Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В нашей стране происходят большие преобразования практически во всех областях деятельности. Современная образовательная среда также отмечена большими изменениями. Продолжается развитие российского общества на основе гуманистических ценностей. Современная образовательная философия воплотилась в личностно ориентированной модели обучения. Её приоритетной целью является развитие личности ученика, в том числе, его потребностей, ценностей и мотивов. Всё это в совокупности обеспечит ученику Перспективы успешной самореализации.
Мотивация есть одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики. Проблемами мотивации занимались Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и др. Образовательная практика показала, что современное состояние развития общества требует более глубокого понимания закономерностей поведения человека. Остро стоит необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных действий человека. Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что младший школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы учения. Актуальность темы исследования определяется социальным заказом на формирование всесторонне развитой, активной, творческой и гармоничной личности. При этом необходимо рассматривать проблемы развития положительной мотивации учения у младших школьников.
Цель работы: теоретически обосновать и апробировать на практике некоторые педагогические приемы, которые поспособствуют формированию мотивации учебной деятельности у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования мотивации учебной деятельности у младших школьников.
Предмет исследования: совокупность приемов, направленных на формирование положительной мотивации учебной деятельности у младших школьников.
Задачи:
1.Дать психологическую характеристику мотивации учебной деятельности младших школьников.
2.Описать методы и приёмы формирования мотивации учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
3. Путём диагностики изучить уровни развития мотивации младших школьников на уроках.
4.Проанализировать пути формирования учебной деятельности младших школьников и подвести итого исследования.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, диагностика, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы психологической характеристики мотивации учебной деятельности
1.1. Психологическая характеристика мотивации учебной деятельности
Основой успешной учебной деятельности каждого ребенка является высокий уровень мотивации. Педагоги и психологи придают большое значение проблемам учебной мотивации младших школьников, поскольку от этого зависит успешность дальнейшей учебной деятельности. Можно говорить о том, что современная школа находится на стадии обновления. Сегодня практически постоянно происходит изменение содержания, а также организационных форм и технологий обучения. При всём этом учителя достаточно часто жалуются на нежелание ребенка учиться. Сегодня основной задачей учителя в средней общеобразовательной школе является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности младшего школьника. Можно уверенно говорить о том, что формирование учебной мотивации есть одна из главныхпроблем современной школы.
Проблемам учебной мотивации уделяли внимание учёные М. А. Данилова, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. им были разработаны положения формирования мотивации учения школьников как основного компонента всестороннего развития личности. Учёные Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев и др. рассматривали теоретические вопросы развития мотивационной сферы личности [23].
Г.И. Щукина говорила о том, что для повышения мотивации необходима актуализация эмоций у школьников. Она уточняла факторы активизации учения и конкретизировала, каким именно образом можно формировать мотивацию школьников средствами познавательной деятельности.
Основные подходы к изучению мотивации следующие:
1. Научный подход.
2. Психологический подход.
Школьная успеваемость служит итогом формирования мотивации к обучению в школе. Под школьной успеваемостью понимают сумму полученных знаний умений, навыков и желание учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, сложно получить знания и применить их на практике. Отношение к учению у детей может быть разное [7]. При отсутствии интереса к учению у ребёнка наблюдают узость мотивов в целом. Его познавательные мотивы исчерпываются лишь интересом к результату. В данном случае можно говорить о том, что учебная субъекта деятельность не сформирована. Некоторые дети, испытывают какие - либо чувства по поводу переживания новизны учения и проявляют при этом любознательность. Можно говорить о том, что эти дети имеют широкие социальные мотивы долга и понимание целей, поставленных учителем. Учебная деятельность таким детей характеризуется прилежным выполнением отдельных учебных действий по образцу. Также они могут неплохо обеспечивать самоконтроль по образцу.
Хорошо мотивированные дети учатся всегда с удовольствием. Их учебная деятельность включает в себя выполнение действий по собственной инициативе. У них наблюдается устойчивость мотивационной сферы и умение ставить перед собой нестандартные цели, а затем их реализовывать. Они владеют гибкостью и мобильностью способов действий. Они способны осваивать учебных действий до уровня навыков и привычек.
Таким образом, можно говорить о том, что отношение школьников к учению связано не только с учебной мотивацией, но и со сформированностью их учебной деятельности. Без учета умения школьников учиться, учителю невозможно проникнуть в суть отношения школьников к учению. В зависимости от ситуации и предмета изучения, мотивация школьника к обучению изменяется.
Каждый ученик обладает силой воли, благодаря которой он способен учиться. Но далеко не каждый ребёнок готов проявлять такого рода волю. Именно учитель должен направить ученика в нужное русло. В ходе овладения учебным материалом по предметам. При этом необходимо предоставить ребёнку некоторую самостоятельность и развить в нем понимание цели мотивационного взаимодействия
Любой возраст характеризуется своими особенностями умения учиться. При этом у каждого субъекта свои мотивы для реализации успешной учебной деятельности. В младшем школьном возрасте мотивация развивается в нескольких направлениях. При этом, познавательные мотивы младшего школьника могут преобразоваться в учебно-познавательные. Мотив самообразования представлен достаточно простой формой. Это проявление интереса к источникам знаний, в том числе, дополнительных. При этом учителю необходимо учитывать и главный социальный мотив - желание ребенка получить одобрение учителя.
Целеполагание развивается в процессе учения и научения. Именно в младшем школьном возрасте укрепляются познавательные и учебно- познавательные мотивы. К концу начальной школы ребёнку становится доступна постановка не одной цели, а последовательность реализации учебных целей. Познавательные мотивы постепенно укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает основы наук и закономерности в освоении содержания по принципу, от простого, к сложному. Учебно-познавательный мотив постепенно совершенствуется, но этого нельзя отметить у всех детей. Многие дети постепенно теряют интерес к учёбе, и происходит это по разным причинам. Особенности мотивации учения есть основная характеристика индивидуального стиля учебной работы, которая складывается у детей, в зависимости от их активного включения в учебную деятельность. Чтобы найти оптимальный индивидуальный подход к воспитанию мотивации у каждого ребенка, учителю необходимо изучать её в разных ситуациях.
При этом различают две группы мотивов:
1. Познавательные мотивы.
2. Социальные мотивы.
Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. При этом уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у младшего школьника «мотива достижения». Познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе и вызывают познавательную активность, а вместе с тем, и инициативу. Социальные мотивы связаны с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми. В первую очередь можно рассматривать мотивацию благополучия. Она проявляется в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей. Часто у детей присутствует мотив социального сотрудничества. Это характерно для данного возраста детей, но при этом. такой мотив является дальнейшей основой для самовоспитания и самосовершенствования личности [22].
Учёные выделяют пять уровней учебной мотивации:
1.Высокий уровень школьной мотивации и учебной активности.
2. Хорошая школьная мотивация.
3. Положительное отношение к школе.
4. Низкая школьная мотивация.
5. Негативное отношение к школе.
При высоком уровне школьной мотивации и учебной активности детей, ученики всегда четко и добросовестно следуют всем указаниям учителя. Они серьёзны и ответственны. Они достаточно сильно переживают, если вдруг получают неудовлетворительные отметки. При хорошей школьной мотивации учащиеся достаточно успешно справляются с учебной деятельностью. Для школы это является нормой, и большинство младших школьников подпадают именно под эту категорию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Богус, М.Б. Взаимосвязь и взаимообусловленность умственных способностей и мотивов учащихся [Текст] / М.Б. Богус // Начальная школа. –2010. - No4. – С. 6-8.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
3. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога [Текст] / учеб. пособие для студентов вузов // Н. М. Борытко. - под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – 288 с.
4. Братчикова, Ю. В. Развитие мотивации младших школьников в проблемно-диалогическом обучении [Электронный ресурс] / Ю. В. Братчикова, М. М. Плотникова // Современная педагогика. 2015. - URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/4065 (дата обращения 07.12.2022).
5. Быкова, Е.А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-3-20.pdf (дата обращения 07.12.2022).
6. Гликман, И.З. Основы мотивации учения [Текст] / И.З. Гликман // Инновации в образовании. – 2007. – No 3. – С. 64-81.
7. Голикова, Н.К. Формирование мотивационной готовности к школе [Текст] / Н.К. Голикова // Дошкольное воспитание. - 2004 - No 4. – С. 42-48.
8. Григорьева, М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации [Текст] / М.В. Григорьева // Начальная школа. – 2009. - No1. – с. 8-9.
9. Евдокимова, Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению [Текст] / Н.Ф. Евдокимова // Начальная школа. – 2005. - No7. – С. 88-90.
10. Зимняя, И.А. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания [Текст] / И.А Зимняя // Классный руководитель. – 2002. – No 5. – С. 70-78.
11. Иванова, Т.Ф. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников [Текст] / автореф. канд. псих. наук: 19.00.07 // Т.Ф. Иванова. - Волгоградский гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2005. – 185 с.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 517 с.
13. Казорина, А.А. Формирование учебной мотивации младших школьников [Текст] / А.А. Казорина, Л.Л. Парфенова. - под ред. Л. С. Колмогоровой, О. А. Брылевой. – Барнаул. – АлтГПА. - 2013. – 403 с.
14. Ксензoва, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя [Текст] / учеб.- метод. пособие // Г.Ю. Ксензoва. – М.: Пед. о-во России. - 2002. – 128 с.
15. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения [Текст] / учеб. и практикум для вузов / Ю.Н. Лапыгин. – М. : Юрайт, 2016. – 248 с.
16. Леонтьев, В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования [Текст] / В.Г. Леонтьев. – Новосибирск. - Новосиб. полиграфкомбинат. - 2002. - 264 с.
17. Мартынова, И.И. Учеба может быть радостной [Текст] / И.И. Мартынова // Начальная школа. – 2005. - No4. – С. 40-43.
18. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2002. - 480 с.
19. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. - М.: Педагогика. - 2008. - 144 с.
20. Менщикова, Н.В. Совершенствование урока посредством использования современной педагогической техники «Конструктор» [Электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября 2007 URL: http://festival.1september.ru/-articles/414988/ (дата обращения 07.12.2022).
21. Младший школьник. Развитие познавательных способностей [Текст] / пособие для учителя // И. В. Дубровина, под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. - 208 с.
22. Мураль, И.П. Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников [Текст] / И.П. Мураль // Начальная школа. – 2009. - No12. – С. 11-13.
23. Николаева, Н.В. Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности [Текст] / Н.В. Николаева // Образование в современной школе. – 2015. – No 7/8. – С. 44-45.
24. Осипова, И.М. Формирование учебной мотивации школьников [Текст] / И.М. Осипова //Лучшие страницы педагогической прессы. – 2004. – No 1. – С. 76-78.
25. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников [Текст] / пособие для учителя // К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2011. – 191 с.
26. Пономарев, Б.Н. Загадки на уроках русского языка [Текст] / Б.Н. Пономарев // Начальная школа. – 2006. - No9. – С. 89-90.
27. Пустовалова, Г.П. Исторический материал на уроках математики [Текст] / П.Г. Пустовалова // Начальная школа. – 2004. - No6. – С. 70-73.
28. Рудакова, Е.А. Сочинение и загадки на уроках математики в начальной школе [Текст] / Е.А. Рудакова // Начальная школа. – 2002. - No11.
29. Сидорова, С.А. Игра как средство интереса к урокам русского языка [Текст] / С.А. Сидорова // Начальная школа. – 2009. - No1. – С. 83 - 87.
30. Умнова, Т.Н. Рифмы на уроке [Текст] / Т.Н. Умнова // Начальная школа. – 2003. - No12. – С. 91-92.
31. Фопель, К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего [Текст] / К. Фопель. – М.: Генезис, 2013. – 173 с.
32. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Х. Хекхаузен. – СПб. : Питер - М. : Смысл, 2003. – 860 с.
33. Шаповалова, О.Е. Изучение отношения младших школьников к обучению [Текст] / О.Е. Шаповалова // Начальная школа. – 2010. - No1. – С. 22-28.
34. Элькoнин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Элькoнин // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка : учеб.-метод. пособие / ред.-сост. Г. В. Бурменская. – М. - 2005. – С. 215-228.