Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одним из направлений работы педагога дошкольного образования является экологическое воспитание детей, формирование у них экологических представлений в процессе познавательного развития. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивается, что у детей должны формироваться представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, причинах и следствиях (п. 2.6). Это невозможно без создания развивающей предметно-пространственной среды и экологического пространства как ее неотъемлемой части.
Одной из наиболее интересных тем для детей дошкольного возраста является изучение многообразия растительного и животного мира. В дошкольных образовательных учреждениях программа ориентирована на ознакомление детей с различными группами растений и животных, их отличительными признаками, особенностями роста и развития, роли человека в уходе за ними. На занятиях по окружающему миру происходит формирование экологических представлений детей о растениях и животных.
При этом работа по экологическому воспитанию является более эффективной, если она опирается на наглядно-образное мышление и практическую деятельность детей. Этому способствует организация живого уголка в ДОУ как элемента экологического пространства. Живой уголок дает возможность дошкольникам наглядно увидеть процессы роста и развития растений, сформировать умения и навыки ухода за животными, умения и навыки наблюдения, экспериментирования.
В научных исследованиях подчеркивается, что живой уголок является важнейшим элементом в системе экологического образования детей дошкольного возраста (В.А. Зебзеева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, А.М. Федотова, И.А. Хайдурова и другие). Посредством живого уголка у детей происходит включение в процесс взаимодействия с природным миром, что дает возможность для формирования знаний о живой и неживой природе в условиях ДОУ.
В связи с этим проблема организации и проведения различных видов деятельности детей дошкольного возрасте в живом уголке является актуальной и требует изучения.
Цель исследования – изучение методики организации и проведения работы по формированию экологических представлений детей дошкольного возраста в живом уголке.
Объект исследования – живой уголок как элемент экологического пространства в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования – методика организации и проведения работы по формированию экологических представлений детей дошкольного возраста в живом уголке.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «экологическое воспитание» в научно-методической литературе.
2. Рассмотреть особенности организации экологического пространства в дошкольном образовательном учреждении.
3. Раскрыть методику организации работы по формированию экологических представлений детей дошкольного возраста работы в живом уголке.
4. Выявить уровень сформированности экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать рекомендации по формированию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста в живом уголке.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, классификация, обобщение; констатирующий эксперимент; тестирование.
Структура исследования: работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО УГОЛКА КАК ЭЛЕМЕНТА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ
1.1. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ
Различные аспекты экологического образования детей дошкольного возраста рассматривают И.Д. Зверева, В.А. Игнатова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова, И.Т. Суравегина и другие. Авторами предлагаются различные задачи и содержание экологического образования детей дошкольного возраста.
О.А. Соломенникова к задачам экологического образования детей дошкольного возраста относит следующие:
– обогащение знаний и представлений детей о многообразии природного мира;
– формирование у детей навыков взаимодействия с миром живой и неживой природы;
– создание условий для развития эмоционального, познавательного и деятельностного компонентов экологической культуры [18].
С.Н. Николаева считает, что основными задачами экологического образования детей дошкольного возраста являются:
– формирование системы представлений о природе и ценностных ориентаций дошкольников;
– воспитание ответственного отношения к окружающей среде через элементарные формы природоохранной деятельности [14].
А.В. Миронов считает, что содержание экологического образования детей дошкольного возраста – это единый процесс экологического обучения, экологического воспитания и экологического развития (рисунок 1) [12].
Рис. 1. Экологическое образование дошкольников
Содержание экологического обучения включает в себя комплекс знаний и представлений об окружающем природном мире, а также готовность детей к практическим действиям, в основе которых лежит бережное отношение к природе.
Содержание экологического воспитания направлено на формирование положительного отношения к природе, интереса к изучению объектов живой и неживой природы, к реализации природоохранного поведения в условиях соответствующей предметно-пространственной среды.
Содержание экологического развития включает в себя формирование экоцентрического мышления, экологического сознания, для которого характерно не противопоставление себя миру природы, а осознания себя его частью [12].
С.Н. Николаева считает, что основной задачей и содержанием экологического образования детей дошкольного возраста является формирование экологической культуры как комплекса интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности [13].
Экологическая культура – это результат экологического образования детей, синтез различных компонентов – экологического сознания, знаний и умений, заинтересованности в природоохранной деятельности. На основе анализа литературы в структуре экологической культуры детей дошкольного возраста можно выделить следующие компоненты, которые представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Компоненты экологической культуры
Экологическое образование в ДОО осуществляется посредством различных форм – игры, экскурсии, похода, экологического досуга, развлечения, праздника, экологических акций. Классификация методов экологического образования дошкольников представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Методы экологического образования
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антипенко, И.Н. Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста / И.Н. Антипенко, И.В. Ковалева // Молодой ученый. – 2018. – № 7. – С. 169-171.
2. Барышникова, Е.В. Предметно-развивающая среда в дошкольной образовательной организации / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2017. – 182 с.
3. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: 1-2 классы: методическое пособие / Н.Ф. Виноградова. – Москва: Вентана-Граф, 2019. – 358 с.
4. Воробьева, М.В. Растим друзей природы. Экологическое образование дошкольников / М.В. Воробьева. – Одинцово: ОГУ, 2015. – 154 с.
5. Демьянков, Е. Н. Живой уголок в начальной школе / Е.Н. Демьянков, Т.В. Федяева, А.П. Тяпкина // Естественные и гуманитарные науки в современном мире. – Орел, 2019. – С. 237–239.
6. Зебзеева, В.А. Программы экологического образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / В. А. Зебзеева. – Москва: Директ-Медиа, 2015. – 307 с.
7. Кобель, Г.Н. Организационно-педагогические условия создания предметно-развивающей среды для детей младшего дошкольного возраста / Г.Н. Кобель // Молодой ученый. – 2016. – № 5. – С. 692-694.
8. Комарова, О.А. Конструирование предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации / О.А. Комарова, Т.В. Кротова. – Москва: МГПУ, 2017. – 94 с.
9. Корнилова, Е.А. Из опыта организации научно-исследовательской деятельности на занятиях в школьном уголке живой природы / Е.А. Корнилова // Исследователь года. – Петрозаводск, 2020. – С. 237–245.
10. Лаврова, Л.Н. Экологическое образование дошкольников / Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарева. – Липецк: ИРО, 2018. – 118 с.
11. Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста / О.М. Леонтьева // Дошкольная педагогика. – 2015. – № 1. – С. 16-18.
12. Миронов, А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2016. – 260 с.
13. Николаева, С.Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете ФГОС / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 6. – С. 17-21.
14. Осокина, В.Н. Влияние уголка природы на экологическое образование дошкольников / В.Н. Осокина, А.А. Иванова // Защита детства: проблемы, поиски, решения. – Москва, 2021. – С. 222-225.
15. Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО / В.В. Бардалим, М.Л. Вайнапель, Н.А. Виноградова; под ред. Н.В. Микляевой. – Москва: ТЦ Сфера, 2018. – 127 с.
16. Пространство детского сада: познание, экология / В. Букина; под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной. – Москва: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2016. – 128 с.
17. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева, И.А. Рябкова. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 112 с.
18. Соломенникова, О.А. Ознакомление с природой в детском саду / О. А. Соломенникова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2015. – 96 с.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: ТЦ Сфера, 2019. – 80 с.
20. Шарапова, Э.Э. Значение уголков живой природы в воспитании гуманного отношения к животным / Э.Э. Шарапова // Актуальные проблемы развития экологического образования. – Нижний Новгород, 2016. – С. 104-106.