Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рост конкуренции на рынке товаров и услуг делает необходимым поиск новых способов повышения конкурентоспособности. Для этого каждому предприятию необходимо понимать, что другие делают лучше них, что приносит успех другим и можно ли использовать такой опыт у себя. Особенно важно понимание конкурентных преимуществ для того, чтобы не только привлечь, но и удержать клиентов. Проблема удержания клиентов приобретает все большую актуальность, когда клиенту становятся все более требовательными к качеству товаров и услуг, а также к качеству их обслуживания, в вопросах обеспечения лояльности клиентов. Одним из способов лучше понимать клиентов является исследование опыта конкурентов или бенчмаркинг.
Бенчмаркинг позволяет выявить наиболее привлекательные характеристики работы, обслуживания и ценовой политики и перенять их в своей деятельности. Такая политика бенчмаркинга наиболее полно отвечает стратегии последователя и уместна для предприятий, которые стремятся укрепиться в отрасли, но не обладают уникальными конкурентными преимуществами для того, чтобы самим стать лидером. Она может быть достаточно успешной в тех отраслях, где сразу получение стратегических конкурентных преимуществ не представляется возможным и для предприятия ставится цель удержания текущих позиций.
Целью данной работы является применение бенчмаркинга для повышения конкурентоспособности АО «РЭС».
Задачи исследования:
- охарактеризовать теоретические аспекты бенчмаркинга в система предприятия;
- рассмотреть особенности бенчмаркинга в АО «РЭС»;
- разработать рекомендации по повышению конкурентных преимуществ АО «РЭС».
Объектом исследования является АО «РЭС», а предметом исследования является использование бенчмаркинга в деятельности АО «РЭС».
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.
Информационной базой работы явились данные о деятельности АО «РЭС».
1 Теоретические аспекты бенчмаркинга в системе предприятия
1.1 Понятие бенчмаркинга и его классификация
На рынке все больше усиливается конкуренция и в связи с этим у предприятий возникает необходимость мониторинга и изучения деятельности других предприятий конкурентов и компаний, которые являются лидерами рынка. Для оптимизации собственной деятельности и формирования конкурентных преимуществ компаниям необходимо анализировать конкурентов, исследовать их приемы работы и внедрять лучшее в свою деятельность. Суть данного подхода в мировой практике бизнеса отражена в понятии бенчмаркинг.
Термин "бенчмаркинг" появился в 1972 году в Институте стратегического планирования Кембриджа в США. Данный термин состоит из двух английских слов «bench» - «уровень» или «высота» и mark - «отметка», и в те времена трактовался как «эталонное сравнение». Следовательно, в литературе часто можно встретить термин «эталонное сопоставление», который является вольным переводом понятия «бенчмаркинг». Однако данное словосочетание не совсем верно отражает первоначальную суть термина. Дело в том, что бенчмаркинг направлен на практическое применение готовых решений, а не на простое сопоставление сходных процессов в анализируемых организациях. Сопоставление, безусловно, является необходимой составляющей бенчмаркинга, однако на практике рассматривается только как часть общего процесса совершенствования организации [12, с. 1018].
Важнейшей частью данной работы является формирование теоретической базы, на которой будет строиться дальнейшее исследование. Прежде всего, стоит дать определение самому термину «бенчмаркинг». Проанализировав множество источников, были выбраны определения, которые, наиболее четко, полно и понятно описывают термин «бенчмаркинг» (таблица 1).
Таблица 1 - Определения бенчмаркинга
Автор Определение
Аткинсон Э. А.
[5, с. 492] Бенчмаркинг - это процесс изучения и адаптации наилучших методов других предприятий для совершенствования собственных результатов, создание эталона оценки внутренних показателей исполнения на предприятии, способ сбора информации предприятиями с целью выявления наилучших практик других предприятий.
Боссиди Л. А.
[2] Бенчмаркинг - это анализ конкретных методов, позволяющих эффективно работать в выбранной сфере, и последующее заимствование этих методов у лидеров отрасли для получения собственной выгоды.
Википедия
[7] Бенчмаркинг - это сопоставительный анализ на основе эталонных показателей как процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования предприятия с целью улучшения собственной работы.
Корнеева Е. Н.
[1] Бенчмаркинг - это современный инструмент повышения эффективности работы предприятия, это процесс сравнения своей деятельности с лучшими компаниями на рынке с последующей реализацией изменений для достижения и сохранения конкурентоспособности.
Лифанова С. А.
[27, с. 388] Бенчмаркинг - это искусство обнаружения того, что другие делают лучше нас
Мирошниченко М. А.
[27, с. 388] Бенчмаркинг - это сравнение своей компании с эталонными на рынке, в отрасли с последующей реализацией изменений для достижения конкурентоспособности.
Роберт К. Кэмп
[15] Бенчмаркинг - это процесс сравнения существующего процесса, технологии, услуги, изделия и пр. с лучшими или существующими на данный момент в отрасли, на рынке с аналогичными технологиями, процессами, продуктами, услугами.
Четыркина Н. Ю.
[27, с. 388] Бенчмаркинг - это метод, используемый при разработке стратегии, основанной на лучшем опыте конкурентов на отраслевом рынке
Проанализировав определения, которые дают различные авторы, можно сказать, что «бенчмаркинг» трактуется, как систематическое изучение, сравнение и анализ ключевых показателей, процессов, функциональных особенностей и тенденций компании с аналогичными показателями не только своих конкурентов, но и лидеров из других областей, выявление разрывов компании и пути их устранения с помощью внедрения лучшего опыта.
Бенчмаркинг бессмыслен без анализа конкурентных преимуществ лидеров рынка и без заимствования сильных сторон у лидеров бизнеса для повышения собственной конкурентоспособности. Анализ лидеров рынка без последующего заимствования конкурентных преимуществ нельзя в полной степени считать бенчмаркингом, потому что в данном случае организации лишь удовлетворяют свои потребности в информации, проводит сравнительный анализ своих сильных и слабых сторон, но никак не определяют свое развитие на основе опыта других организаций. Заимствование сильных сторон у лидеров рынка можно охарактеризовать просто как копирование, но это тоже никак нельзя бенчмаркингом, потому, что бенчмаркинг можно характеризовать как вдумчивое, взвешенное решение относительно улучшений бизнеса. Простое, бездумное копирование же никак нельзя считать бенчмаркингом, потому что многие ключевые факторы развития одной предпринимательской структуры могут не прижиться в другой бизнес-структуре, не обладающей схожей организацией управления и предпринимательской среды в целом.
Считается, что использовать бенчмаркинг на практике впервые стала компания Xerox, используя его впервые в 1979 году. В то время основные конкуренты компании достигли низких цен на продукцию офисной техники, и корпорация Xerox задумалась о том, чтобы найти способы уменьшить цену на свои товары. Проанализировав затраты на своем предприятии, были приняты ряд мер по снижению себестоимости продукции, при этом данные меры не отразились на итоговом качестве выпускаемой продукции. Проект принес свои плоды, и компания смогла не только выйти из кризисного положения, но и упрочить свои лидерские позиции на рынке офисной техники. С тех пор Xerox уделяет завидное внимание маркетингу как одному из инструментов повышения конкурентоспособности организации в целом, постоянно проводя мониторинг конкурентов и часто используя метод тайного покупателя, изучая не только качество самой продукции, но и сопутствующих услуг [19].
Среди основных видов бенчмаркинга можно выделить следующие:
1. Внутренний бенчмаркинг. Бенчмаркинг, который проводится внутри отдельно взятой организации, и в основу данного вида бенчмаркинга положено сопоставление характеристик производственных мощностей, которые используются, как правило, для выпуска продукции. Производственные мощности должны быть соизмеримы, и характеризоваться схожими процессами, в результате которых получается конечный продукт [12, с. 1019].
2. Бенчмаркинг конкурентоспособности. Бенчмаркинг, направленный на изучение конкурентных преимуществ фирмы по сравнению с конкурентами в сложившихся на рынке условиях. Важно отметить, что в целом условия макросреды для всех субъектов экономического хозяйствования одинаковы, однако каждый субъект по-разному приспосабливается к условиям окружающей экономической среды. Данная разновидность бенчмаркинга включает в себя очень глубокое изучение характеристик конкурентов, вплоть до исследования возможностей диверсификации конкурентами своей деятельности или даже организационно-административных мер в управлении предприятием. Как правило, конкурентный бенчмаркинг применяют тогда, когда высшее управление организации принимает решение по проведению тщательной и глубокой аналитической работе, и основной целью этой работы является сравнение итоговых показателей фирм-конкурентов, и выявление причин, которые повлияли на тот или иной результат деятельности конкурентов. Данный вид бенчмаркинга можно считать самым распространенным, во многом благодаря тому, что предмет исследования очень широк, потому что результативность деятельности, как таковая, не определяется какой-то одной очевидной формулой, а формируется за счет ряда показателей, каждый из которых можно проанализировать по отдельности [16, с. 283-284].
3. Функциональный бенчмаркинг. Бенчмаркинг, который позволяет сравнить определенные функциональные особенности нескольких компаний, как правило, функционирующих в одном сегменте (секторе, рынке). Данный вид бенчмаркинга отличается точечностью предмета исследования, так как анализу подвергаются эффективность определенных функций (организация управления, административный механизм и т.д.) на предприятии с эффективностью аналогичных функций в компаниях конкурентах. Так как схожие функции часто встречаются на предприятиях, занимающихся абсолютно разными видами деятельности, границ в отраслях для возможного исследования нет, и возможно исследование функциональных особенностей не непосредственно у конкурентов, а у организаций-лидеров в других отраслях [12, с. 1019].
4. Бенчмаркинг процесса. Бенчмаркинг сравнения определенных процессов нескольких компаний. Анализу подвергаются эффективность определенных процессов (закупка, производство, сбыт.) на предприятии с эффективностью аналогичных процессах в компаниях-конкурентах либо компаниях-лидерах рынка [3, c. 70].
5. Глобальный бенчмаркинг. Бенчмаркинг, направленный на изучение глобальных тенденций в мире в сфере политики, экономики, праве и культуре. Как правило, глобальный бенчмаркинг ограничен в сферах применения: часто, именно макросреда диктует политические, экономические, правовые и культурные особенности развития общества, и организация никак не может повлиять на развитие определенных компетенций в условиях уже сформировавшейся макросреды. Поэтому бенчмаркинг носит больше консультативный характер, и, как правило, применяется в тех случаях, когда компания хочет выйти на качественно новый уровень, и расширить свой бизнес за рубежом [3, c. 71].
6. Общий бенчмаркинг. Данный вид бенчмаркинга можно охарактеризовать как некий полезный опыт, который черпает организация у фирм, не являющимися непосредственными конкурентами для рассматриваемой организации. В отличие от бенчмаркинга конкурентоспособности, гораздо чаще распространен обмен опытом, нежели конкурентная разведка. Партнерский и договорной характер отношений – так можно охарактеризовать общий бенчмаркинг в целом. Общий бенчмаркинг применяется в случаях, когда необходимо решать общие вопросы функционирования организации, как правило, сопутствующие любому бизнесу (организация продаж, налоговое бремя, обратная связь) [12, с. 1019].
7. Ассоциативный бенчмаркинг. Это особая разновидность бенчмаркинга, когда несколько организаций образуют некий альянс для того, чтобы совместно делиться опытом, так и анализировать сильные и слабые стороны внешних конкурентов [3, c. 73].
Существуют другие, более узкие виды бенчмаркинга, которые просто ориентируются на определенную функциональную часть деятельности организации или на конкретный процесс: бенчмаркинг характеристики, бенчмаркинг клиента, стратегический бенчмаркинг, оперативный бенчмаркинг. Можно сказать, что данные разновидности бенчмаркинга являются подвидами функционального бенчмаркинга и бенчмаркинга процесса, и таких разновидностей можно представить очень много в силу большего разнообразия функций и процессов на самых различных предприятиях всего мира [10, с. 148].
Следовательно, не существует универсального или идеального вида бенчмаркинга, ведь один вид может подойти, а может и не подойти для той или иной компании в зависимости от ее среды, продукта, ресурсов или возможностей.
1.2 Цели и задачи проведения бенчмаркинга на предприятии
Бенчмаркинг – это сложный многоуровневый процесс. Однако, он имеет одну четкую цель – это повышение эффективности собственной деятельности и достижении преимуществ в конкурентной борьбе, а также в использовании наилучших методов в основных бизнес-процессах. Результаты бенчмаркингового исследования являются основой для разработки дальнейших целей и стратегий деятельности компании.
Любая организация, задумываясь о прибыльности своего бизнеса, старается совершенствовать каждый процесс, который влияет на общий уровень конкурентоспособности предприятия. Однако этот процесс может затянуться, или вовсе привести к нежелательный последствиям в силу наличия неразрешимого противоречия между необходимостью совершенствования бизнеса и ограниченными возможностями малого предпринимательства. Многие бизнес-структуры принимают решение не заниматься поступательным улучшением того или иного процесса, а позаимствовать готовый процесс у компаний-лидеров отрасли или рынка. Такой метод совершенствования организации ведения бизнеса носит название бенчмаркинг [3, c. 75].
Использование бенчмаркинга по своей сути является многонаправленным. Бенчмаркинг применяется в маркетинге, менеджменте персонала, финансовом менеджменте, логистике, производственном менеджменте, стратегическом менеджменте и маркетинге, то есть по отношению к организации бенчмаркинг задействован во всех сферах и направлениях его деятельности.
Для достижения всех целей компании существуют и задачи бенчмаркинга, представленные на рисунке 1, они позволяют понять, насколько бенчмаркинговый анализ может упростить решение маркетинговых задач, обеспечивая предприятие информацией, которая необходима для усовершенствования его деятельности [26, с. 278].
Ключевой задачей бенчмаркинга является понимание тех методов, которые обеспечивают предприятию конкурентное преимущество на рынке и получение собственных результатов. Также основные задачи бенчмаркинга можно представить в более упрощенном варианте (таблица 2).
Таблица 2 - Задачи бенчмаркинга
Задачи Конкретизация
Анализ собственной деятельности На данном этапе должны оцениваться слабые и сильные стороны существующих рабочих процессов, а также необходимо проанализировать критически важные составляющие затрат, учесть претензии клиентов, выделить участки деятельности, которые должны быть усовершенствованы и в которых необходимо уменьшить время цикла, найти способы, которые позволят уменьшить количество ошибок и недостатков.
Поиск конкурентов и лидеров отрасли Данная задача подразумевает выявление тех, кто является лучшим из лучших на рынке и в определенной области
Подключение к проведению процесса лучших из лучших Компании, заинтересованные в проведении бенчмаркинга, должны учиться у лидеров, определить точку, в которой они находятся и дальнейшее направление, узнать, каковы лучшие методы компаний-лидеров, определить способы повышения эффективности и перенять их.
Достижение преимуществ перед другими Компании, которые применили бенчмаркинг, должны достичь результатов, которые бы стали новыми контрольными точками проведения бенчмаркинга.
В результате решения представленных задач, предприятие должно добиться следующих результатов:
применение разработанного проекта;
улучшение бизнеса собственного предприятия;
получение стратегического преимущества;
выход предприятия в лидеры рынка.
Бенчмаркинг является неотъемлемой частью планирования, изучения и оценки того или иного процесса организации, то есть мониторинга. Он обеспечивает концентрацию на внешней среде и способствует эффективному использованию фактической информации при разработке собственных планов компании. Бенчмаркинг используется в целях совершенствования деятельности через понимание методов и способов действий, которые требуются для достижения уровня эффективности мирового класса [23].
В бенчмаркинге очень важны непосредственная поддержка целей, приоритетов и миссии предприятия. Если такой поддержки нет, усилия по проведению бенчмаркинга минимальны. Следовательно, планирование мероприятий по бенчмаркингу необходимо коррелировать с конкретными целями предприятия.
Подводя итог, можно сказать, что польза бенчмаркинга состоит в том, что производственные процессы, торговые операции и маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми в том случае, если в своей организации анализируются и внедряются лучшие методики, способы и технологии самых успешных предприятий или отраслей. Это может стать началом, новым этапом развития прибыльного предпринимательства с высокой экономией ресурсов, создания здоровой конкуренции и наибольшего удовлетворения потребностей покупателей.
1.3 Основные этапы организации бенчмаркинга на предприятии
На данный момент времени нет единой методики проведения бенчмаркингового анализа, поэтому каждая компания проводит этот анализ по-разному, однако существуют основные принципы, которых придерживается предприятие при его проведении.
Количество этапов при осуществлении бенчмаркинга может также различаться. Так, например, Руководитель Глобальной сети бенчмаркинга Роберт Кэмп выделяет 10 этапов успешного процесса бенчмаркинга [15]:
1) определение предмета бенчмаркинга;
2) определение партнера по бенчмаркингу;
3) выбор метода сбора данных, сбор данных;
4) нахождение различий, важных с точки зрения обеспечения конкурентоспособности;
5) планировка будущих показателей эффективности;
6) сообщение результатов;
7) определение функциональных целей;