Фрагмент для ознакомления
2
В Российской Федерации в первой половине XX в. общую массу сиротства составляли круглые сироты, а уже в начале XXI в. около 80-90% сирот составили «социальные» сироты. Количество детей, лишившихся попечения родителей, ежегодно стало увеличиваться примерно на 100 тыс. человек.
Со временем меняются и качественные характеристики социального сиротства. Наиболее значимой причиной изменений стало тяжелое положение семьи. За тот промежуток времени, когда государство реализовывало реформы, число семей, состоящих на учете и считающихся неспособными обеспечивать детям должное воспитание стремительно увеличивалось. На сегодняшний день, специалисты предоставляют следующие сведения: 50% жителей Российской Федерации находится в зоне социального неблагополучия. При этом, 20% - это люди с доходом ниже прожиточного минимума, 7% — неимущие, для которых оказалось проблемным удовлетворение физиологической потребности в еде, 10% — это социальное дно (андекласс), - люди, которые были отвергнуты обществом.
В ситуации серьёзных социально-экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми. Негативный социальный опыт вызывает эффект социальной некомпетентности, искажённые или «ущербные отношения к миру и себе». Возникающее противоречие между имеющимся у сирот опытом и реально складывающейся ситуацией, как правило, приводит к тому, что большинство из них редко преодолевают барьер социализации и находят своё место в обществе.
Социализация детей-сирот представляется нами как процесс установления взаимоотношений субъекта с социумом на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальные знания, социально ориентированные мотивы и социальный опыт личности.
Значимость исследования проблем социализации выпускников детских домов, обуславливается ростом количества социальных проблем, связанных с поведением выпускников сиротских учреждений, а также неподготовленностью их к самостоятельной жизни. Длительное проживание в детском учреждении и специфика первичной социализации и социализации в процессе проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме, безусловно, затрудняют формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков и требуют специальных социально-педагогических программ по подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
Цель исследования: изучить особенности и возможности социализации детей-сирот в условиях детского дома.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить понятие и проблемы социального сиротства;
• Выявить особенности детского дома как жизнеустройства детей-сирот;
• Проанализировать особенности и направления социализации детей-сирот в условиях детского дома.
Объект исследования: социализация детей-сирот.
Предмет исследования: условия и технологии социализации детей-сирот в условиях детского дома.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Понятие и проблемы социального сиротства
Последнее время, количество социальных сирот значительно выше количества биологических сирот, т.е. детей, оставшихся без официальных опекунов . Оставшиеся без опекунов дети – это люди в возрасте младше 18 лет, оставшиеся без попечения обоих или же единственного родителя по основанию отсутствия или лишения их родительских прав, лимитирования в родительских правах, признания опекунов без вести пропавшими, недееспособными или же ограниченно дееспособными, нахождения в лечебных учреждениях, объявления их погибшими, отбывания наказания в виде лишения свободы, нахождения в местах лишения свободы, подозрения и обвинения в совершении преступлений, уклонения от воспитания детей или защиты их интересов и прав, отказа забрать своих детей из лечебных, воспитательных учреждений, организаций социальной защиты населения и других подобных организаций, а также в прочих случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном порядке .
Между данными категориями детей, закон отличия с точки зрения всеобщих основ, содержания и мер по их государственной помощи не видит. В семейном кодексе Российской Федерации, в частности, понятия «дети-сироты» нет. Предоставленная категория также является оставшимися без попечения родителей детьми.
Довольно серьезным явлением, в последнее время, становится невероятный подъем «социального» сиротства, появляются все более новые его характеристики. Появляется «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением критерий жизни семьи, потерей ее моральных устоев, изменением отношения к детям, даже до их безоговорочного вытеснения из семей, в конечном результате происходит повышение количества безнадзорных и беспризорных детей и подростков . Социальное сиротство – это явление неучастия или же уничтожения большого круга личностей в выполнении ими своих родительских обязанностей. Опекуны должны по отношению к своим детям: воспитывать детей, готовить их к общественно-полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать и отстаивать их права и интересы во всех учреждениях и пр.
В связи с недостатками системы учета, высокой динамики увеличения числа детей, оставшихся без попечения родителей, невозможно указать четкие данные по численности детей-сирот. По неточным подсчетам количество детей-сирот составляет около 500 – 700тысяч человек, 95% из которых - это социальные сироты, родители которых живы, но либо лишены родительских прав, либо отказались от ребенка сами . Весьма распространенными основаниями для отказа от детей и, как следствие, их определения в муниципальные учреждения служат: недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья, плохие жилищные условия, алкоголизм родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями по причине физического дефекта, обнаруженного у младенца, диагноза известных всем форм интеллектуальной недоразвитости с неблагоприятным прогнозом, или же с врожденными незначительными пороками в развитии. Так же, существует категория матерей подростков, пытающихся любыми способами избавиться от ненужного им ребенка. Они используют всевозможные препараты во время беременности, чтобы избавиться от ребенка, пока он еще не успел появиться на свет. В результате рождаются дети, которые не нужны родителям, их распределяют в особые учреждения для детей сирот. После того, как ребенок достигает 18-ти лет, он выходит в социум с определенным статусом лиц из числа детей-сирот, а также с целым рядом нерешенных проблем.
Лицами из числа детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей признаются индивиды в возрастной категории от 18 до 23 лет, у которых в возрасте до 18 лет единственный или оба родителя умерли, либо же дети в этом возрасте остались без попечения обоих или единственного родителя .
Благоприятной основой для возникновения большого числа неблагоприятных социальных явлений, а в том числе и сиротства стали такие факторы как: безработица, экономический кризис, обнищание обширных слоев населения, выживание лиц, проживающих за чертой бедности, поголовное ослабление устоев семьи, утрата младшими и старшими поколениями нравственных ценностей, алкоголизм.
Широко известны социальные группы, являющиеся одной из главных причин повышенного риска, - это учителя, инженерно-технические работники, бывшие военнослужащие, беженцы, мигранты, многодетные семьи, одинокие матери. Социальная несостоятельность за 5 лет этих людей «предоставила» стране целый миллион лиц без определенного места жительства .
Одна из ключевых причин беспризорности является безжалостное обращение с детьми. Различаются 4 формы жестокого обращения с детьми :
а) физическое насилие – причинение телесных повреждений, инициирующих гибель, ведущих к причинению серьезного вреда физическому или психическому здоровью.
б) сексуальное насилие - принудительное втягивание ребенка в действия сексуального характера со взрослыми для получения последними выгоды или удовлетворения;
в) психологическое насилие - психологическое влияние родителей или иных взрослых на детей, ведущее к развитию патологических черт характера или расстраивающее развитие личности. К данной форме насилия причисляются: унижение достоинства ребенка, открытая, демонстративная неприязнь и его неприятие, угроза, оскорбление, умышленная социальная или физическая изоляция, предъявление требований к ребенку, не отвечающих его возрастным возможностям, и пр.;
г) пренебрежение главными нуждами ребенка - отсутствие заботы о детях со стороны родителей или опекунов,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: Учебное пособие - М.: Academia, 2015
2. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001
3. Андреева Г.М. - Социальная психология: учебник, 2003
4. Апанасевич В.С. Потребности ребенка. В центре внимания – адаптация к жизни в обществе. Апатиты, 2017. 116 c.
5. Астоянц М. С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социологические исследования. 2006. № 3. С. 54-63
6. Афонин С.Н. Проблема социального сиротства и СМИ. - М.: Просвещение ,2003
7. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб: СОЮЗ, 1997
8. Где тонко там и рвется (Сиротство приобрело в России характер национальной катастрофы) // Социальная защита. 2021. - №2. -
9. Гусарова А.Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – воспитанников интернатных учреждений // Молодой ученый. 2018. № 22. С.276–278.
10. Дети из сундука // Соц. защита. 2001. - №3. - С. 14-19
11. Ефременко Т. Прощай, детдом // Российская газета. – 2011. - №6. – С.34-41
12. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002.
13. Иванова Н. П., Заводилкина О. В. Настольная книга приемного родителя. – СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007
14. Колоколова К.А. Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5–1. С. 57–58.
15. Микиртумов Б. Е., Кощавцев А. Г., Гречаный С. В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб.: Питер, 2001
16. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011
17. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России (История и современность) / А.М. Нечаева. – М.: Дом, 1994
18. Петрова А. В. Проблема сиротства в современной российской исторической науке // Успехи современного естествознания. 2007. № 1. С. 97-100
19. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи: - М.: Педагогика, 1990
20. Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – СПб.: Питер, 2005.
21. Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. – СПб.: Питер, 2005
22. Смирнова О.А. Организация социальной работы с подростками: Актуальные проблемы семьи и детства сегодня / О.А. Смирнова — Петрозаводск, 1994
23. Сухова А.Н., Деркач А.А. Социальная психология: Учебное пособие для вузов, 2001
24. Тростанецкая Г. Социальные сироты в нашем обществе / Г. Тростанецкая // Социальная педагогика. — 2004. — № 4. — С. 3–8.