Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Предпринимательство – «самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход. Развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отличалось рядом особенностей, главная из которых сводится к следующему» . Малое и среднее предпринимательство – сложный и многообразный феномен, развитие его отдельных видов по-разному воздействует на экономику.
Предпринимательство – это способность и готовность человека организовывать и управлять коммерческим предприятием наряду со взятием на себя любого из характерных для выбранной деятельности рисков, наградой за что является прибыль. Фактически предпринимательство – это акт самовыражения и создания бизнеса вместо того, чтобы работать наемным работником.
В то время как предприниматели должны иметь дело с большим количеством препятствий и проблем, чем наемные работники, выигрыш может быть намного больше. В современных условиях динамичной конъюнктуры рынка конкурентоспособность предприятия и его рентабельность напрямую зависят от эффективности системы управления всеми его структурными элементами. В связи с этим следует уделить особое внимание анализу эффективности менеджмента на предприятии, обеспечить условия для быстрого реагирования и адаптации к изменениям внешней среды.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы эффективного управления фирмой в условиях рынка.
Задачи:
- описать понятие рынка, его функции;
- рассмотреть конкуренцию, преимущества и недостатки рынка;
- изучить механизм управления фирмой в условиях рынка;
- проанализировать проблемы эффективного управления в условиях рынка.
Объект исследования – управление фирмой в условиях рынка.
Предмет исследования – проблемы и способы решения вопроса эффективного управления фирмой в условиях рынка.
Глава 1 Теоретические основы рынка
1.1 Понятие рынка, его функции
Рынок – понятие многогранное. Существует множество трактовок данного определения, но наиболее широким является следующее определение: рынок – это совокупность экономических отношений, которые основаны на обменных операциях между производителями и потребителями . Обмен товарами и услугами осуществляется при наличии у производителя блага, которое интересует потребителя. В свою очередь, у потребителя необходимо наличие потребности, которая была бы подкреплена платежеспособностью. Кроме того, следует отметить, что обмен происходит в условиях конкуренции. Выделяют крайности несовершенной конкуренции: монополия, монопсония.
Для монополии характерно наличие одного продавца и нескольких покупателей на рынке, вследствие этого продавец по своему усмотрению может повышать или понижать цену товара на рынке. Монопсония – это ситуация обратная монополии: на рынке имеется только один покупатель и множество продавцов, при этом цену на товар устанавливает покупатель.
Что касается функций рынка, то они определяются задачами, которые стоят перед ним.
Рыночный механизм призван ответить на три поставленные перед ним вопроса: Что производить? Как производить? И для кого производить? Вследствие этого рынку присущи следующие функции:
Ценообразующая – рынок устанавливает уровень цены в зависимости от спроса и предложения на товары и услуги, которая, в свою очередь, зависит от затрат на производство и полезности блага.
Регулирующая – данная функция рынка проявляется в оказании влияния на производство товаров и услуг. Примером демонстрации данной функции может послужить увеличение объемов производства определенного товара, при том, что спрос на этот товар возрос.
Информационная – рынок предоставляет информацию, которая отражает необходимый объем блага, его ассортимент и надлежащее качество.
Посредническая – рынок представлен в роле посредника, который позволяет найти наиболее выгодный вариант купли - продажи между производителями и потребителями.
Санирующая – благодаря этой функции происходит «естественный отбор» производителей: активные и предприимчивые производители развиваются, тем самым укрепляют рыночный механизм, напротив, неэффективные производители претерпевают разорение.
1.2. Конкуренция, преимущества и недостатки рынка
Конкуренция определяется через понятие «конкурентный рынок» - «ситуация, когда участники стремятся к своим целям (прежде всего, продать товар с максимальной прибылью или купить товар с минимальными затратами) в ущерб другим, тоже стремящимся к подобным целям, т.е. в некотором смысле участники рынка преследуют взаимоисключающие цели». Право на конкуренцию – важный правовой элемент на реализацию предпринимательской деятельности на рынке . Предприниматель в процессе своей деятельности может совершать конкурентные действия по отношению к другим конкурентам с целью получения правомерных преимуществ, что связаны с приоритетом в реализации его товаров и услуг покупателям.
Ограничения права субъекта предпринимательства на конкуренцию могут вводиться лишь на основании федеральных законов для защиты общественных и государственных интересов (например, в целях недопущения конкуренции в сферах деятельности (на рынках) государственных и естественных монополий) .
Итог конкурентных действий – ограничение возможностей субъектов предпринимательства в одностороннем порядке влиять на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. Важным является и свобода совершения сделок по продаже и покупке товаров на рынке, свобода установления рыночной цены. Последняя устраивает и покупателей, и продавцов.
Субъекты рынка финансовых услуг - это финансовые организации, оказывающие услуги на финансовых рынках, и потребители данных услуг; один из них обязательно должен быть субъектом предпринимательства.
Современное развитие экономики усиливает конкуренцию между компаниями за завоевание рынков сбыта и требует разработки механизмов управления, способствующих достижению целей с высокой экономической эффективностью.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, проблема повышения конкурентоспособности продукции является предметом целенаправленной стратегической разработки на всех уровнях, начиная от индивидуального, заканчивая отраслевым .
Переход страны к социально ориентированной рыночной экономике, сопровождавшийся уменьшением запасов оборудования, сырья, прочного государственного заказа, с одной стороны, привел к тотальной интервенции всех видов иностранных товаров, с другой стороны, привел к спаду производства, с вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями. Ситуация усугублялась также в связи с моральным и физическим износом существующих материальных активов, слабой
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1) Аббасова О.М. Совершенствование развития предприятий малого бизнеса / О.М. Аббасова // Вестник Академии знаний. – 2020. – No 3 (38). – С. 10–14
2) Безновская, В.В. Зарубежный опыт стимулирования инновационных процессов / В.В. Безновская, Н.В. Коваленко, И.М. Константинов // Актуальные проблемы в современной науке: теория и практика: II-я Международная научно-практическая конференция, Москва, 14 мая 2018 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Учебно-методический центр «Триада», 2018. – С. 5-10
3) Доронина Н. Г., Актуальные проблемы правового регулирования государственной монополии на осуществление внешнеэкономической деятельности // Журнал российского права. — 2020. — № 10. — С. 136-140
4) Ильминская А. С., Дацовская А. Н. Малое предпринимательство в России//ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 125-130
5) Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – 5-е изд. – М.: Дело, 2018.
6) Макарова Е. А. Оценка эффективности управления предприятием в современных условиях//ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник научных статей Всероссийской научно-практической студенческой конференции. Самара, 2021. С. 432-435
7) Малютина И.Н., Кучина Е.М. Приоритетные направления государственной поддержки малого бизнеса// СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 2022. С. 60-70
8) Объедкова Л. П., Культурная экономика // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2021. — № 1. — С. 40-50
9) Розанова Н. М., Конкуренция сегодня: процесс или результат? // Мировая экономика и международные отношения. — 2021. — Т. 65, № 8. — С. 6-10
10) Розанова Н. М. Экономические основы конкурентной политики / Н. М. Розанова //TerraEconomicus. – 2018. -№4. – с. 141-145
11) Фетисов В. А., Точки роста в экономической политике современной России в условиях внешних ограничений // Власть. — 2022. — № 3. — С. 150-160
12) Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 16.12.2022)
13) Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" от 29.04.2008 N 57-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76660/ (дата обращения 16.12.2022
14) Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (дата обращения 16.12.2022)
15) Чориев Рахмон Али, Пукач Г. В. Некоторые проблемы развития малого бизнеса в России//МОЛОДЕЖЬ И XXI ВЕК – 2022. Материалы 12-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Том 1. Отв. редактор М.С. Разумов. Курск, 2022.
16) Шапкин, И.Н. Менеджмент : учебник и практикум для вузов. Москва : Юрайт, 2020. 384 с.
17) Шипулина С. М. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России, ее необходимость и важность//СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород, 2022. С. 62-63