
19) Чэнь Шуан. Права и обязанности журналистов в контексте становления конвергентных СМИ//ЖУРНАЛИСТИКА - МЕДИАЛОГИЯ – НАСТАВНИЧЕСТВО. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию проф. Б.В. Стрельцова и 100-летию Белорусского государственного университета. Под общей редакцией Н.А. Федотовой. Редколлегия: О.М. Самусевич (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2021. С. 415-418
20) Ярославцева Е. Д., Бянкин А. С. Трансформация компетенций специалистов в условиях цифровой экономики//МОЛОДЕЖЬ И НАУКА: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Материалы V Всероссийской национальной научной конференции молодых учёных. Том Часть 3. Комсомольск-на-Амуре, 2022. С. 314-316
III. Интернет-литература
21) Зуев С., Яковлев С. Правила жизни Леонида Парфенова // Esquire. URL: https://esquire.ru/rules/63432-leonid-parfenov/ (дата обращения: 07.12.2022)
22) Ларина К. Человек из телевизора. В гостях Юрий Богомолов, кинокритик // Эхо Москвы. URL: https://echo.msk.ru/programs/persontv/2195112-echo/ (дата обращения: 07.12.2022).
23) Парфенов Л. Парфенон // YouTube. URL: https://www.youtube.com/channel/UCbhMGG0ZievPtK8mzLH5jhQ (дата обращения: 07.12.2022).