Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Математическое развитие детей в ДОУ занимает значительное место в их умственном развитии. К ведущим принципам такого рода развития относят отбор содержания, формы организации математического развития детей и учет их возрастных особенностей в освоении математических связей и закономерностей.
Одно из ведущих направлений математического развития – это формирование представлений о форме предметов и фигурах. Наличие формы чего либо – это одно из ведущих свойств материальных предметов окружающего мира. Геометрические фигуры являются эталонами, с помощью которых человек определяет форму предметов и их составных частей. Первое представление о форме предметов ребёнок получает в результате взаимодействия с ними. Под влиянием обучающего воздействия процесс восприятия детьми геометрических фигур постепенно перестраивается. У дошкольников не происходит отождествления с предметами. У них наблюдается способность сравнивать, цилиндр со стаканом, параллелограмм с кирпичиком и др. Проблема ознакомления детей с геометрическими фигурами и их свойствами можно рассматривать в двух аспектах:
- сенсорное восприятие геометрических форм;
- познавательный смысл особенностей, свойств, и закономерностей построения.
В процессе деятельности при работе с аппликацией создаются
благоприятные условия для развития математических представлений дошкольников.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у дошкольников представлений о геометрических фигурах и формах предметов посредством аппликации.
Объект исследования: процесс формирования у дошкольников представлений о геометрических фигурах и формах предметов.
Предмет исследования: аппликация как средство формирования у дошкольников представлений о геометрических фигурах и формах предметов.
Гипотеза исследования: процесс формирования у дошкольников представлений о геометрических фигурах и формах предметов посредством аппликации будет эффективен, если будет организована непрерывная образовательная деятельность взрослого и детей по аппликации и организована самостоятельная деятельность детей по аппликации под руководством взрослого.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические основы формирования у дошкольников представлений о геометрических фигурах средствами аппликации.
2. Дать характеристику аппликации как средству формирования представлений о геометрических фигурах у дошкольников
3. Осуществить диагностику уровня сформированности геометрических представлений посредством аппликации у дошкольников.
4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы о проделанной работе.
Методы исследования: анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение. список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования у дошкольников геометрических представлений средствами аппликации
1.1. Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников представлений о геометрических фигурах средствами аппликации
Начало формирования сложной системы общих представлений об окружающем мире начинается у дошкольников, Это можно обозначить фундаментом содержательно-предметного мышления ребёнка. Дошкольники в состоянии выделить общие схемы ориентации в пространстве. Для них это является своеобразной системой координат, внутри которой происходит овладение представлениями о различных свойствах мира. На занятиях педагог знакомит детей с названиями и признаками геометрических форм. У ребёнка начинают формироваться пространственные представления о положении предметов и их частей. При этом ребёнок хорошо понимает, что такое больше и меньше [15].
Способность воспринимать форму предметов можно обозначить основой для формирования у детей представлений о геометрических фигурах. Ребёнок узнаёт такие геометрические фигуры как точка, прямая, кривая, ломанная, отрезок, угол, многоугольник и др. Он начинает их отличать и изображать. При сформированности данной способности достаточно показать ребёнку геометрическую фигуру и назвать её соответствующим термином. Это могут быть отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. М. Монтессори считала, что процесс восприятия формы предметов должен быть направлен не только на узнавание геометрической формы. Необходимо умение абстрагировать форму от вещи и видеть её в других вещах. Е.И. Тихеева, З.А. Михайлова, Е.И. Щербакова и др. занимались проблемами исследования формирования у детей представлений о геометрических фигурах и формах предметов [3].
В современных образовательных условиях достаточно важно выявлять уровень сформированности у детей представлений о геометрических фигурах и формах предметов. А.А. Столяр, А.М. Леушина и др. рассматривали положения о математическом развитии детей дошкольного возраста.
И.С. Якиманская и И.Я. Каплунович работали над концепцией развития пространственного мышления дошкольников. Процесс усвоения подобного рода понятий происходит в естественных условиях. Это возникает в процессе создания декоративного узора или при изображении отдельных частей, какого либо - предмета. Под аппликацией понимают разновидность художественной деятельности, которая тесно связана с конструированием. У детей формируются навыки изображения предметов средствами графики и пластики в процессе знакомства с различными материалами, техниками работы и способами обработки этих материалов. Постепенно у детей происходит овладение умением творчески перерабатывать свои впечатления в различных силуэтных формах [13].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Андреева, Е.В. Развитие. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Е.В. Андреева, Р.И. Бардина, В.В. Брофман, Н.Е. Веракса и др. – М.: Просвещение, 2015 – 167 с.
2. Арапова - Пискарёва, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Н.А. Арапова- Пискарёва. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 178 с.
3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития [Текст] / Т.М. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2014 – 208 с.
4. Батова, И.С. Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. 5-6 лет. ФГОС ДО. [Текст] / И.С. Батова. – Волгогр.: Учитель, 2016 – 16 с.
5. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010 – 400 с.
6. Бондаренко, С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. [Текст] / С.М. Бондаренко, В.С. Ротенберг. – СПб: Мой учебник, 2017 – 208 с.
7. Веракса, Н.Е. Развитие ребёнка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 87 с.
8. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада [Текст] / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2015 – 224 с.
9. Гогоберидзе, А.Г. Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие». Методический комплект. ФГОС [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.В. Акулова. – СПб.: Детство-пресс, 2016. – 400 с.
10. Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Под. ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика- Синтез, 2016 – 112 с.
11. Колдина, Д.Н. Аппликация с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. [Текст] /Д.Н. Колдина. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 56 с.
12. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа: учебно-методическое пособие [Текст] / И.А. Лыкова – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 216 с.
13. Лыкова, И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа: учебно-методическое пособие [Текст] / И.А. Лыкова – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 192 с.
14. Михайлова, З.А. Математика – это интересно. Парциальная программа. ФГОС. [Текст] / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, В.Н. Полякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 80 с.
15. Михайлова, З.А. Теории и технологи математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр. – СПб.: Детство–Пресс, 2008 – 64 с.
16. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст] / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 104 с.
17. Пономарёва, И.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. [Текст] / И.А. Пономарёва, В.А. Позина – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 80 с.
18. Соловьёва, Е.В. Геометрическая аппликация. Пособие для детей 5-6 лет. [Текст] / Е.В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2018 – 32 с.
19. Сомкова, О.Н. Диагностическая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / О.Н. Сомкова, Н.А. Сорока, З.В. Бадакова. – СПб.: Детство-Пресс, 2013 – 43 с.
20. Стефанко, А.В. Практический материал для организации образовательной деятельности в группе. [Текст] / А.В. Стефанко. – СПб.: Детство-Пресс, 2017 – 80 с.
21. Соломенникова, О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. [Текст] / О.А. Соломенникова, Т.С. Комарова. – М: Мозаика-Синтез, 2011 – 96 с.
22. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] / А.А. Столяр – М.: Просвещение, 1988 – 303 с.
23. Сычёва, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет. [Текст] / Г.Е. Сычёва. – М.: Гном, 2017 – 102 с.
24. Ульева, Е.А. Творческие задания. Раскрашивание, лепка, аппликация. Тетрадь для занятий с детьми 5-6 лет. ФГОС ДО. [Текст] / Е.А. Ульева. – М.: Вако, 2016 – 40 с.
25. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студентов [Текст] / Е.И. Щербакова // М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 272 с