Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Речь - одна из центральных, важнейших психических функций. Она
оказывает решающее влияние на такие психические процессы детей, как наблюдательность,
воображение, эмоции. Существуют различия в речевом развитии учащихся. Они обусловлены
многими факторами: успешностью обучения на уроках русского языка и литературы, природными
особенностями их речи, уровнем общего развития, влиянием той речевой среды в школе и дома,
в которой они ежедневно находятся. Учет этих факторов является важнейшей предпосылкой
успешной работы по развитию речи школьников.
В век интенсивного развития науки, освоения и внедрения высоких технологий одной из
основополагающих характеристик личности является коммуникабельность, владение искусством
слова, культурой общения как в устной форме, так и в письменной; речью в различных сферах её
применения.
Глава 1. Значение сочинений-рассуждений на различных этапах изучения русского языка и
литературы в общеобразовательной школе
Владение коммуникативной компетенцией, способность понимания чужих текстов и порождение
собственных программ речевого поведения соответственно целям, сферам, ситуациям общения,
по утверждению Р.А. Вафеева, находит отражение в речи пишущего (говорящего), более того,
определяет человека как языковую личность, повышая его статус в социуме .
Одним из продуктивных способов формирования вышеназванной компетенции является работа
по созданию сочинения-рассуждения через призму дискурса. Подобный вид деятельности,
опираясь на умозаключение в форме предложения, способствует формированию и развитию
логического мышления. К тому же рассуждение связано и с практической деятельностью, в
процессе которой развивается не только мышление, но формируется и правильная речь. Именно
3
понимание языка как деятельности отвечает задачам современного обучения. Так, согласно
трактовке А.А. Леонтьева, данный процесс обусловлен мотивом общения: «Деятельности без
мотива не бывает» . Иными словами, мы говорим или пишем для того, чтобы сообщить
слушающему (читающему) какую-либо информацию, привлечь его внимание, вызвать к
дискуссии, оказать на собеседника то или иное воздействие.
По мнению Л.С. Выготского, всякая деятельность включает в себя несколько действий, каждое из
которых предполагает наличие нескольких «способов действия», или операций, соотносящихся с
условиями действия . Чтобы создать успешное общение, важно иметь в виду такие его
составляющие, как: 1) умение говорящего или пишущего ориентироваться в общении; 2)
правильное планирование передаваемой информации в соответствии с определенным её
количеством для полного раскрытия темы, выражения основной мысли, изложения материала
адекватно типу речи, виду и форме высказывания; 3) верная реализация своего высказывания с
учетом отбора языковых средств, которые соответствуют цели общения; 4) контроль за
высказыванием, позволяющий сопоставить результат речевого действия с задачами общения; в
противном случае слушающий (читающий) имеет возможность обнаружить несоответствие.
Данные условия, по нашему мнению, целесообразно принять в качестве требований к
построению текста-рассуждения.
Обучение сочинению-рассуждению имеет место на всех уровнях обучения основного и полного
среднего образования. С начала 5-го класса обучающимся предлагается работа по созданию
текста-рассуждения. В письменных высказываниях учащихся выявляется устанавливаемая
человеком связь между предметами и явлениями..
Несомненно, диапазон работы в образовательном пространстве по обучению тексту-рассуждению
усложняется с каждым годом и расширяется круг задач, которые следует решить учащимся. В 6-
ом классе имеет смысл предлагать работу с учебно-научными текстами, составлять письменные
высказывания на основе теоретического материала учебника, развивать умения писать
рассуждения на лингвистическую тему. При этом больше внимания следует уделять
композиционному построению творческой работы и текстообразованию. Для сочиненийрассуждений можно предложить следующие темы: «Существительное - самая многочисленная
часть речи», «Можно ли создать полноценное описание предмета без использования
прилагательных?», «Роль числительных в речи?», «Без глагола не построишь рассказ»,
«Местоимение - заменитель имени», «Без знаний морфемики и словообразования нельзя стать
грамотным» и др.
Глава 2.Алгоритм работы над сочинением-рассуждением
Создание текстов-рассуждений, вызывает определенные трудности. Но результаты наших
наблюдений и бесед свидетельствуют: при дефиците времени, отводимом программой на
освоение речевого материала по структурированию текстов-рассуждений, практическая
направленность такой работы осуществляется на каждом уроке. Во-первых, образец рассуждения
содержится в высказываниях учителя. Он обращается к рассуждению при объяснении новой
темы, при организации различных видов работ на этапе закрепления, при выставлении оценок.
Во-вторых, создание рассуждений связано с анализом текстов для чтения, когда учащимся
предстоит высказать собственную точку зрения о познавательной ценности текста, о характере
героя или о его поступках, о тех явлениях и предметах, которые составили содержание
произведения для детей. В-третьих, оценивая результаты коллективной, групповой или
индивидуальной деятельности, учащиеся вновь обращаются к рассуждению. В период практики
мы нередко наблюдали ситуации, связанные с поиском ответа на вопросы почему? для чего? как?
4
Высказывания учащихся представляли разные по объему рассуждения. Их структурирование
предполагалось в ходе ответов на вопросы учителя, начинающиеся с «а как вы думаете?».
Рассуждение-доказательство позволяет аргументированно высказать собственную точку зрения.
Особенность этого текста в том, что в нём показывают две разных точки зрения на одно явление и
доказывают справедливость одной. Сочинения можно строить и как рассуждение- утверждение
(доказывается истинность выдвинутого положения) и как рассуждение-опровержение
(доказывается ложность).
Заключение
Рассуждение - наиболее трудная форма связного текста, т.к. основана на понимании причинноследственных связей, на умении делать выводы, доказывать предположения.
Рассуждение - такой тип текста (тип речи), в котором содержится доказательство, объяснение
какой-либо мысли. Рассуждение отличается особым строением и чёткой формой. В нём
используется не сюжетный, а логический способ построения. Текст-рассуждение распадается на
три части. Первая часть (тезис) содержит какую-либо мысль, которая объясняется, подтверждается
или опровергается во второй части (доказательство). Точка зрения, сформулированная в тезисе,
подтверждается путем подбора необходимого фактического материала, путем использования
аргументов. В заключении формулируется вывод, обязательно соотносимый с тезисом. Среди
рассуждений выделяются объяснения, доказательства, размышления, что обусловлено целевой
установкой высказывания. Традиционно в структуре текстов-рассуждений выделяются три части,
содержащие соответственно 1) тезис; 2) размышление (доказательство, объяснение); 3) вывод.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. - М.: Просвещение,2015
2. Вафеев Р.А. Билингв как носитель двуязычия и билингв - языковая личность в культурном
пространстве страны // Экология культуры и образования: филология, философия, история: Сб. ст.
- Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1997. - С.146-159.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.
4. Каканина Г.И. Уроки развития речи. Методическое пособие для учителей словесников. -
М.: Владос, 2014
5. Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения. - М.: Линка-Пресс, 2015.
6. Ладыженская Т.А. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (4-классы):
Пособие для учителей / Т.А. Ладыженская, П.Ф. Ивченков, Ю.И. Равенский [и др.]; под редакцией
Т.А. Ладыженской. - М.: Просвещение, 1978.
7. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.
8. Тураева З.Я. Лингвистика текста: Лекции / З.Я. Тураева. - СПб.: Образование, 1993. - С. 3.
9. Шойхер В.А. Антология мысли в афоризмах. - М., 2009.