Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации закрепляет положения о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также разделения предметов ведения и полномочий Российской Федерацией и ее субъектами. Исполнительная власть, как самостоятельная ветвь государственной власти, выполняет организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную функции; осуществляется установленными государственными органами и должностными лицами на основе и во исполнение законодательства с намерением обеспечения текущей работ государства и его управленческого аппарата.
Функции и допустимость реализации исполнительной власти репрезентированы Правительству Российской Федерации, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и их должностным лицам.
Объект работы – общественные отношения в сфере понятия, признаков и видов органов исполнительной власти РФ.
Предмет работы – правовые нормы, регулирующие понятия, признаков и видов органов исполнительной власти РФ.
Цель работы – анализ понятия, признаков и видов органов исполнительной власти РФ.
Задачи курсовой работы:
– раскрыть понятие органа исполнительной власти РФ;
– рассмотреть признаки и принципы органов исполнительной власти РФ;
– проанализировать основания классификации органов исполнительной власти;
– исследовать органов исполнительной власти в свете конституционных поправок 2020 г.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, в том числе формальной и диалектической логики, исторический, методы моделирования и прогнозирования, а также метод анализа.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов, как: Е.А. Вовк, О.Г. Воробьева, Р.А. Воронов, Т.Х. Маржохов, Б.А. Медведев, А.В. Ольшевская, И.В. Упоров, и др.
Структуры работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Понятие, признаки органов исполнительной власти РФ
1.1. Понятие органа исполнительной власти РФ
Сущность теории разделения властей состоит в том, что полномочия по принятию законов, их исполнению и разрешению юридических споров не должны сосредотачиваться в одних руках. Другими словами, органы государственной власти должны иметь свою «специализацию» и сферу ответственности.
С другой стороны, ветви власти в отношении друг друга должны иметь набор инструментов, позволяющих не допустить выход какого-либо органа государственной власти за пределы его компетенции. Этой цели посвящены, например, институты импичмента, отставки президента или правительства. Значение разделения властей для концепции правового государства.
Несложно заметить, что и теория разделения властей, и концепция правового государства, по сути, преследуют одну цель – ограничить государственный произвол и поместить государство в заранее определенные правовые рамки.
Главная цель таких мероприятий – обеспечение стабильности и порядка в обществе, недопущение расправы «без суда и следствия». Именно поэтому в концепции правового государства важное место отводится разделению властей, которое обеспечивает: правовой характер принимаемых законов; гарантии справедливого и независимого правосудия; контроль органов и должностных лиц государства друг за другом.
Конституция РФ – это основной закон. Это главный политико-нормативный акт государства, в котором зафиксированы основные ценности и идеи республиканизма (народовластия) и федерализма, то есть ценности нынешнего цивилизованного общества. В Основном Законе страны воспроизводятся основные положения стратегии формирования государства в будущем.
Для того, чтобы законы действовали наиболее эффективно, а также отвечали нынешним реалиям, они должны меняться и меняться не в какой одной сфере, а в целом: в сфере социального обеспечения, трудовой сфере, в сферах образования, здравоохранения и т.д.
Так и Основной Закон нашей страны, вследствие процессов внутригосударственного развития и глобализации за последние несколько лет, нуждалась в некоторых новеллах. Российская Федерация является сильной президентской республикой, в которой сформировались и функционируют четыре ветви власти: президентская, законодательная, исполнительная и судебная.
При этом система разделения и взаимодействия властей организована так, что главенствующее положение занимает власть Президента. В то же время в ней сохранены некоторые внешние признаки парламентского государства.
Система сдержек и противовесов, которая существует в России, способствует сбалансированной политической системе, отвечающей стандартам справедливости и целесообразности.
Основой организационной структуры государственного управления являются исполнительные органы власти, поскольку именно они сосредотачивают в себе практически всю управленческую информацию и основные в их деятельности средства государственного принуждения. В этой связи, важно будет сказать, что от эффективной деятельности исполнительных органов зависит результативность госуправления в целом.
Деятельность исполнительных органов носит исполнительно-распорядительный характер, они исполняют акты и решения органов представительной власти, также обязаны исполнять приказы главы государства РФ и т.д.
Исполнительную власть можно, как нам представляется, считать, проводником политики государства в жизнедеятельность общества. Деятельность данной ветви власти имеет сугубо исполнительно-распорядительный характер в сочетании с постоянством и непрерывностью. Исполнительная власть осуществляет на установленные законом задачи и цели государственной политики.
Орган исполнительной власти – это государственное подразделение в системе органов власти, обладающее властными полномочиями в определенной сфере государственного управления, сформированное в целях реализации законов, а также руководства установленными на законодательном уровне сферами общественной жизнедеятельности.
В научном сообществе имеются разные мнения на понятие и роль органов исполнительной власти в государственном управлении.
Так Т.Х. Маржохов в своей статье «Органы исполнительной власти: понятие и признаки» отмечает, что рассматриваемый орган относится к политическому учреждению, цель создания которого является, главным образом, участие в реализации функций и обладающий властными полномочиями .
По мнению Е.А. Вовк, исполнительную – это особенный механизм в системе разделения властей, созданный для регламентирования и реализации важных задач в различных сферах жизни общества .
Представим еще одну интересную позицию: исполнительная власть – это непосредственная реализация функций в сфере госуправления, которая находится под контролем со стороны законодательной и судебной органов власти и в то же время взаимодействует с ними в различных сферах общественной жизнедеятельности .
Исполнительная власть осуществляет свою деятельность на постоянной основе и специально созданными органам. Исполнительная власть является публичной властью, которой свойственны подзаконный характер и наличие ответственности должностных лиц за принятые в ходе их деятельности решения.
Согласно мнению еще одних авторов (А.В. Ольшевская и Р.А. Воронов) исполнительная власть – это вид государственной власти, который имеет свою структуру (систему), реализовывая при этом государственно-властные функции .
Органа исполнительной власти, ка правило, действуют от имени государства и осуществляют исполнительно-распорядительный полномочия в сфере госуправления .
Исходя из указанного, исполнительные органы – органы государственной власти, которым присущи множество управленческих функций.
Итак, отметим, что исполнительная власть не может осуществлять свои исполнительно-распорядительные функции без специально созданных исполнительных органов, деятельность, полномочия и ответственность которых закреплены в специальных нормативных документах.
О признаках и принципах органов исполнительной власти будет сказано в следующем параграфе настоящей курсовой работы.
1.2. Признаки и принципы органов исполнительной власти РФ
В научном сообществе нет единого мнения относительно признаков, характеризующих органы исполнительной власти. Однако проанализировав некоторые точки зрения, мы нашли общие принципы, которые были указаны в большинстве научных работ, в частности:
– имеют властный характер,
– реализовывают исполнительно-распорядительные функции во многих сферах общественной жизни,
– являются важной составляющей госаппарата,
– реализовывают свою деятельность от имени государства,
– взаимодействуют с другими ветвями госвласти и включены в систему госорганов,
– принимает управленческие решения согласно закону,
– имеет специально утвержденную законодательную основу.
Указанные нами признаки являются общими для всех органов исполнительной власти разных уровней.
Как было указано, исполнительная власть не может существовать обособленно без взаимодействия с другими органами и гражданским обществом .
К качестве принципов, на которых основывается деятельность органов исполнительной власти назовем следующие:
– федерализм. Правовой статус, компетенции, механизм взаимодействиями и т.д., все это определено на законодательном уровне (федеральном, региональном),
– законность в деятельности органов исполнительной власти. Не менее важный, и даже можно сказать фундаментальный принцип (ст. 15 Конституции РФ). Следует отметить единство ученых в том, что законность – это комплексное социально-правовое явление, характеризующее организацию и функционирование общества и государства на правовых принципах, и может выступать и как принцип, и как метод, и как режим. Все зависит от точки зрения на этот многоаспектный правовой феномен. Указанный принцип часто соотносят с принципом верховенства Основного Закона нашей страны на федеральном уровне, а также региональном. В данном случае подразумевается, что деятельность органов не должна противоречить конституционным основам, а также нормам других правовых актов. Сказанное, в частности, фиксирует принцип конституционности и указывает на надобность соблюдения конституционных требований в целях нормального функционирования судебной власти .
Итак, законность является многогранным принципом, отражающим достаточно большое количество информации, необходимой для корректной оценки и анализа эффективности как отдельного исполнительного органа в частности, так и всей системы органов исполнительной власти в целом,
– совмещение коллегиальной составляющей и единоначалия, поскольку деятельность исполнительных органов – это, прежде всего, деятельность ни одного человека, а коллектива в лице должностных лиц, руководителей, подчиненных, государственных служащих и т.д. И результат такой деятельности зависит от ответственного управления под непосредственным руководством одного руководителя.
– ответственности органов исполнительной власти перед государством, обществом за принимаемые решения. Указанная ответственность установлена в законодательных актах конкретного исполнительного органа, например, это может быть положения о деятельности и правовом статусе определенного госоргана (Положение о Минтруде и т.д.). Положение, как правило, содержит нормы об ответственности не только служащих, но и руководства (например, министра Минтруда);
– открытость и гласность. Отчеты о деятельности органов исполнительной власти можно найти на сайте самого органа, результаты работы также доводятся до СМИ и общества. Это делается не только в целях контроля за их деятельностью со стороны государства, но и в целях общественного контроля, что также имеет очень важное значение.
Фактически ветвь исполнительной власти, также как и другие ветви власти осуществляет юридическую деятельность. В этом контексте под юридической деятельностью наиболее целесообразно понимать государственно-властную, опосредованную правом деятельность органов государственной власти по принятию правовых решений с целью гармонизации личности, общества, государства. Гармонизация интересов в формате деятельности исполнительной власти как раз и происходит посредством принятия управленческих решений в виде правовых актов.
Важно также отметить, что с 1 января 2017 года все федеральные органы исполнительной власти были обязаны перейти на электронный документооборот, что говорит о том, что с этого момента между данными органами начало налаживаться прочное информационное взаимодействие. Федеральные органы стали оказывать свои услуги посредством электронной сферы.
Из вышесказанного следует, что на сегодняшний день на федеральном уровне сложилась достаточно эффективная электронная система предоставления различных услуг, что также обеспечивает результативное информационное взаимодействие данных органов.
Несколько иная ситуация наблюдается в региональных органах исполнительной власти. На данный момент пробуется пилотный проект, в рамках которого разработчики составили рейтинг регионов, в которых наилучшим образом реализуется информационная среда, в которой осуществляется предоставление услуг в электронном виде. Первые три места разделили между собой Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра и т.д. Стоит отметить, что в десятку рейтинга вошли северные регионы.
Стоит также отметить, что федеральные органы исполнительной власти могут получить доступ к любой информационной системе региона и получить необходимую ему информацию, так как такие региональные сервисы одинаковы.
Для более удобного поиска информации используется Общероссийский классификатор территориальных муниципальных образований, который помогает быстро отправить запрос в нужный орган, к примеру, зная только информацию об адресе прописки гражданина.
Связь с общественностью в исполнительной власти имеет исключительное значение в силу того, что исполнительная власть занимает особое место в системе государственной власти. Кроме этого, в органах исполнительной власти работа PR-специалистов имеет свою специфические черты.
Так, например, деятельность органов исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта (ФКиС) представляет собой деятельность государства по установлению и реализации общественных интересов и потребностей в становлении системы норм и ценностей, ориентированных на повышение уровня умственных и физических. Госструктуры задействуют потенциал ФКиС в целях укрепления здоровья населения, приобщая к активным занятиям двигательной деятельностью разные категории населения. Роль госуправления в развитии ФКиС состоит в разработке и применении комплекса экономических, правовых, организационных и иных мер.
В конечном результате, совместными усилиями органов исполнительной власти, общественности и заинтересованных деловых кругов можно обеспечить:
– пропаганду ценностей здорового образа жизни;
– уважительное отношение к выдающимся спортсменам, тренерам и ветеранам спорта;
– укрепление материально-технической базы спортивных учреждений, сооружений, площадок;
– охват физкультурно-спортивной работой всех категорий населения;
– создание устойчивого фундамента для спорта высших достижений;
– повышение интереса и доступности к простейшим спортивным действиям на дворовых территориях;
– снижение уровня употребления алкоголя и наркотических средств, а также уровня правонарушений среди подростков и молодежи.
Итак, в заключение первой главы отметим, что орган исполнительной власти – это государственное подразделение в системе органов власти, обладающее властными полномочиями в определенной сфере государственного управления, сформированное в целях реализации законов, а также руководства установленными на законодательном уровне сферами общественной жизнедеятельности.
Деятельность исполнительных органов носит исполнительно-распорядительный характер, они исполняют акты и решения органов представительной власти, также обязаны исполнять приказы главы государства РФ и т.д.
Исполнительную власть можно, как нам представляется, считать, проводником политики государства в жизнедеятельность общества. Деятельность данной ветви власти имеет сугубо исполнительно-распорядительный характер в сочетании с постоянством и непрерывностью. Исполнительная власть осуществляет на установленные законом задачи и цели государственной политики.
Глава 2. Виды органов исполнительной власти РФ
2.1. Основания классификации органов исполнительной власти
Система исполнительной власти представляет собой наиболее многочисленную ветвь государственной власти, обладая значительными функциями и полномочиями в сфере реализации прав, свобод и законных интересов граждан. Граждане, исходя из конституционной формулы о том, что народ является единственным источником власти в РФ принимают участие в формировании, функционировании, реализации полномочий и задач органов исполнительной власти.
Нынешняя система органов исполнительной власти в Российской Федерации строит свою деятельность в соответствии с определенными принципами, которые зависят напрямую от деятельности государства и которые выражены в первую очередь в Конституции Российской Федерации. Если использовать нормы конституции, как основные, можно выявить и проанализировать некоторые базирующие принципы организации и деятельности органов исполнительной власти в России.
Органы исполнительной власти субъектов РФ – это государственные органы, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность на территории отдельного субъекта Российской Федерации и формируемые для конкретного субъекта РФ.
Для данной системы исполнительной власти в Российской Федерации характерна ее вертикаль, которая выражается в иерархичном построении органов исполнительной власти федерального и регионального уровней и подконтрольности нижестоящих вышестоящим органам.
С учётом федеративного устройства России целесообразно рассматривать одним из первых оснований классификации территориальный масштаб деятельности (в целом схожим основанием для классификации является уровень функционирования). В соответствии с данным основанием органы исполнительной власти можно подразделить на федеральные, региональные и местные.
Причём при проведении данной классификации необходимо отметить некоторые особенности. Во-первых, в Российской Федерации два уровня власти – государственная и муниципальная, и два уровня государственной власти – федеральная государственная власть и государственная власть субъектов Российской Федерации.
Устойчивое развитие России как демократического государства предполагает наличие четко функционирующей, территориально разветвленной системы МСУ и общественных институтов, которые наряду с государством призваны эффективно, в полной мере реализуя свои законодательно установленные возможности и полномочия, опираясь на передовую управленческую практику и специфику территориального устройства, обеспечивать регулирование общественных отношений. Результатом инициированной Президентом РФ реформы местного самоуправления стало создание в последние десятилетия действующей, хотя еще и не в полную силу, системы институтов местной власти.
Однако эксперты продолжают констатировать низкий уровень социальной активности населения страны. Местное самоуправление развивается при наличии системных усилий со стороны гражданского общества, в противовес отрывочным, бессистемным мерам и мероприятиям. Важным также представляется устранение разрывов между процедурами «обратной связи» и принятия управленческих решений на местах как важнейших механизмов повышения социальной активности гражданского общества.
Таким образом, федеральные и региональные органы исполнительной власти осуществляют государственную власть, а исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления – муниципальную.
По основанию образования и правовым основам функционирования можно выделить органы исполнительной власти, созданные на основе законодательных либо подзаконных нормативных правовых актов. Так, среди федеральных органов исполнительной власти в полной мере законодательно определен только правовой статус Правительства Российской Федерации, остальные федеральные органы исполнительной власти (министерства, агентства и службы) функционируют на основе подзаконных актов Президента и Правительства Российской Федерации (актуальная структура определена Указом Президента от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ).
Основы функционирования региональных органов исполнительной власти определены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» , получают дальнейшую конкретизацию и закрепление в конституциях и уставах субъектов. Однако, структура органов исполнительной власти отдельно взятого субъекта обычно также имеет подзаконную правовую основу функционирования.
Кроме этого закона деятельность органов исполнительной власти в субъектах регулируется основным законом субъекта (конституция либо устав) и другими нормативно-правовыми актами. В каждом субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти, во главе с ведущим органом, которые могут именоваться: Правительство, Администрация, Руководителями таких органов становятся высшие должностные лица, то есть главы республик, губернаторы областей, мэры городов федерального значения.