Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Блок А. – великий писатель жил и творил в сложный для России период – подготовки и свержения Октябрьской революции. Наибольший рост его творческой активности пришелся на период 1907–1916 гг. Поэт не сразу понял, куда он идет в этом мире. После окончания гимназии и юридического факультета Санкт–Петербургского государственного университета поэт вскоре понял, что будущая профессия его совершенно не интересует. Он перевелся на славяно–русский факультет истории и философии в Ленинграде. С раннего возраста его духовные интересы несколько отличались от его научных интересов. При участии в любимых спектаклях он даже просил хорошего декламатора.
Однако вскоре это увлечение сменилось другим. Это была эпоха литературных увлечений. Сам Блок начал пробовать писать стихи. Это была лирика о любви, природе и романтике. Неясные ожидания, загадочные намеки, ирония и настоящие музыкальные путешествия характеризуют его поэзию: «Вечно шелест легкий слышно: Колос клонит... Путь далек! Есть одно лишь в океане... Клонит лишь одно траву...Ты не видишь там, в тумане, я увидел – и сорву!» Блок подтверждает созвучность музыкальных произведений.
Так, например, поэты часто используют слова «музыка» и «песня».» О, сколько музыки у Бога, какие звуки на земле!» ... Ночь волновалась, скрипка пела…»;
«Робко, темно и глубоко плакали струны мои. Ветер принес издалека звучные песни твои». ... Причем каждое живое существо на этой земле неминуемо вносит свою ноту в общее звучание. Можно сказать, что поэт видит мир как одно музыкальное произведение, исполняемое огромным оркестром. В то же время каждое живое существо в этом месте неизбежно вносит свой звук в смысл целого. Когда одна нота исчезает или появляется, это влияет на все мелодии, изменяя их темп, тон и характер:
«Свирель запела на мосту…
И яблони в цвету.
И ангел поднял в высоту
Звезду зеленую одну, и стало дивно на мосту,
Смотреть в такую глубину,
В такую высоту.
Свирель поет: взошла звезда»
В последние десятилетия литераторы (В.Н. Орлов, В.И. Смирнов, М.П. Мальков, А.А. Соколов, З.Г. Минц, А. Шейле, Л.К. Долгополов, Е.П. Любарева, К.И. Чуковский, А.П. Авраменко и др.), чье изучение как лирических, так и музыкальных мотивов блока имеет отношение к данному исследованию. Мы считаем, что, сравнивая поэмы «Двенадцать» и «Трилогия человечества», исследователи творчества Блока смогут лучше понять особенности поэтики двух «частей» творчества поэта, которые обычно рассматриваются литературоведами по отдельности.
Научная новизна работы: изучение произведений позволит увидеть механизмы связи между ними, понять причины трансформирования тех или иных мотивов и приемов на различных этапах творчества Блока.
Практическая значимость работы определяется возможностью применения материалов и результатов исследования в спец семинарах и спецкурсах по русской литературе и поэтике, а также на факультативных занятиях в школе.
Объект исследования: музыкальные мотивы и образы в лирике А. А. Блока
Предмет: развитие мотивов и образов в лирике А. А. Блока
Цель исследования: проанализировать развитие музыкальных мотивов и образов в поэме «Двенадцать».
Реализация поставленной цели возможна через решение следующих задач:
• изучить критические и литературоведческие работы, посвященные вопросу взаимосвязи лирики и поэмы «Двенадцать» Блока;
• проанализировать поэму «Двенадцать» с точки зрения представленности в ней музыкальных мотивов и образов, используемых в лирике Блока.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ БЛОКА. ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ
1.1 Основные мотивы лирики Блока
Современники уже заметили, как часто в текстах Блока повторяются определенные ключевые слова. Так, К. И. Чуковский писал, что любимыми словами первого блока были «туман» и «сон». Наблюдения критика соответствовали профессиональным «ориентациям» поэта. В блокнотах есть запись: эти слова сияют, как звезды. Это стихотворение для них. Все тексты блока отмечены постоянным повторением важнейших образов, словесных паттернов и лирических ситуаций [2]. Они, эти образы и слова, получают дополнительную семантическую энергию и впитывают новые семантические нюансы из своего непосредственного языкового окружения, а не только из значения «словарного запаса». Однако контекст конкретного стихотворения сам по себе не определяет семантику таких сигнальных слов. Единый корпус его текстов играет ключевую роль в формировании значения отдельных слов в творчестве Блока.
Конечно, можно прочитать отдельные блоковские стихи и получить о них смутное представление. Однако, чем больше стихотворений Блока вы прочитаете, тем богаче станет ваше восприятие каждого стихотворения. Это происходит потому, что каждое стихотворение излучает свой собственный «заряд» смысла и в то же время «заряжает» смысл других стихотворений. Текст Блока имел очень высокую степень единства благодаря сквозным мотивам. Сам поэт хотел, чтобы его слова были восприняты читателями как единое произведение, роман, состоящий из трех томов стихов, известных как «Трилогия воплощения». Поэтому многие хорошие лирики заняли такую позицию. Во–первых, в основе лирики лежит индивидуальность современного человека. Индивидуальность по отношению к миру в целом (обществу, природе и «вселенной») составляет ядро поэтической проблематики Блока. До Блока подобные проблемы традиционно воплощались в жанре романа; стоит вспомнить, что А. С. Пушкин в своем жанровом обозначении Евгения использовал термин «роман в стихах». Поэтический роман Пушкина имеет незавершенный, но четкий сюжет, состав многочисленных героических персонажей, свободу автора «отклоняться» от повествовательной цели, говорить и комментировать «напрямую» с читателем, множество специфических сюжетных элементов, делающих возможным процесс создания романа, и т.д.
Лирические романы Блока также имеют свой особый сюжет – это стройную систему мотивов, развивающихся в связи с движением эмоций и мыслей. Если содержание пушкинских романов во многом определяется изменением дистанции между автором и главным героем, то в лирических «романах» Блока такой дистанции нет. Личность Блока возродилась в качестве главного героя трилогии. По этой причине литературная критика использует по отношению к нему категорию «лирический герой». Сейчас этот термин широко используется в связи с работами других редакторов, но впервые он появился в творчестве выдающегося литературоведа Ю.Н. Тигнанова, в его статье о поэзии Блока.
Теоретическое содержание категории «лирический герой» формирует синтетическую природу субъекта лирической речи. Форма интереса «я» – идеологическая и психологическая, неотделимая от биографического «автора» и являющаяся проявлением различных ролей героя.
Другими словами, лирический герой Блока может предстать в образе Дмитрия Донского, Гамлета, монаха или безымянного воина в кабинке для посетителей загородного ресторана, но каждый раз он является воплощением души – отношений, образа жизни, мысли.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асафьев Б.В. Видение мира в духе музыки (Поэзия А. Блока) // Блок и музыка: Сборник статей. Л.; М.: Советский композитор, 1972. С. 8—58. (Asaf’ev B.V. Videnie mira v dukhe muzyki (Poeziya A. Bloka) // Blok i muzyka: Sbornik statey. Leningrad; Moscow, 1972. P. 8—58.)
2. Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 5: Проза: 1903—1917. М.; Л.: Советский писатель, 1962. (Blok A. Sobranie sochineniy: In 8 vols. Vol. 5: Pro za: 1903—1917. Moscow; Leningrad, 1962.)
3. Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 8: Письма. М.; Л.: Советский писатель,1963. (Blok A. Sobranie sochineniy: In 8 vols. Vol. 8: Pis’ ma. Moscow; Leningrad, 1963.)
4. Блок А. Лирика. М.: Правда, 1988. (Blok A. Lirika. Moscow, 1988.)
5. Вьюгин В.Ю. Между двух молчаний: об иносказании Платонова // Русская литература. 2004. № 4. С. 54—79. (V’yugin V.Yu. Mezhdu dvukh molchaniy: ob inoskazanii Platonova // Russkaya literatura. 2004. № 4. P. 54—79.)
6. Дрейден С. Музыка — революции. М.: Советский композитор, 1981. (Dreyden S. Muzyka — revolyutsii. Moscow, 1981.)
7. Колесникова Е.И. Проекционистские идеи в публицистике Блока и Андрея Платонова // Александр Блок: исследования и материалы. СПб.:
8. Издательство «Пушкинский Дом», 2016. Т. 5. С. 208—232. (Kolesnikova E.I. Proektsionistskie idei v publitsis tike Bloka i Andreya Platonova // Aleksandr Blok: issledovaniya i materialy. Saint Petersburg, 2016. Vol. 5. P. 208—232.)
9. Корниенко Н.В. История текста и биография А.П. Платонова (1926—1946) // Здесь и теперь. 1993. № 1. (Kornienko N.V. Istoriya teksta i biografiya A.P. Platonova (1926—1946) // Zdes’ i teper’. 1993. № 1.)
10. Крючков В.П. »Впереди — Исус Христос»: «Двенадцать» А. Блока и «Чевенгур» А. Платонова // Русская литературная классика ХХ века: В. Набоков, А. Платонов, Л. Леонов. Саратов: Изд–во Саратовского педагогического института, 2000. С. 88—100.
11. Kryuchkov V.P. »Vperedi — Isus Khristos»: «Dvenad tsat’» A. Bloka i «Chevengur» A. Platonova // Russkaya literaturnaya klassika ХХ veka: V. Nabokov, A. Platonov, L. Leonov. Saratov, 2000. P. 88—100.
12. Ласунский О.Г. Житель родного города. Воронежские годы Андрея Платонова, 1899—1926. Воронеж: Изд–во ВГУ, 1999. (Lasunskiy O.G. Zhitel’ rodnogo goroda. Voronezhskie gody Andreya Platonova, 1899—1926. Voronezh, 1999.)
13. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. (Losev A.F. Forma. Stil’. Vyrazhenie. Moscow, 1995.) [Луначарский 1958a] — Луначарский А.В. Бетховен и современность // Луначарский А.В. В мире музыки. М.: Советский композитор, 1958. С. 333—335. (Lunacharskiy A.V. Betkhoven i sovremennost’ // Lunacharskiy A.V. V mire muzyki. Moscow, 1958. P. 333—335.)
14. Луначарский А.В. Музыка и революция // Луначарский А.В. В мире музыки: Статьи и речи. М.: Советский композитор, 1958. С. 108—115. (Lunacharskiy A.V. Muzyka i revolyutsiya // Lunacharskiy A.V. V mire muzyki: Stat’i i rechi. Moscow, 1958. P. 108—115.)
15. Магомедова Д.М. Концепция «музыки» в раннем творчестве А. Блока // Филологические науки. 1975. № 4. С. 16—26. (Magomedova D.M. Kontseptsiya «muzyki» v rannem tvorchestve A. Bloka // Filologicheskie nauki. 1975. № 4. P. 16—26.)
16. Малыгина Н.М. Андрей Платонов: поэтика «возвращения». М.: ТЕИС, 2005. (Malygina N.M. Andrey Platonov: poetika «vozvra shcheniya». Moscow, 2005.)
17. Махов А.Е. Музыкальность // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 595—600. (Makhov A.E. Muzykal’nost’ // Literaturnaya entsiklopediya terminov i ponyatiy. Moscow, 2001. P. 595—600.)
18. Музыка // Великая Октябрьская социалистическая революция: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 320—321. (Muzyka // Velikaya Oktyabr’skaya sotsialisticheskaya revolyutsiya: Entsiklopediya. Moscow, 1987. P. 320—321.)
19. Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. Минск: Попурри, 2000. (Nitsshe F. Stikhotvoreniya. Filosofskaya proza. Minsk, 2000.)
20. Платонов А.П. Сочинения. Т. 1: 1918—1927. Кн. 2. М.: ИМЛИ РАН, 2004. (Platonov A.P. Sochineniya. Vol. 1: 1918—1927. Issue 2. Moscow, 2004.)
21. Полякова Л.В. »Господи, помилуй, как мучительно трудно быть русским»: скифский сюжет русской литературы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 7 (111). С. 9—21. (Polyakova L.V. »Gospodi, pomiluy, kak muchitel’ no trudno byt’ russkim»: skifskiy syuzhet russkoy literatury // Vestnik Tambovskogo universiteta. Issue: Gumanitarnye nauki. 2012. № 7 (111). P. 9—21.
22. Поцепня Д.М. Проза А. Блока. Стилистические проблемы. Л.: Изд–во ЛГУ, 1976. (Potsepnya D.M. Proza A. Bloka. Stilisticheskie prob lemy. Leningrad, 1976.)
23. Роженцева Е.А. Преодоление «кризиса гуманизма» («Король на площади» А. Блока и «14 красных избушек» А. Платонова) // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. М., 2003. Вып. 5: Юбилейный. С. 532—546. (Rozhentseva E.A. Preodolenie «krizisa gumanizma» («Korol’ na ploshchadi» A. Bloka i «14 krasnykh izbushek» A. Platonova) // «Strana filosofov» Andreya Platonova: problemy tvorchestva. Moscow, 2003. Issue 5: Yubileynyy. P. 532—546.)