Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Стратегические альянсы особенно важны на сегодняшних высококонкурентных и все более сложных глобальных рынках. Альянсы используются для распределения затрат, проведения совместных исследований, снижения рисков, расширения продуктовых конвейеров, расширения географических границ и получения прибыли от смешивания отрасли, которые продолжаются ускоренными темпами.
Благодаря стратегическим альянсам корпорации могут быстро получить доступ к рынкам, обмениваться технологиями, формировать защитные пакеты акций, выходить на третьи рынки в сочетании с другими партнерами и заниматься непомерно дорогими технологиями, производственными мощностями и тому подобным. Их преимущество заключается в том, что они относительно легко формируются и расформировываются – в большей степени, чем совместные предприятия, – и, объединяясь в многочисленные альянсы, фирмы могут сдерживать риски и снижать издержки.
Однако, несмотря на эти очевидные преимущества, их ценность была серьезно поставлена под сомнение многими корпорациями, и особенно теми, у кого есть собственные технологии, стратегическое преимущество в затратах и высокая доля рынка. В связи с такими опасениями утверждалось, что потенциальная потеря технических навыков, предоставление доступа конкурентам на рынки, а также организационные и культурные столкновения вполне могут перевесить любое преимущество. В результате, возможно, 50% таких союзов считаются неудачными.
Одна из повторяющихся проблем со стратегическими альянсами заключается в том, как разработать и внедрить правильную платформу управления и поддерживающую организационную структуру. Разработка, внедрение и поддержание подходящей формы альянса является ключевым фактором успеха стратегического альянса.
Цель курсовой работы – определение факторов формирования стратегических альянсов на современном этапе развития мировой экономики.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
исследовать теоретические аспекты формирования стратегических альянсов в современной экономике;
провести анализ деятельности стратегического альянса;
разработать предложения по совершенствованию функционирования стратегического альянса.
Объект исследования – отечественные предприятия нефтегазовой отрасли России, предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования модели эффективного стратегического альянса.
Теоретическую и методологическую основу составили фундаментальные и прикладные работы ведущих российских и зарубежных ученых в области анализа и оценки стратегических альянсов нефтегазового комплекса.
В качестве методов исследования выступают: монографический (для исследования тенденций развития стратегических альянсов в России и в мире); методы стратегического анализа и статистические методы (для анализа деятельности конкретного стратегического альянса).
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования стратегических альянсов в современной экономике
1.1. Понятие и виды стратегических альянсов
По словам Ахмада, целью альянса является содействие сотрудничеству между предприятиями . Следовательно, Нгуен и Тран описывают стратегический альянс как совместные усилия, которые объединяют ресурсы между организациями для достижения взаимно совместимых целей, которых они не могли бы легко достичь в одиночку . Нгуен и Тран сосредоточились на синергетическом эффекте при определении стратегического альянса, однако Гулати сосредоточился на ресурсах, которые необходимо использовать . Гулати определяет стратегический альянс как добровольное соглашение между фирмами, предполагающее обмен, совместное использование или совместную разработку продуктов, технологий или услуг.
Тодева и Кнок предполагают, что стратегический альянс создает взаимозависимость между автономными экономическими единицами, принося новые выгоды партнерам в виде нематериальных активов, одновременно обязывая их вносить постоянный вклад в свое партнерство . Таким образом, стратегический альянс можно определить как синергетическое взаимодействие между компаниями или бизнес-структурами для достижения коллективной коммерческой цели.
Согласно Вэй, стратегический альянс - это партнерство, которое помогает объединить силы для получения взаимной выгоды и долгосрочной конкурентоспособности на рынках . Это раскрывает стремление к доминированию, которое приходит с альянсом либо за счет дифференциации, лидерства по затратам, либо за счет того и другого. Формирование альянса может сэкономить затраты и предоставить доступ к новым рынкам, что в противном случае невозможно для многих фирм. Таким образом, стратегический альянс может быть разрозненным способом эффективного объединения сильных сторон компаний, стремящихся выйти на новые рынки, изучить новые технологии и обойти государственные ограничения на вход, а также быстро учиться у ведущей фирмы в партнерстве, и все это в попытке использовать новые возможности.
Фирмы, совместно использующие ресурсы, будут стремиться к максимизации ресурсов и, таким образом, в конечном итоге будут работать эффективно и действенно. Таким образом, наличие четкой стратегической цели и поиск постоянного партнера с совместимыми целями и современными возможностями является ключом к выживанию бизнеса в корпоративном мире .
Текущие исследования привлекли внимание к тому факту, что некоторые фирмы значительно более успешны в управлении альянсами, чем другие. Благодаря разработкам ресурсно-ориентированного подхода (RBV) и динамического подхода к возможностям (DCV) в стратегических исследованиях были выделены специфические для фирмы факторы, такие как процедуры и возможности.
При таком понимании единицей анализа больше не являются отношения между фирмами, а отдельные возможности организационного уровня, которые подвержены динамичным процессам развития, изменений и усовершенствований.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Газпром передал лицензию на Ванейвисское и Лаявожское месторождения СП с ЛУКОЙЛом [Электронный ресурс]. URL: https://neftegaz.ru/news/Geological-exploration/717896-gazprom-peredal-litsenziyu-na-vaneyvisskoe-i-layavozhskoe-mestorozhdeniya-sp-s-lukoylom/
2. "Газпром" и "ЛУКОЙЛ" создали СП "Лаявожнефтегаз" [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/756336
3. Гарретт Б., Дюссож П. Стратегические альянсы. Москва: Инфра-М. 2002. 352 с.
4. ЛУКОЙЛ стал равноправным совладельцем Лаявожнефтегаза [Электронный ресурс]. URL: https://www.akm.ru/news/lukoyl_stal_ravnopravnym_sovladeltsem_layavozhneftegaza
5. Оптимизация деятельности стратегических экономических альянсов / Енин Ю.И., Журавлев В.А., Васичева В.А. // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2020. № 1 (138). С. 31-38.
6. Русановский Е.В. Институциональные аспекты формирования межфирменного стратегического альянса в российской экономике // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 3. № 10 (106). С. 22-27.
7. Стратегические альянсы: достоинства и недостатки / Розенков М.А., Лапыгин Ю.Н. // Муниципальная академия. 2022. № 1. С. 132-137.
8. Стратегические альянсы как форма получения знаний и компетенций / Филин С.А., Большакова К.В., Холопцева К.А. // Экономика и управление: проблемы, решения. 2021. Т. 3. № 10 (118). С. 83-96.
9. Ahmad, S. K. (2015). Civilizational repositioning: China’s rise and the future of the Arab people. UK: Chartridge Books Oxford.
10. Enyinnah, Nnamdi & Adefulu, A & Nwankwere, Idowu & Onyia, Valerie. (2021). Strategic alliance and innovativeness. 5. 116-124.
11. Gulati, R., (1998). Alliances and networks. Strategic Management Journal, (19), 293-317.
12. Mongare, A. (2016). Strategic alliances and performance of information communication technology companies in Kenya. A study of Thai manufacturing sector. (Master’s thesis). University of Nairobi, Kenya
13. Nguyen, N., & Tran, T. (2017). A novel integration of DEA, GM (1, 1) and neural network in strategic alliance for the Indian electricity organizations. The Journal of Grey System, 2(29), 80-101.
14. Onyeaghala, O. H. (2017). Aligning small and medium enterprises for competitiveness in Nigeria: The role of strategic alliance. Review of Public Administration and Management, 5(2), 1-8.
15. Tewari, M., Ramanlal, P. K., Kumar, R., & De, S. (2019). Alliances motive and the stock market response: A comparative analysis across industries. Cogent Business & Management, 6, 1-28.
16. Todeva, E., & Knoke, D. (2005). Strategic alliances & models of collaboration. Management Decision, 43(1), 1-22.
17. Wei, Y. (2007). Factors influencing the success of virtual cooperation within Dutch – Chinese strategic alliances (Doctoral Dissertation). University of Twente, Netherlands. Retrieved from (https://ris.utwente.nl/ws/files/6086360/thesis_Wei.pdf).