Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Типология государства является важным направлением изучения исследователями права, поскольку научная типология является важным направлением развития юридической науки, а тип государства - одним из важнейших понятий в области права.
Понятие "тип государства и права» занимает самостоятельное место в теории государства и права, поскольку позволяет более полно отразить преобразующую сущность государства и права, особенности их возникновения и эволюции, увидеть закономерный и исторический прогресс государства и права. общество в целом, как в
Цивилизационный подход в типологии государств основан на понятии «цивилизация». Его представителями являются американский политолог С. Хантингтон, английский историк и социолог А. Д. Тойнби, национал-социолог н. я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер и др.
Цивилизация - это уровень социального развития, материальной и духовной культуры, обеспечивающий функционирование общества.
Актуальность выбранной темы гласит, что в цивилизационном подходе к типологии государства доминирует так называемое технологическое направление, согласно которому тип государства связан с этапом (стадией) научно-технического развития и уровнем жизни населения, определяемым потреблением и обеспечением услуг, который соответствует этому состоянию.
Объектом является цивилизационная теория типологии государств.
Предметом исследования являются основы, значение и проблемы цивилизационной теории типологии государств в ее историческом развитии.
Целью курсового исследования стали наиболее актуальные аспекты становления и содержания цивилизационного подхода к типологии государств и общая характеристика цивилизаций.
Задачи курсового исследования:
-разобрать этапы и направления развития цивилизационной теории типологии государств;
-раскрыть понятие, основные идеи и значение цивилизационного подхода к типологии государств;
-проанализировать критику цивилизационного подхода к типологии государств.
Методологической основой исследования послужили универсальный, историко-правовой, сравнительно-правовой, логический и другие методы научного исследования.
Теоретической основой послужили работы А. Дж. Тойнби, О. Шпенглера, С. Хантингтона, Н. Элиаса, К. Ясперса, Н. Я. Данилевского, Н. В. Мотрошиловой, Н. И. Стопченко, Г. В. драчи, Т. С. Паниотовой, А. В. Кузякова, Е. А. Машурова, А. С. Панарина и других современные ученые.
Теоретическим значением курсового исследования является систематическое раскрытие особенностей зарождения, развития и сущности современного государства из теории цивилизационного подхода к типологии государств.
Структура курсовой работы включает введение, три раздела, заключение и список использованной литературы.
1. Этапы и направления развития цивилизационной теории типологии государств
Мы отнесли к основным этапам развития теории цивилизации типологии государств: ранний период-XVIII-начало XX вв., в течение которого возникли определенные представления о цивилизации; период научного становления теории цивилизации – 20-е гг. XX века.-конец XX в., в течение которого были сформулированы довольно четкие критерии существования цивилизации и были сделаны первые классификации государств и цивилизаций.; современный период-с 1991 года-по настоящее время, когда цивилизационная теория стала рассматриваться как одна из основ современного развития России и, следовательно, наиболее тщательно изучена российскими учеными. Современный этап можно охарактеризовать определенной активностью западных ученых, которая связана с современными глобализационными процессами в мире, объединением Европы и т. д.
Считается, что основной вклад в обоснование и развитие цивилизационного подхода внесли такие ученые, как: немецкий социолог и философ, историк и политический экономист М. Вебер; немецкий историограф О. Шпенглер; английский историк и социолог А. Тойнби.
Эти ученые проводили свои исследования на втором этапе развития теории цивилизации, например, Арнольд Тойнби начал преподавать в Бейлиол-колледже только в 1912 году, а в 1925 году он стал профессором международной истории Лондонской школы экономики. экономики и директор Королевского института США. международные отношения Лондона. Его работы основывались на культурных, национальных, психологических и других критериях.
Особенность цивилизационного подхода заключается в том, что при изучении развития отдельных стран и народов не обязательно учитывается как социально-экономическое развитие, так и духовные и культурные факторы, влияющие на развитие государств. К духовным и культурным факторам относились формы сознания: мировоззрение, миропонимание, религия, традиции, особенности обычаев и другие. В совокупности и в соответствии с их индивидуальностью эти факторы составляют понятие «культура» - способ существования народов и человеческих сообществ. Конечно, не все ученые олицетворяли цивилизацию с культурой. Таким образом, немецкие представители теории цивилизации признали технику, технологию и материальные факторы, а затем только культуру общества в качестве критериев для различения цивилизаций.
Отметим, что идея множественности цивилизаций была впервые сформулирована в науке в XIX в. Н. Я. Данилевским (в форме теории культурно-исторических типов), а затем уже легла в основу исторических построений А. Тойнби и О. Шпенглера. В советское время о теории локальных цивилизаций писали С. Н. Артановский, Е. С. Маркарян и другие исследователи.
По мнению А. Тойнби, тезис о единстве цивилизации - это ложная концепция, существующая в головах историков, которые «находятся под сильным влиянием социальной среды».
Современные ученые выделяют три направления развития теории цивилизации типологии государств, но их содержание будет рассмотрено более подробно в следующем подразделе курса.
Таким образом, для решения задач по определению критериев отбора цивилизаций А. Тойнби использовал фактор культуры, религии, общности экономического развития и образа мышления в типологической характеристике цивилизации. Первоначально по этим критериям он выделил около 100 цивилизаций, которые развивались независимо и обладали отличительными чертами по всем критериям, применяемым А. Тойнби. Такая классификация не имела никакого значения в научных исследованиях и впоследствии была усовершенствована. Согласно новой классификации, была признана 21 цивилизация, включая цивилизации, которые существуют и которые уже прекратили свое существование.
Наиболее существенные различия между цивилизациями можно наблюдать в тех случаях, когда они существовали в разные исторические периоды развития. Многовариантность исторических событий гарантирует максимальные различия в цивилизациях по всем изученным критериям. В связи с этим, согласно историческому критерию, все цивилизации делятся на исторические этапы. Точнее, этот критерий следует называть цивилизационным, поскольку используется совокупность культурных, социальных, экономических и других факторов, определяющих само понятие и существование цивилизации, а затем они оцениваются с учетом исторического развития. Итак, эта классификация включает:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абубекеров Р. В. Российское общество как уникальный цивилизационный исторический тип // Вестн. Поволжской академии гос. службы. – 2020 – N 1 – С. 189–194
2.Алаев, Л.Б. Цивилизации наступают. Об учебном пособии «история мировых цивилизаций» // Историческая психология и социология истории. – 2021.– № 2. – С. 208-215.
3.Балытников, В.В. Православная церковь и евразийская цивилизация // Тетради по консерватизму. – 2019. – № 3. – С.64-82.
4.Барышников О.В. Методологические основы цивилизационной типологии государств. – Вологда, 2019.– 311 с.
5.Брусиловский, Д.А. «Столкновение цивилизаций» и «диалог между цивилизациями»: философско-религиоведческий анализ // Наука, новые технологии и инновации. – 2021. – № 4. – С. 160-164.
6.Бутринова, Л.М. Теория цивилизаций. История древних цивилизаций: учеб. Пособие. – М.: Глобол, 2019. – 279 с.
7.Драч, Г.В., Паниотова, Т.С. История мировых цивилизаций: уч. пособие. – М.: КНОРСУ, 2019. – 352 с.
8.Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций мира: хрестоматия. Учебное пособие для студентов вузов - М.: Наука, 2020. – 556 с.
9.Звонарева О. С. О цивилизованном подходе в теории государства и права// Известия высших учебных заведений. – 2021. – N 4. – С. 173–180
10.Коротышев А.П. Цивилизационный подход к истории. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2020. – 197 с.
11.Кравченко С.А. Цивилизационный подход в типологии государства и права // Рос. юрид. журн. – 2021. – N 2. – С. 3–8
12.Межуев, В.М. Цивилизация или цивилизации? (к спорам вокруг понятия цивилизации) // Знание. Понимание. - 2020. - № 2. - С. 40-52.
13.Миронов, В.Б. Древние цивилизации. – М.: Наука, 2019. – 224 с.
14.Мотрошилова, Н. В. Цивилизация и варварство в современную эпоху. – М.: ИФ РАН, 2019. – 265 с.
15.Мухамеджанова, Н.М. Теория цивилизации - Оренбург: ОГУ, 2019. – 99 с.
16.Панарин, А.С. Политология. - М.: Университет, 2020. – 445 с.
17.Радугин, А.А. Российская цивилизация как объект и субъект глобальной цивилизации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. – 2021. – № 2 (8). – С. 93-101.
18.Разуваев Н.В. Традиционное государство: правовая природа, сущность и типология. – СПб.: Знание, 2019. – 311 с.
19.Сибилев Д.В. Проблемы цивилизационной типологии государств // Современные научные исследования и инновации. - 2021. - № 3 – С. 23-29
20.Синенко Ю. С. К вопросу о некоторых достоинствах цивилизационного подхода к типологии государства. // "Черные дыры" в Рос. законодательстве. – 2020. – N 3. – С. 118–119
21.Синенко Ю. С. О соотношении формационного и цивилизационного подходов к типологии государства // Закон и право. – 2020. – N 4. – С. 97–98
22.Тойнби А.Д. Цивилизация перед судом истории: сборник. – СПб. : Прогресс, 2019. – 478 с.
23.Февр, Л. Цивилизация: эволюция слова. – М. : Наука, 2019. – 529 с.
24.Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования. – 2021. – №1. – С. 33–48.
25.Хошими С.П. Теория «диалог цивилизаций» и «столкновение цивилизаций»: единство и различия // Вестник Таджикского национального университета. – 2020. – № 3-4 (139). – С. 114-117.
26.Щелкин, А.Г. Российская цивилизация предполагает дискуссию о российской цивилизации // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. – 2021. – № 1. – С. 39-42.
27.Элиас, Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. – М.; СПб.: Питер, 2019.– 332 с.