Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день основной целью образования является не только приобретение школьниками определенных знаний, умений и навыков, но и подготовка учащихся как самостоятельных субъектов учебной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться и развиваться самостоятельно, направлено именно на эту цель, ей подчинены основные задачи современного образования.
Актуальной задачей новых стандартов является воспитание школьника, способного к самоанализу и самообучению, обладающего определенными предметными знаниями и умениями. Специальные исследования показывают, что успешное усвоение изучаемого материала зависит от домашнего задания и правильной организации его выполнения. Домашнее задание способствует оснащению учащихся знаниями, навыками и умениями, которые помогают ребенку развивать не только его предметные умения, но и метапредметные универсальные учебные действия, например, в регулятивной компетентности домашнее задание влияет на такие качества ребенка, как прилежание, организованность, аккуратность и дисциплина.
Домашняя работа заняла прочное место в современной школе. Некоторые методисты утверждают, что домашние задания угнетают детей, перегружают их; основываясь на передовом опыте отдельных учителей, обучающих без домашних заданий, ставят вопрос об их отмене.
Эта проблема давно привлекает внимание учителей-словесников. Разнообразие поисков ее решения выражается как во включении в домашние задания яркого, необычного дидактического материала (стимулирующего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (стимулирующего интерес к формам работы). Главной отличительной чертой нестандартных заданий является их связь с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной, творческой. Все вышесказанное обусловило актуальность темы данного исследования: «Домашняя самостоятельная работа школьников по русскому языку: нетрадиционные задания».
Цель исследования: теоретически осмыслить и практически обосновать возможности применения нетрадиционных заданий в качестве домашней самостоятельной работы по русскому языку.
Объект исследования: домашняя самостоятельная работа школьников по русскому языку.
Предмет исследования: нетрадиционные задания в рамках домашней самостоятельной работы школьников по русскому языку.
В соответствии с целью исследования, его объектом и предметом были поставлены следующие его задачи:
1. Проанализировать домашнюю самостоятельную работу школьников с точки зрения исторического аспекта проблемы;
2. Раскрыть понятие «домашняя работа» в психолого-педагогической литературе: выявить сущность и функции;
3.Определить нестандартные формы домашней работы по русскому языку: выявить особенности применения нетрадиционных заданий;
4. Определить методы исследования эффективности применения нетрадиционных заданий в качестве домашней самостоятельной работы по русскому языку;
5. Предложить модель эмпирического эксперимента по определению эффективности применения нетрадиционных заданий в качестве домашней самостоятельной работы по русскому языку.
Методы исследования:
- теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы исследования: анкетирование, наблюдение, беседа, прогнозирование, эмпирический эксперимент.
В отечественной литературе имеется немало работ, в которых в той или иной степени рассматривались вопросы организации работы над домашним заданием. Психологические аспекты проблемы освещались в работах Б. Г. Ананьева, Д. Н. Богоявленского, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, Т. В. Кудрявцева, А. Н. Леонтьева, А. А. Люблинской, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, Ю. А. Самарина, К. А. Славской, Н. Ф. Талызиной, М. Н. Шардакова, Д. Б. Эльконина и других. Данные труды составляют методологическую основу представленного исследования.
Структура исследования: курсовая работа содержит Введение, две главы – теоретической и практической направленности, содержащие в сумме пять параграфов, Заключение и Список использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ В КАЧЕСТВЕ ДОМАШНЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1.1 Домашняя самостоятельная работа школьников: исторический аспект
Тема самостоятельной работы учащихся имеет давнюю историю. Уже в 16 веке домашние задания стали обязательным компонентом образования. Домашняя работа занимала важное место на уроке, но в основном сводилась к зубрежке и заучиванию заданий по учительской книге. Часто само занятие сводилось к проверке и раздаче домашнего задания в классе. Таким образом, домашние задания в школьной практике, кроме положительного эффекта, вызывали и отрицательные явления, такие как перегрузка учащихся, зубрежка, «натаскивание» и др.
В 19 и 20 веках домашнее задание было предметом педагогических дискуссий. Как известно, К.Д. Ушинский придавал большое значение развитию у детей способности к самостоятельной работе и рекомендовал обучать их правильным приемам самостоятельной работы на уроках с самого начала школьного обучения. По этой причине, по его мнению, учащимся не следует давать домашнее задание до тех пор, пока они не научатся работать самостоятельно [1]. Целесообразность использования домашних заданий, по мнению К. Д. Ушинского, вохникала только после специальной подготовки школьников к их выполнению. В Яснополянской школе Льва Толстого также отменили домашнее задание. В этой школе обучение было построено в форме свободных бесед учителей и учеников, а традиционные уроки заменены увлекательными рассказами учителей, индивидуальными и творческими сочинениями учеников. Все задания выполнялись в школе, в тесном контакте с учителями, с помощью старших учеников. По образному выражению Льва Толстого, ученик шел в школу «…неся только себя, свою восприимчивую натуру и веру в то, что сегодня в школе будет так же весело, как и вчера» [19].
После 1917 г., в первые годы строительства советских школ, домашняя работа была отменена. Объяснялось это, с одной стороны, желанием побыстрее простится со школьными традициями прошлого, а с другой - отсутствием учебников и книг, которые бы отвечали требованиям новой школы. Позднее, когда в советской школе была введена система всестороннего обучения, самостоятельная работа дома сводилась в основном к сбору необходимой информации о местном крае.
С начала 30-х годов 20 века, после обновления предметной системы, домашняя работа считается необходимой составляющей школьной работы. Определение часов домашних заданий и их проверка стали обязательным структурным компонентом урока. В последующие годы советская школа накопила большой положительный опыт организации домашней работы учащихся, но не избежала и существенных недостатков. Известный советский теоретик педагогики и народного образования и организатор Н.К. Крупская считала, что «задавание на дом уроков – палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учебе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности» [19].
В 1960-е годы методика домашних заданий, разработанная в 1930-1950-е годы, была пересмотрена в связи с критикой «традиционного обучения», ориентированного только на формирование знаний, навыков и умений. В те годы учебный процесс был реорганизован на основе ориентации на развитие самостоятельности и инициативы учащихся. Поэтому домашнее задание рассматривалось как средство подготовки к самообразованию, поощрение развития самостоятельности, творческих форм познания. Наряду с репродуктивными видами домашних дел существовали и творческие. Особое значение имели опережающие задания, подготавливающие учащихся к восприятию чего-то нового.
В условиях большей свободы и самостоятельности при выполнении домашних заданий особенно актуальны вопросы перегрузки учащихся. Поэтому в 1970-е годы вновь был поднят вопрос о целесообразности самостоятельной работы на дому для школьников. Рекомендуется работать без домашних заданий, добиваясь полного усвоения знаний всеми учащимися непосредственно на уроке. Однако убедительных доказательств использования домашних заданий нет. Наоборот, есть многочисленные примеры, подтверждающие, что отказ от домашних заданий ведет к снижению качества образования.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. - М., Просвещение, 1986..
2. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся.//Русский язык в школе.- 2001.- №6.-с.21-25.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983.- 436 с.
4. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М: Просвещение, 1989.
5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М., Просвещение, 1985.
6. Громцева А.К. Карпова А.Ф. и др. Руководство самообразованием школьников. - М., Просвещение, 1983.
7. Громцева А.К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы: (Методическое пособие). - Л., [ЛГПИ], 1984.
8. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М., Просвещение, 1983г.
9. Древелов Х., Хесс Д., Век Х. Домашние задания: Кн. Для учителя: Перевод с нем. - М.: Просвещение, 2009. - 80 с.
10. Жукова Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей.//Одаренный ребенок.-2006.-№1.-с.46-51
11. Иванов И.П. Методика коллективной творческой деятельности.- 1994г.
12. Иванова Н.Д. Приобщение учащихся старших классов к работе по самообразованию. - Алма-Ата., 1988.
13. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Горбунова И. Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Том 4 № 9, 2004. (123–137с).
14. Имаметдинова Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие.//Одаренный ребенок.-2006.-№6.-с.99-101
15. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152с;
16. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «Учитель - ученик». - М ., 1999.
17. Красновский Э.А. Активизация учебного познания, журнал // Советская педагогика. - 1989, №5.
18. Красновский Л.З. Подготовка к сочинениям на основе театральных впечатлений.//Русский язык в школе.-2004.- №4.-с.28-32
19. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 2000.
20. Маркова А. К. Журнал «Вопросы психологии» 1980. №3 с.149 Самообразование школьников.
21. Маркова А.К., Шамова Т.Н., Харламова И.Ф. Активизация учебной деятельности.-2001.-с. З84.
22. Подласый И.П. 1, 2 том. Педагогика. Учебник для вузов. - М ., 1999 - 2000.
23. Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. - М.: Просвещение, 2009. – 96с.
24. Рассудовская М.М. Домашние задания для всего класса // Русский язык в школе. - 2004. - № 6. – 72с.
25. Редковец И.А. Формирование у учащихся общественно - ценной мотивации самообразования. - Волгоград, ВГПИ, 1986.
26. Рубанин Н.А. Самостоятельная познавательная деятельность школьников. - М., Просвещение, 1990.
27. Седова Н.Е. Как стать образованным человеком. - Петропавловско -Камчатский, 1991.
28. Сериков Г.Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. - Иркутск; [ИГПИ], 2002 г.
29. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. - М., 1990.
30. Тощенко Е.С. Педагогические условия организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Челябинск: Бланк Издат, 2001.
31. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - Мн.: - Унiверсiтэцкае, 2008. - 560 с.