Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы заключается в том, что в течение всего становления и развития юридической науки проблемы исследования правоотношений в обществе были и остаются актуальными, что, несомненно, относится и к их разновидности – административным правоотношениям, которые постоянно находятся в центре внимания различных специалистов в области административного права, в том числе ученых, исследователей, юристов-практиков и т.д.
В то же время, несмотря на повышенный интерес со стороны различных представителей юридической науки, единого понимания сущности категории «административные правоотношения» на сегодняшний день нет, как нет и единства подходов к пониманию структуры данного сложного правового феномена.
Кроме того, отсутствует и четкая законодательная позиция по обозначенной проблеме, несмотря на достаточно широкую законодательную базу, призванную регламентировать данный вид общественных правоотношений, что позволяет говорить о существующем на сегодняшний день законодательном пробеле, когда есть административное законодательство, регулирующее административные правоотношения, а самого понятия данной правовой категории на законодательном уровне до сих пор не закреплено, что, в свою очередь, порождает множество подходов к пониманию категории «административные правоотношения» и позволяет достаточно широко трактовать данное понятие, а также приводит к появлению новых научных разработок данной проблемы. Таким образом, научное осмысление сущности и структуры категории «административные правоотношения» не теряет своей актуальности и сегодня.
Степень разработанности темы. Анализу административных правоотношений в юридической научной и учебной литературе, на наш взгляд, уделено достаточно внимания, но единства мнений не наблюдается. Практически нельзя назвать какой-либо элемент в составе административно-правового отношения, целесообразность выделения которого не подвергалась бы критике со стороны таких исследователей, как: Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, Н.М. Конин, А.П. Коренев, Ю.Н. Старилов, Н.Г. Салищева и др.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, которые образуют закономерности и тенденции властной деятельности, специально уполномоченных субъектов в сфере административно-правовых отношений.
Предметом исследования выступают теоретические и правовые аспекты применения административно-правовых отношений; научные труды, посвященные данной проблематике.
Цель работы – исследовать категорию «административные правоотношения» в контексте современной правовой доктрины Российской Федерации, представленной наработками ученых-юристов, доктринальным (научным) толкованием правовых норм, юридической техникой, юридическими догмами, правовыми позициями.
Данная цель обусловила постановку следующих задач: рассмотреть понятие, сущность, основные черты и признаки административно-правовых отношений; охарактеризовать виды административно-правовых отношений; проанализировать структуру административно-правовых отношений; исследования основания возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод, который определяет объективное и всестороннее познание исследуемых явлений, а также специальные методы исследования, в частности, формально-логический, дедукции, индукции, аналогии.
Структура курсовой работы обусловлена поставленной целью и состоит из введения; четырех разделов; заключения; списка использованной литературы.
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Исходя из общей теории права, следует сказать о том, что, по мнению С.С. Алексеева, правоотношения – «это возникающая на основе норм права, индивидуализированная общественная связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства. Правоотношение всегда представляет собой известную общественную связь между лицами – людьми, их коллективами, государством, органами государства» .
Характерными признаками правоотношений является то, что они: всегда возникают между конкретными лицами, поведение которых определяется и закрепляется правовыми нормами; правоотношения регулируются нормами, которые установлены или санкционированы государством, и обеспечиваются силой государственного принуждения. В силу чего любое общественное отношение приобретает статус правового тогда, когда оно регламентировано правовыми нормами.
Следует отметить, что существует точка зрения, сторонники которой рассматривают правоотношения как такие, что охватывают весь спектр общественных отношений, которые в свою очередь не могут существовать вне права, поскольку любые волевые отношения между людьми должны найти свое выражение через правовые отношения.
Сторонники другой точки зрения считают, что категория «правовые отношения» выступает категорией, не идентичной понятию «общественные отношения». Данная точка зрения является очень популярной среди отечественных представителей юридической науки. При этом некоторые из них отмечают, что общественные отношения являются понятием более широким, чем правовые отношения, а поэтому первичным по отношению к ним. Правоотношения рассматриваются ими как один из видов общественных отношений, т.е. отношений, которые урегулированы нормами права. Другие, напротив, говорят о вторичности общественных отношений перед нормой права. Третьи вообще рассматривают правоотношения как правовую связь между участниками, не разделяя при этом общественные отношения и правовые отношения в случаях, когда общественное отношение нормативно регламентировано законодателем. Четвертые, в свою очередь, считают правовые отношения не общественным отношением, урегулированным нормами права, а определенной правовой структурой, самостоятельным общественным отношением, субъектов которого связывают или ставят в определенную правовую зависимость юридические права и обязанности и которое осуществляет регулирующее влияние на поведение людей как отдельно, так и во взаимосвязи с другими общественными структурами .
Раскрывая проблемы теории административного права в части понимания сущности категории «административные правоотношения», следует отметить, что классическая теория административного права определяет административные правоотношения «как урегулированные нормами административного права общественные отношения, возникающие в сфере осуществления властно-публичной деятельности органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительной деятельности других государственных органов и органов местного самоуправления» .
Сложность понимания правовой природы категории «административные правоотношения» заключается в том, что с юридической точки зрения данное правовое явление исследуется в сочетании двух подходов: функционального (содержательного) и формально-догматического, что определяет понимание административных правоотношений как облеченных в правовую форму государственно-управленческих отношений, при одновременном исследовании, как управленческого содержания (принадлежность административных правоотношений к государственному управлению), так и правовой формы (связь с нормами административного права) указанных отношений.
Так, например, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов акцентируют внимание на том, что «административно-правовые отношения – это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. В административно-правовом отношении стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, урегулированных административно-правовой нормой» .
Также А.П. Алехин, А.А. Демин, А.А. Кармолицкий предлагают понимать под административно-правовым отношением «урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой», указывая при этом, что «на особенности административных правоотношений оказывают определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, то есть их юридической базы» .
А.В. Зарубина рассматривает административно-правовые отношения как обязательный и неотъемлемый элемент механизма административно-правового регулирования, отмечая при этом их динамичность и способность одновременно объединять как материальную, так и процессуальную составляющую, что способствует постоянному расширению сферы административных правоотношений, а также тесную на сегодня взаимосвязь административных правоотношений с отношениями частно-правового характера, которые в силу объективных факторов и специфики публичного управления не могут быть реализованы без регулятивных свойств административно-правовых отношений и норм .
В свою очередь, Д.В. Осинцев отмечает, что «административные правоотношения, как и любые другие правоотношения, – это особая форма связи прав и обязанностей . В.К. Бабаев определяет правоотношения как «охраняемое государством общественное отношение, возникающее, как правило, вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников. Значит, любые общественные отношения под регулярным воздействием административно-правовых норм становятся административными правоотношениями» .
А.Б. Агапов выдвигает предположение, что административное правоотношение – это урегулированное нормами административного права конкретное общественное отношение, с обязательным участием субъекта, наделенного государственно-властными управленческими полномочиями, выраженное в субъективных управленческих правах и обязанностях» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 1.
2. Агапов А.Б. Административное право в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для вузов. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 471 с.
3. Административное право России: учебник и практикум для вузов / А.И. Стахов [и др.]; под редакцией А.И. Стахова, П.И. Кононова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 484 с.
4. Административное право Российской Федерации: учебник / Мелехин А.В., под ред. Диканова Т.А., Кардашева И.Б., Козлов Т.Л. и др. – М.: Юстиция, 2020. – 502 с.
5. Административное право: учебник для вузов / А.В. Зубач [и др.]; под общей редакцией А.В. Зубача. – М.: Юрайт, 2020. – 530 с.
6. Алексеев С.С. Общая теория права: В двух томах. Т. II. – М.: Юридическая литература. 1982. – 359 с.
7. Алехин А.П., Демин А.А., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации: практикум. – 2 изд. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2018. – 256 с.
8. Бабаев В.К Теория государства и права: учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 582 с.
9. Братановский С.Н., Юсупов В.А. Концептуальные подходы к понятию и содержанию административно- правовых отношений в российской правовой науке // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2022. – № 1 (58). – С. 16-21.
10. Зарубина А.В. Понятие и особенности административно-правовых отношений // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 9 (17). – С. 167-169.
11. Зырянов С.М. Административный надзор органов исполнительной власти: дисс. д-ра. юрид. наук 12.00.14. – М., 2010. – 497 с.
12. Кочеткова Е.А. Юридические факты: теоретический и практический аспекты // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2020. – № 1(43). – С. 29-35.
13. Лапина М.А. О теоретико-правовых аспектах административных правоотношений // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник статей по материалам X юбилейной международной научно-практической конференции (Сорокинские чтения) / Под общей редакцией А.И. Каплунова. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 82-87.
14. Макарейко Н.В. Административное право: учебное пособие для вузов. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 280 с.
15. Мицкевич Л.А. Классическая теория административных правоотношений: современное наполнение // Административные правоотношения: вопросы теории и практики. – М.: Институт государства и права Российской академии наук. – 2009. № 1. – С. 4-8.
16. Невмеенко А.И. Понятие и элементы административно-правовых отношений // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей V Международной научно-практической конференции. В 2 частях. – Пенза, 2018. – С. 180-184.
17. Осинцев Д.В. Административное право: учебник для вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 574 с.
18. Попов Л.Л., Студеникина М.С. Административное право: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2021. – 736 с.
19. Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. – 6-е изд., пересмотр. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 640 с.
20. Салищева Н.Г. Административно-процессуальные отношения: развитие на современ-ном этапе, проблемы законодательного регулирования // Административные правоотношения: вопросы теории и практики. – М.: Институт государства и права Российской Академии наук. – 2009. – С. 17-28.
21. Серков П.П. Административные правоотношения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). – 2019. – № 6(58). – С. 49-64.
22. Соловьева А.К. Административно-правовые отношения в сфере оказания государственных услуг: понятие, участники, защита // Административные правоотношения: вопросы теории и практики. – М.: Институт государства и права Российской академии наук. – 2009. – № 1. – С. 55-58.
23. Тулинова Б. Судебные административно-процессуальные отношения // Административные правоотношения: вопросы теории и практики. – М.: Институт государства и права Российской академии наук. – 2009. – № 1. – С. 37-38.
24. Черепанов Ю.Г. Горизонтальные административно-правовые отношения: дисс. канд. юрид. наук 12.00.02. – М., 1984. – 195 с.
25. Шевцова П.А., Козлова А.М. Теоретико-правовая характеристика юридических фактов: понятие и классификация // Modern Science. – 2020. – № 7-2. – С. 194-199.